Наркомания в России проистекает из готовности бездумно рисковать

Наркомания (наряду с алкоголизмом) – ещё один вариант российского экстрима. То, что одно связано с другим (и объединено готовностью рисковать), показано и социологами. Об этом, в частности, говорится в книге-исследовании «Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм» (Институт социологии РАН, Москва, 2014). Мы приводим отрывок из книги, посвящённый готовности человека рисковать и его пристрастию к наркотикам.

Социологические исследования показывают, что заниматься экстремальными видами спорта готовы 55% россиян, а водить пьяным машину – 26%. Именно эти и другие «экстремальные категории» граждан являются основными поставщиками наркоманов.

Население в России никогда не отличалось законопослушностью. К примеру, до 30% мужчин в стране прошли через места лишения свободы. Ещё одной стороной такого пренебрежения к законам и правилам является увлечённость всякого рода экстримом – от добровольного участия в войнушках (как мы это видим сейчас в Донбассе) до наплекательского отношения к своему здоровья.

Наркомания (наряду с алкоголизмом) – ещё один вариант российского экстрима. То, что одно связано с другим (и объединено готовностью рисковать), показано и социологами. Об этом, в частности, говорится в книге-исследовании «Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм» (Институт социологии РАН, Москва, 2014). Мы приводим отрывок из книги, посвящённый готовности человека рисковать и его пристрастию к наркотикам.

«Употребление наркотиков совершеннолетними гражданами можно рассматривать как часть рискованного поведения: этой категории людей уже известно о вреде наркотиков для организма, о законодательном запрете, о возможностях криминального наказания.

К примеру, индивиды в тридцатилетнем возрасте, несмотря на многолетнюю антинаркотическую пропаганду, сознательно начали свою «наркотическую карьеру». Это связано с тем, что в 90-е годы (начало перестройки) появились новые источники пополнения числа наркоманов. В эти годы к наркотикам приобщались как дети родителей, потерявших свой социальный статус (имеющих высшее образование и не имеющих работы и, соответственно, заработка), так и дети родителей, приобретших принципиально новый социальный статус (высокий уровень образования и высокая материальная обеспеченность).

В то время важным фактором включения в наркопотребление являлась принадлежность к маргинальным слоям современного российского общества, но к наркотикам проявляли склонность не столько сами маргиналы, сколько их взрослые дети. Одно из объяснений более позднего приобщения – стремление к использованию различных стимуляторов и синтетических «преобразователей», низкая цена и доступность, а также пропаганда безопасности «новых» психоактивных веществ и потребность в новых ощущениях.

Поиск острых ощущений нами рассматривается как потребность субъекта экспериментировать с необычными и сложными ощущениями, с рискованными типами поведения, как на физическом, так и на социальном уровне. Выявлено, что поиск острых ощущений, как особый тип поведения, является предиктором наркотизации и оказывает влияние на выбор наркотика и способ его употребления. Важным моментом при рассмотрении механизмов приобщения к наркотикам, а также перехода от первой пробы к эпизодическому употреблению является склонность к рискогенному поведению.

Предрасположенность к риску, определенные формы рискогенного поведения провоцируют наркотические пробы. В настоящее время формируется такая форма риска, которую можно считать элементом современной культуры, например, наркотической субкультуры, т.е. формирование в массовом сознании понятия «социально приемлемого риска» по отношению к употреблению наркотиков, отразившего осознание, а затем принятие обществом факта рискогенности собственной жизнедеятельности.

По самооценкам населения значительная часть респондентов (45%) считает себя рискованными людьми (процент варьируется от 36% до 60% в зависимости от региона).

Вместе с тем при ответе на другой вопрос: «Что для вас важнее: безопасность или возможность испытать новые ощущения» большинство опрошенных отметили, что безопасность для них является приоритетной. Несмотря на это, доля тех, кто указал, что совершает поступки слишком рискованные, также значительна – 32%.

Важными характеристиками рискогенного поведения является отношение к безопасности и наличие или отсутствие потребности в острых ощущениях.

Традиционно те, для кого важнее безопасность, менее склонны к риску. Однако, как показало исследование, для значительной части населения сегодня важна потребность в новых ощущениях. Не удивительно, что высока доля респондентов, отметивших, что они готовы пойти на риск ради получения новых ощущений (от 65% до 80%). Данная потребность в новых острых ощущениях в результате удовлетворяется различными формами девиантного поведения.

Обращает на себя особое внимание то, что для каждого пятого является нормальным и оправданным находиться в малознакомой, нетрезвой компании, а почти каждый четвертый считает употребление алкоголя в неумеренных количествах для себя нормой.

Совокупность выявленных установок может быть почвой для первых проб наркотиков и/или перехода к эпизодическому употреблению. В этой связи на первый план выходит такой мотив употребления наркотика, как его предвкушение. Эта мотивация подтверждается тем, что среди всех половозрастных групп населения существует такое глубинное социально- психологическое явление как массовое стремление людей одурманивать себя»

Источник:  Блог  Толкователя

You may also like...