Бесполезное золото или Тройская унция самообмана

Впервые в новом тысячелетии золото продолжительное время дешевеет. Инвесторы и центральные банки терпят колоссальные убытки, но отказываться от инвестиций в этот актив не торопятся, поскольку не верят в медвежий долгосрочный тренд.

 Начало сентября 2011-го. Курс золота достигает исторического максимума на уровне 1895 долларов за тройскую унцию. Аналитики целого ряда инвестбанков начали дружно заявлять, что уже до нового года мы увидим котировки желтого металла выше двух тысяч долларов. Однако происходит техническая коррекция, и желтый металл уходит в коридор 1600–1800 долл./тр. унция. А затем, в 2013-м, вопреки всем ожиданиям инвестаналитиков и разговорам о слабом долларе, золото стремительно дешевеет до уровня середины 2010 года.

Инвесторы в смятении, поскольку после длительного роста они не могут поверить в то, что золоту придется искать замену. На фоне падения цен на драгметаллы вновь растет интерес к традиционным сырьевым товарам. А значит, мировая экономика входит в новый цикл.

Из прошлого в настоящее

В начале 1970-х годов курс золота составлял всего 35 долларов за тройскую унцию. Тогда США отменили «золотое содержание» своей валюты, отказавшись обменивать доллары на резервное золото. Это был крах Бреттон-Вудской системы. Впрочем, после Ямайского соглашения 1976 года, которое сделало фундаментом финансового миропорядка свободную конвертацию валют, золото попало в свободное обращение. По сути его цену ключевые центробанки мира выпустили из-под контроля. Нефтяной и экономический кризис конца 1970-х — начала 1980-х, сопровождавшийся наращиванием госдолга многими странами и расширением денежной массы, подтолкнул инвесторов к диверсификации портфелей в сторону материальных активов. Золота — в первую очередь.

Однако после того как для борьбы с инфляцией Федеральная резервная система США с 1972-го по 1980 год повысила базовую процентную ставку с 4,5 до 19,5%, инвесторы переключились на ценные бумаги с фиксированным доходом. В итоге те, кто покупал в январе 1980-го золото по цене 677 долларов за тройскую унцию, через десятилетие могли рассчитывать лишь на 400 долларов, а спустя еще десять лет — только на 280 долларов. Стабильные и перспективные 1990-е для западных экономик оказались периодом устойчивого роста: появился Евросоюз, пал коммунистический лагерь, открыв емкие рынки сбыта, уменьшились расходы на вооружение. Этот период характеризовался низкими ценами на сырьевые товары, в первую очередь нефть.

В конце 1980-х в результате проведенной правительствами Саудовской Аравии и США спецоперации против Советского Союза нефть подешевела до восьми долларов за баррель. Тройская унция золота стоила в 30 (!) раз дороже, но при этом цена 240 долларов не казалась заоблачной.

Рост золота возобновился лишь с приходом «нулевых»: постепенно курс благородного металла за десять лет вырос до 1400 долларов (см. «Спасение — золото?»). Отчасти на этот подъем повлияло падение мирового производства золота (с 2573 тонн в 2000 году до 2356 тонн в 2008-м); отчасти — наращивание золотых запасов центробанков (у некоторых из них за прошедшее десятилетие золотой запас вырос в пять–десять раз).

Не последнюю роль сыграло и ослабление доллара по отношению к другим валютам за эти годы на 20–30%. Наконец, финансовый кризис 2007–2008 годов спровоцировал виток недоверия к ведущим мировым валютам и, как следствие, существенный подъем спроса на золото как наиболее безопасный актив на фоне макроэкономической нестабильности.

Затянувшаяся во всём мире рецессия, нестабильность на валютном рынке и повышенный спрос на материальные активы не давали особых поводов думать об обвале. Его не ожидали даже наиболее скептически настроенные инвесторы. Например, еще в начале 2013-го такие банки, как BNP Paribas и JP Morgan, считали, что золото в нынешнем году подорожает минимум на 25–30%.

Ювелирная промышленность развитых стран теряет интерес к золоту, в то время как в Азии спрос на металл растет

Ювелирная промышленность развитых стран теряет интерес к золоту, в то время как в Азии спрос на металл растет

Однако золото вошло «в пике». Аргументов, почему на рынке драгметаллов произошел разворот, несколько.

