Вплоть до убийства незваных гостей: россияне смогут защищать себя и свои дома?

Депутат Госдумы Российской Федерации готовится внести на рассмотрение своих коллег законопроект, позволяющий гражданам, в жилище которых проникли злоумышленники, применять любые методы самообороны вплоть до убийства незваных гостей.

Жертву бандитского нападения приговаривают к условному сроку за то, что она посмела слишком активно сопротивляться преступникам, ворвавшимся в её квартиру. Отец семейства, сумевший дать отпор бандитам в собственном доме, едва не садится в тюрьму. Подобных историй сотни, если не тысячи. Но число однотипных судебных решений, автоматически превращающих потерпевших в результате нападения в обвиняемых и осуждённых, видимо, всё же достигло критической отметки.

Депутат Госдумы Алексей Журавлёв готовится внести на рассмотрение своих коллег законопроект, позволяющий гражданам, в жилище которых проникли злоумышленники, применять любые методы самообороны вплоть до убийства незваных гостей. Не злоупотребят ли дарованным правом обороняющиеся? Не повлечёт ли за собой принятие доктрины ещё и легализацию стрелкового оружия? Корреспондент «Нашей Версии» выяснял подробности.

Право хранить оружие у себя дома и применять его, если в жилище ворвались злоумышленники, есть у россиян и сегодня. Но воспользоваться этим законным правом люди или не могут, или просто боятся. Почему? Да потому, что слишком велик риск оказаться на скамье подсудимых рядом с нападавшими – за превышение необходимой самообороны.

При этом никто не может внятно объяснить, почему судьи в подобных делах почти всегда перестраховываются и назначают наказание жертве. «По действующему законодательству, если у человека, который залез ко мне в дом, есть в руках пистолет, то я ещё должен подумать, угрожает ли это моей безопасности, – недоумевает автор нового законопроекта Алексей Журавлёв. – Вместо того чтобы обороняться, я должен раздумывать, как же мне его так ударить, чтобы не повредить.

А есть ли у человека, подвергшегося нападению, время на такое раздумье? Уверен, что нет. Я полагаю, что, если к вам в дом некто проник против вашей воли, вы вправе применять любые виды оружия. И это должно считаться самозащитой». Юристы же уверяют, что если бы в нашей стране хозяева жилья, оказавшие сопротивление незваным гостям, автоматически признавались потерпевшими, статистика подобных преступлений сократилась бы в 12–15 раз.

Молдаванам разрешили обороняться – преступность снизилась вдвое

Расхожее мнение – давать право на самооборону простым смертным опасно. Мало ли кого они могут пришить с пьяных глаз. И вообще, «спички детям не игрушка». Тем не менее продают эти спички у нас без ограничений – пока, во всяком случае. «Когда два десятилетия назад в России появились помповые ружья, аргументы противников были те же самые: мы пьяная нация, мы всех перестреляем, – вспоминает адвокат Михаил Барщевский, один из самых последовательных сторонников введения в нашей стране «Доктрины крепости».

– Прошло 20 лет. За эти годы на руках у граждан оказалось 6 млн «стволов». При этом рост преступности с использованием такого оружия составил 0,1%!» Что же до традиционного российского пьянства – в бывшей советской Молдавии пьют даже больше. Тем не менее в 1995 году там приняли закон, закрепивший за гражданами право на самооборону. С тех пор число убийств в этой стране снизилось вдвое – с 8,4 случая на 100 тыс. человек до 4,8 в прошлом году.

Оружие в руках законопослушных граждан способно творить чудеса. В американском штате Флорида действует официальный запрет на ношение «стволов». Но с недавних пор оружие разрешено применять женщинам. В итоге число изнасилований и уличных грабежей всего за полгода снизилось на 70%. При этом дамы и не думали отстреливаться. Просто преступники уразумели, что нападать – себе дороже.

«Доктрина крепости» действует не только за океаном, но и в Израиле, и в Италии – с недавних пор. А что же у нас, в России? А у нас Уголовный кодекс трактует понятие необходимой самообороны довольно расплывчато. В 37-й статье УК записано, что причинение вреда нападавшему не считается преступлением только в том случае, если жизни и здоровью оборонявшегося действительно угрожала опасность.

Попробуйте доказать в суде, что защищающийся причинил вред нападавшему не умышленно, а лишь в пределах необходимой обороны! Юристы считают, что нужно не только вносить поправки в 37-ю и 108-ю статьи УК, но и менять всю правоприменительную практику вообще.

