Дороги Украины: вечная «тропа войны»

Пока дорожные службы отчитываются об отремонтированных дорогах, украинские автомобилисты подсчитывают убытки и ждут появления новых ям на месте старых.

КОМУ НУЖНА СТАТИСТИКА

К началу лета «Укравтодор» торжественно отрапортовал, что на дорогах государственного значения выбоин почти не осталось, а работы по «ликвидации ямочности» близятся к концу. При этом глава автодорожного агентства пообещал, что в июне будут завершены все работы и по ликвидации ям на дорогах местного значения. Но украинские водители верить статистике давно перестали.

Частному же бизнесу — дать возможность стать исполнителями, точнее — отдать клининг на аутсорсинг. Не исключено, что со временем в Украине появятся крупные клининговые компании, которые возьмут на себя функции по уборке улиц, тротуаров и дворов. Причем бизнес этот может быть довольно прибыльным. К примеру, уборка Крещатика с учетом трех смен районным властям обходится в 26 млн грн. Уборка мусора на Майдане после концерта — в среднем выливается в 112 тыс. грн. Пока претендентов занять эту нишу не видно, но они могут появиться с ростом спроса на качественные услуги.

Киев: снег сквозь слезы. Крайний кто?

Ведь точно такие же победные заявления дорожников звучали почти три месяца назад. Если верить официальным сведениям «Укравтодора», на 13 марта в стране оставалось ликвидировать ямочность на 2% дорог общего пользования государственного значения. А в целом «уничтожить» выбоины дорожники обещали завершить еще до 1 мая.

«Все, что говорит «Укравтодор» и местные автодоры после того, как начались народные бунты, что «вот мы все сделаем, а вот здесь мы уже все сделали», – ну а что еще им остается говорить? На самом деле аудитория этих заявлений – это не люди и не автомобилисты, они это говорят не нам. Они это говорят своему вышестоящему начальству: премьер-министру, министру инфраструктуры и президенту. Они, может, этим обещаниям верят, а мы – нет, потому что мы передвигаемся по этим дорогам и сами видим реальную ситуацию», – говорит Андрей Черников, общественный активист, модератор популярного сообщества в сети Facebook «Я ненавиджу «Укравтодор».

Правительство еще в марте вынуждено было признать, что, несмотря на все усилия, новые ямы на дорогах появляются скорее, чем дорожные службы успевают латать существующие. Тогда за месяц, согласно официальной статистике, количество дорожных участков, покрытых выбоинами, увеличилось почти в два раза. Дорожники в стремительном появлении новых ям обвинили как всегда погоду.

ЖДЕМ НОВЫХ ЯМ НА МЕСТЕ СТАРЫХ

Зачастую ямочный ремонт, об объемах проведения которого бодро рапортуют чиновники, собственно ремонтом назвать нельзя. По крайней мере, еще с конца зимы украинские СМИ пестреют фотографиями «революционных» технологий, которые применяют местные коммунальщики. Кроме асфальта в ход шли все возможные подручные материалы.

Ямы засыпали землей и песком, маскировали болотом, засыпали щебенкой, угольным шлаком, камнями, заваливалистарым битым асфальтом и даже закладывали кирпичом.

Даже когда дело доходило до собственно укладки асфальта, дорожники не стеснялись укладывать его прямо в лужи и на снег.

Ужасное состояние автотрасс приводило к тому, что украинцы вынуждены были перекрывать дороги, чтобы хоть как-то привлечь внимание властей, а порой и сами по возможности пытались обеспечить возможность проезда.

Даже там, где дорожные службы укладывают в ямы действительно асфальт, само качество работ не делает проезд комфортным и вызывает справедливые подозрения в том, что долго свежие латки на дорогах не продержатся. «Я часто езжу по дороге национального значения Киев-Знаменка, там действительно есть ямочный ремонт, латки. Но то, что они наляпали вот это дерьмо кривыми руками, – это не ремонт, это выброшенные на ветер деньги. Эти латки они уже разлетаются. Тот ремонт, который делают сейчас – он не доживет ни до весны, ни до зимы и, может быть, даже ни до осени. Это выброшенные деньги», – возмущается Черников.

С другой стороны, не делать никакого ремонта также нельзя, потому что по дорогам просто будет нельзя передвигаться. Но езда по таким дорогам приносит существенные убытки автомобилистам. В масштабах всей же страны они могут достигать астрономических сумм. «Мы делали прогнозный расчет о влиянии состояния дорожного хозяйства – это порядка 50 млрд. грн. убытков в год для граждан и для экономики в целом», – констатирует заместитель председателя совета Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов.

И эта цифра может оказаться существенно выше, ведь дыры на дорогах неминуемо приводит к росту автомобильных аварий и поломкам машин. «По данным ГАИ, в Украине 5% ДТП происходит из-за неудовлетворительного состояния дорог либо из-за неисправности автотранспорта. Но в Европе количество таких аварий достигает 15%, – говорит эксперт, – Но в Украине средний возраст автомобилей 19 лет, в них часто нет даже подушек безопасности, тогда как в западных странах автомобилям в среднем всего 5-7 лет», – говорит Залетов.