Во-первых, многие авторитетные инвесторы уже давно высказывали опасения, что на рынке сформировался пузырь, и золото уперлось в потолок. «Мотивацией для инвестиций в золото всегда было убеждение, что оно будет расти. В течение последних десяти лет такая тенденция была положительной. Но в то же время на фоне этого рынок акций и жилья пережил несколько пузырей, в которые попались именно скептически настроенные инвесторы. И не исключено, что с золотом произойдет то же самое», — не раз предостерегал бизнесмен Уоррен Баффет.

Во-вторых, весна нынешнего года, когда золото просело сильнее всего, ознаменовалась множеством негативных новостей. Начиная с Кипра, который ради спасения от финансового кризиса продаст часть своего золотого запаса, и заканчивая слухами о возможном прекращении Федеральной резервной системой США политики количественного смягчения. К тому же и экономика Китая стала замедляться (по итогам первого полугодия 2013-го рост реального ВВП этой страны составил 7,7%, что оказалось хуже ожиданий).

В-третьих, не исключено, что обвал цены золота начали «подогревать» сами спекулянты, которые за счет нагнетания волны распродаж фиксируют неплохую прибыль.

В итоге в благополучной перспективе желтого металла разуверились даже самые большие оптимисты. Так, американский банк Goldman Sachs, всегда славившийся достаточно точными оценками в отношении драгметаллов, 24 июня в очередной раз ухудшил свой прогноз.

Теперь его аналитики ожидают, что до конца нынешнего года цена золота окажется на уровне 1300 долларов за тройскую унцию, а по итогам 2014-го опустится до 1050 долларов, что на 9,4 и 17,3% ниже предыдущего апрельского прогноза. Аналитики британского банка Barclays, еще в начале 2013-го прогнозировавшие среднюю стоимость золота на уровне 1778 долларов за унцию, летом снизили ее до 1393 долларов. Банк Morgan Stanley оказался более сдержанным, но также пессимистичным: согласно его прогнозу, средняя стоимость желтого металла удержится на уровне 1409 долларов за унцию в этом году, а в 2014-м снизится до среднегодовой отметки в 1313 долларов.

Невеселые картинки

В условиях резкого падения цен под серьезным давлением оказались производители золота. Так, акции компании Newcrest Mining, третьего по величине производителя этого металла в мире, обвалились с 1 апреля по 1 июля более чем на 50%. Канадская Barrick Gold, крупнейшая золотодобывающая компания, потеряла за этот же период около 47%. Средняя стоимость производства варьируется от 1000 до 1200 долларов за унцию в зависимости от масштабов операций компании. Значит, при дальнейшем падении цены золота предприятия неминуемо будут сокращать производство, закрывая или консервируя шахты.

К примеру, Barrick Gold в июне объявила, что откладывает на полтора года запуск своей флагманской шахты на месторождении Паскуа-Лама в Чили. «Это решение принято в свете сложного бизнес-климата, с которым мы сталкиваемся сегодня», — объяснил генеральный директор компании Джейми Сокальский.

 

Но за очевидным кризисом производства кроется и другой подтекст: возможное снижение поставок золота, спровоцировав дефицит, окажет на самом деле поддержку ценам на драгметалл.

Кроме того, продолжают скупать золото центральные банки. Согласно статистике организации World Gold Council, центробанки купили 534,6 тонны золота в прошлом году, что является наибольшим показателем с 1964-го. А это — еще один из факторов, способных остановить удешевление золота.

Опосредованно на стоимость металла может повлиять и политический кризис в Египте, поскольку последние 50 лет цены на нефть и золото двигались почти синхронно — корреляция между ними достигает 80%. И хотя Египет не является крупным производителем нефти, риск нарушения поставок через Суэцкий канал способен взвинтить цены как на обычное, так и на «черное» золото.

Если говорить о других активах, то к их движениям золото не имеет столь жесткой привязки. Например, по данным World Gold Council, с сырьевыми активами, помимо нефти, золото в долгосрочном периоде коррелирует менее чем на десять процентов, с долговыми инструментами — на 20%, а с колебаниями курсов валют — лишь на 12-13%.