Впрочем, говорить об этом пока рано. Не факт, что инициативу Журавлёва не заблокируют, как заблокировали полтора года назад аналогичные предложения фракции ЛДПР и вице-спикера Игоря Лебедева. Похожий законопроект о расширении понятия необходимой обороны в нормах уголовного права разрабатывал и сенатор Евгений Тарло. В обоих случаях последовали отрицательные отзывы Верховного суда – говорят, что с подачи правительства.

Разрешат ли стрелять в пьяных соседей и бывших супругов?

Почему же правительство предпочитает блокировать подобные инициативы законодателей? «Властям приходится считаться с вооружёнными гражданами, а иногда и опасаться их, – поясняет адвокат Михаил Барщевский. – В Древнем Риме рабам нельзя было иметь оружие, а гражданам – можно. В России крепостным тоже нельзя было иметь оружие, а дворянам – можно». Выходит, крепостное право в позапрошлом веке упразднить удалось всё же не окончательно. Точку способна поставить ратификация поправок, предложенных Журавлёвым. Вот только рискнут ли власть предержащие эту точку поставить?

Увы, не рискнут. По мнению первого зампреда думской фракции «Единой России» Николая Булаева, менять законы, предоставляя гражданам право защитить свою жизнь, несвоевременно – существующих норм закона вполне достаточно: «У нас уже есть понятие самообороны, – считает единоросс. – Я не думаю, что необходимо вводить дополнительные законы или нормы по этому вопросу». Действительно, вводить их нет никакого смысла – народные избранники и без того неплохо защищены. В отличие от рядовых граждан. По мнению главы Московской коллегии адвокатов Андрея Князева, изменить действующее законодательство мешает косность «постсоветского мышления россиян».

Но вскоре всё, так или иначе, изменится: «Пока законодатели ориентируются на советское время, когда собственность жилья не имела такую ценность, как жизнь человека, – поясняет юрист. – А пока есть время задуматься о нюансах. К примеру, если в твой дом ломится пьяный сосед. Или бывший муж твоей жены. Можно их убивать?

Или, скажем, некто оплатил съёмную квартиру, а хозяин его туда не пускает – как быть?» Пока все эти нюансы остаются за рамками законодательства, соглашается со своим коллегой Михаил Барщевский. «Допустим, что к вам на дачный участок зашёл заплутавший мигрант, чтобы спросить, как добраться до магазина. Нельзя отстреливать всех, кто зашёл за солью или спичками». Но, по мнению Барщевского, есть и другая, гораздо более насущная проблема:

«По нашим законам орудие защиты должно быть адекватно орудию нападения. Сейчас отбывает наказание человек, убивший ножом бандита, который душил его голыми руками». А ещё известный юрист привёл в пример такой случай – в московскую квартиру, где жили двое пенсионеров, через балкон проникли грабители. Дед взял двустволку и выстрелил дважды, убив одного незваного гостя и ранив другого. Был суд: пенсионера собирались посадить за нарушение правил самообороны на том основании, что у нападавших с собой были только ножи. Если бы не широкий общественный резонанс, старик мог сесть в тюрьму.

Производители оружия смогут получить 800 миллиардов сверхприбыли

Вопрос о расширении понятия самообороны – слишком широкий. Сказали «а», говорим и «б» – легализуем короткоствольное оружие, чтобы дать возможность гражданам полноценно защищать свои жилища. Эксперты считают, что протолкнуть эти два нововведения – «Доктрину крепости» и легализацию «короткоствола» – можно только в пакете. Почему?

Да потому, что в этом случае косности законодателей, пекущихся о том, как бы чего не вышло, будет противопоставлена энергия тех, кто зарабатывает на производстве оружия. Цинично? Возможно. Зато будет гарантия, что законодательство всё-таки изменят. Потенциальный рынок короткоствольного оружия – 2 млн человек в год. И каждый год это число будет возрастать на 10%. Эксперты считают, что за 10 лет объём нового сектора экономики превысит 800 млрд рублей. Овчинка явно стоит выделки – неужто производители оружия откажутся от такой небывалой прибыли?

Всё полагаете, что это слишком много и продажа 2 млн «стволов» приведёт к массовому побоищу? Тогда ознакомьтесь со статистикой МВД. На сегодняшний день у граждан на руках имеется свыше 5 млн единиц только зарегистрированного огнестрельного оружия. Плюс как минимум ещё 2 млн травматических пистолетов и револьверов.

Впрочем, пока и законодательная инициатива сенатора Александра Торшина, предложившего легализовать короткоствольное оружие, и законопроект Алексея Журавлёва буксуют. Не пора ли этим законодателям объединить усилия?

Автор: Руслан Горевой, Наша версия (№ 34)

You may also like...