ЗАЧЕМ ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ

«Сеть дорог требует на порядок больше ресурсов, чем те, которыми располагает «Укравтодор», исходя из имеющегося финансирования. Этих средств не хватает ни в одном регионе», – жалуется глава «Укравтодора» Евгений Прусенко. Именно от главы Госагентсва прозвучала идея повысить акцизы на бензин и дизтопливо, а полученные дополнительно средства направить на ремонт дорожной сети, которую автомобилисты встретили в штыки.

При этом, многие водители согласны платить больше, но при условии гарантированно получить взамен хорошие дороги, но тем, кто сейчас отвечает за дороги в стране, никаких средств не доверили бы. «Нужно больше денег собирать тем или иным образом. Но сначала нужно реформировать структуру «Укравтодора», чтобы эта организация сама не проектировала, сама не строила и сама же себя не контролировала – ведь это бред. Поэтому сначала нужна реформа, потом нужно наказать виновных в том, где мы находимся сейчас, и только потом мы, водители, дадим деньги», – рассуждает автомобилист со стажем Андрей Черников.

То, что средства, выделенные на содержание дорожного хозяйства, расходуются неэффективно, признают и в правительстве. «Сегодня в системе «Укравтодора» сосредоточены все функции по текущему содержанию автодорог: планирования, службы заказчика, выполнения и даже контроля. Получается, что подрядчик контролирует… сам себя!», – пишет в последней своей авторской статье выце-премьер-министр Александр Вилкул, ответственный за состояние инфраструктурных объектов страны.

Насколько эффективной будет предложенная правительством реформа отрасли, можно будет увидеть только со временем. При этом сами автомобилисты в реформу пока не верят. «Честно говоря, я не знаю ни одной реформы в нашей стране, которая была продумана, начата вовремя и доведена до ума. Потому что нет у правительства мотивации что-либо менять. Благодаря тому, что мы возмущаемся состоянием дорог, они начинают выделять больше денег. А воровство сократилось? Нет. Коррупция исчезла? Нет. На тендерах не побеждают сомнительные компании? Нет, все как было так и осталось», – отмечает Черников.

ЯМ НЕ НАШЛИ ТОЛЬКО В ДОНЕЦКЕ

«Комментарии» провели собственное расследование, и убедились, что автодороги в украинских городах до сих пор «дырявые».

В Днепропетровске ямами изобилуют улицы Димитрова и Сергея Лазо. Совсем рядом, находится школа №13 и детский сад.

ул. Димитрова, Днепропетровск

ул. Димитрова, Днепропетровск

Глубокие ямы корреспонденты нашли и на улице Громова, которая находится всего в одном квартале от больницы скорой помощи. При чем, беспрепятственно подъехать к больнице с другой стороны тоже не получится – расположенная неподалеку улица Шмидта точно так же изобилует ямами, а местами с приходом весны сквозь слой асфальта начала пробиваться брусчатка.

ул. Шмидта, Днепропетровск

ул. Шмидта, Днепропетровск

В Харькове сезон ремонта дорог в разгаре, однако многие улицы все еще оставляют ощущение недавно прошедшей бомбежки. Живописными ямами до сих пор могут похвастать, например, как находящийся в центре города переулок Пискуновский и улица Чеботарская (одна из старейших улиц Харькова, которая могла похвастать твердым покрытием из брусчатки еще в 1883 году).

ул. Чеботарская, Харьков

ул. Чеботарская, Харьков

К слову, на Чеботарской находится Физкультурно-спортивный комплекс «Авангард», где тренируются ученики нескольких детско-юношеских спортивных школ, рядом станция метро и Центральный рынок. В ответ на все упреки в качестве дорог чиновники неоднократно заявляли, что улиц в Харькове много, а вот денег – намного меньше, чем хотелось бы. Тем не менее, закончить «капиталку» на самых «стратегически важных» центральных улицах обещают ко Дню города, 23 августа, все остальное – в течение года.

пер. Пискуновский, Харьков

пер. Пискуновский, Харьков

Не лучше ситуация и на западе страны. Местные перевозчики и вовсе грозятся прекратить движение по трассе Червоноград – Броды. По их словам, из-за ужасного состояния дороги чуть ли не каждая поездка оборачивается для автолюбителей поломками и дополнительными расходами.

Дорога проходит через 18 населенных пунктов, в которых живет почти 23 тысячи людей, но уже сейчас из-за состояния дороги автомобили скорой помощи отказываются ехать в некоторые села.

Но ямы не только причиняют неудобства и приводят к убыткам, а и значительно увеличивают аварийность. Например, в Одесской области в городе Измаиле 4 июня после попадания в глубокую яму, водитель потерял контроль над своим автомобилем и врезался в столб на обочине дороги. Никто не пострадал только по счастливой случайности. По словам очевидцев, дети, которые часто играют в этом месте, в момент аварии находились на другой стороне дороги.

Интересно, что лучше всего дела с ремонтом дорожного покрытия обстоят в Донецке. Как сообщил региональный корреспондент «Комментариев», в центре города и на важных магистралях ям практически нет. Какие-то недоработки местных дорожников можно найти лишь на отдаленных окраинах города либо во дворах. 

Автор: Михаил Орлюк,  Коментарии 

You may also like...