Попытка Украины войти в число добытчиков золота провалилась: Мужиевский золоторудник в Закарпатье, добыв 840 кг из запланированных 35 тонн, простаивает уже почти три года

Попытка Украины войти в число добытчиков золота провалилась: Мужиевский золоторудник в Закарпатье, добыв 840 кг из запланированных 35 тонн, простаивает уже почти три года

Всё в руках ювелиров

Но большинство инвесторов всё же считают, что стоимость драгоценного металла будет падать на фоне восстановления экономики США. Это означает окончание монетарного расширения как панацеи от всех макроэкономических бед. Ведь золото очередной раунд снижения испытало именно после того как глава Федеральной резервной системы Бен Бернанке 22 мая предположил, что программа скупки облигаций может быть свернута еще в этом году, если экономика США продолжит рост. Тогда стоимость желтого металла сразу опустилась на 5,9%.

Инвесторы традиционно обращают внимание на драгоценные металлы, когда потенциал роста цен на рынках ценных бумаг ограничен и одновременно с этим растут инфляционные ожидания. «Сейчас центробанки ведущих стран активно печатают деньги для стимулирования экономического роста.

Например, Япония за два года рассчитывает удвоить денежную базу, власти Евросоюза смягчают монетарную политику для борьбы с долговым кризисом, а фондовые индексы США находятся на исторических максимумах», — отметил финансовый аналитик компании «Альпари» Александр Михайленко. Ему вторит эксперт информационно-аналитического центра FOREX Club в Украине Мария Сальникова: «Цена золота на мировом рынке до конца 2013 года может составить 1450 долларов за тройскую унцию».

Между тем, проводя параллели между причинами роста и падения в прошлом и ситуацией, которая сложилась сейчас, не стоит забывать и об очевидных отличиях. Самая большая разница между 1980 годом и сегодняшним днем — неспособность правительства США поднять процентные ставки. Ведь госдолг уже слишком велик (если в 1980-x он составлял около 50% ВВП, то в 2013-м приблизился к уровню 105% ВВП), а рост процентных ставок лишь увеличит его уровень, что сделает долговую проблему еще более серьезной. Соответственно, массовый отток капитала в инструменты, зависящие от уровня процентных ставок, маловероятен.

Не стоит списывать со счетов и другие факторы. Около 52% добытого золота уходит на изготовление ювелирных изделий, 18% попадает в золотовалютные запасы стран, 16% — к инвесторам, 12% находят промышленное применение. Исходя из этих цифр, становится очевидным, что многое зависит именно от ювелирной составляющей. К тому же пока спрос на золото в развитых странах снижался, такие страны, как Индия и Китай, продолжают наращивать потребление золота для ювелирной промышленности.

Потенциал роста котировок золота лежит и в сфере применения других драгметаллов. Так, например платина считается более востребованным металлом, нежели золото, поскольку спектр ее промышленного применения шире. Только 12% добываемого золота используется в промышленности, тогда как для платины этот показатель составляет более 50%. Ее используют в медицине, производстве техники, в нефтепереработке и химической отрасли.

При этом есть факторы, говорящие о надвигающемся дефиците платины. Например, ЮАР, на которую приходится до 73% мирового производства этого металла, только за 2012 год сократила его поставки на 16%. А расположенная в ЮАР компания Anglo American Platinum, крупнейший производитель платины в мире, недавно сообщила о том, что более 5600 рабочих отказались спускаться в шахту, заблокировав работу предприятия.

И хотя в глобальном смысле перебои в производстве вряд ли можно считать положительным явлением, потребность промышленности в упомянутом металле не сократится. А значит, дефицит вызовет рост цен. К тому же крупнейший мировой дистрибутор платиноидов Johnson Matthey указывает на то, что промышленный спрос на платину всё больше подкрепляется спросом инвестиционным.

Ни платина, ни палладий, ни серебро не способны затмить блеск золота, на рост цены которого инвесторы рассчитывают уже в 2014 году

Ни платина, ни палладий, ни серебро не способны затмить блеск золота, на рост цены которого инвесторы рассчитывают уже в 2014 году

Рано медведи проснулись

Поэтому аналитики не торопятся менять свои прогнозы в сторону снижения. Например, Лондонская ассоциация участников рынка драгметаллов (LBMA) еще в начале 2013-го заявила о том, что платина к концу года вырастет на 8,4% (за январь-июль она подешевела на десять процентов). Не стоит списывать со счетов и палладий. К примеру, Morgan Stanley сохраняет «бычий» взгляд на этот металл, прогнозируя ему рост по итогам года до 743 долларов за унцию (это на 4,5% больше, чем в начале года).

В отношении серебра прогноз LBMA тоже оптимистичен: оно должно вырасти на 6,6% (хотя с начала года серебро просело в цене на 36%). «Дело в том, что в отсутствие собственных движущих факторов рынок серебра ориентируется на рынок золота», — подчеркнул аналитик банка UBS Джонни Тевес.

Вера в желтый металл связана еще и с тем, что альтернативы этому активу сегодня нет. Рынок акций вызывает настороженность своим спекулятивным ростом (американский Dow Jones с начала года вырос на 15,5%, японский NIKKEI — на 36%, а британский FTSE 100 — на десять процентов), который не подкреплен макроэкономическими показателями. На валютном рынке тоже неспокойно: доллар слаб, однако многие валюты, например, евро, еще слабее.

Если смотреть на исторические ряды, с высокой вероятностью можно прогнозировать, что длительный застой на рынке золота наступит лишь после того как мировая экономика даст четкий сигнал к восстановлению. А учитывая, что в начале июля Международный валютный фонд ухудшил прогноз роста мирового реального ВВП в 2013 году с 3,3 до 3,1%, на глобальное оздоровление рассчитывать пока не приходится.

К тому же легендарный инвестор в золото Джим Синклер, известный как Mr Gold, уверен, что мировая экономическая система находится на грани коллапса. Спасение нужно искать в надежных вечных активах. Он ожидает, что к августу 2014-го золото повторно протестирует свой максимум, а потом достигнет 2400 долларов за унцию, прежде чем наступит следующая коррекция. Синклер, как и многие спекулянты, уверен: сегодня снова хорошее время для входа в золото.

Инвестиция или мистификация?

 Уоррен Баффет, инвестор-мультимиллиардер, председатель совета директоров управляющей компании Berkshire Hathaway:

— Золото долгое время являлось фаворитом инвесторов, которые в большинстве своем отказались от всех остальных активов. Однако оно не приносит никакой пользы, кроме некоторых промышленных и декоративных свойств, спрос на которые ограничен и не способен стимулировать новое производство. Поэтому золото — это не инвестиция. Оно растет в цене только за счет постоянного притока покупателей, которые, в свою очередь, считают, что их круг будет расширяться. И у нынешних держателей золота лишь одна надежда — на то, что в будущем появятся еще более алчные инвесторы и купят его дороже.

 Нуриэль Рубини, профессор экономики Нью-Йоркского университета:

— Даже если рецессия продолжится, инвестиции в золото могут не оправдать себя. Достаточно вспомнить, что на пике мирового финансового кризиса в 2008 и 2009 годах цены на него несколько раз резко падали. А в условиях сильного кредитного кризиса даже покупка золота может вызывать вынужденные распродажи среди инвесторов из-за сильного изменения цены. Это, в свою очередь, приводит к высокой нестабильности рынка и, как следствие, к непредсказуемому поведению золота в дальнейшем.

 Пол Кругман, американский экономист и публицист, лауреат Нобелевской премии по экономике:

— Какое-то время рост цен на золото служил поддержкой доверия инвесторов, которые интуитивно вкладывали в этот актив, даже несмотря на то что многие их прогнозы оказывались неправильными. Научит ли это чему-то вкладчиков и их последователей, слепо идущих по пути ошибочных инвестиций? Думаю, вряд ли. В современном политизированном мире такое мышление очень хорошо вписывается в его парадигму. Поэтому бездумные вложения в золото будут продолжаться независимо от того, насколько это убыточно, и независимо от того, куда будет двигаться его цена.

 Михаил Хазин, российский экономист, руководитель компании экспертного консультирования «Неокон»:

— Высокая волатильность и давление на рынки со стороны властей разных стран приведут к тому, что владельцы и управляющие капиталами будут метаться из одних активов в другие. Они станут предлагать рынку разные, но всё более короткие и ненадежные инструменты. Уже в этом году возникнет главный вопрос: что же такое вообще финансовый актив в условиях кризиса? Возможно, единственным таким активом является золото, что может вызвать резкий взлет цен на него. Однако нет уверенности в том, что это произойдет именно в нынешнем году, а не позже.

Автор: Виталий Дубенский, журнал ЭКСПЕРТ №28–29(398) 

You may also like...