ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АВТОИНСПЕКЦИИ: КОНФЕТЫ, КАССЕТЫ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА

Жесткий агрессивный ПиАр нынешнего руководителя украинского ГАИ все больше захватывает телеэкраны, газетные полосы и смещается на улицы украинских городов. Накануне восьмого марта десятки киевских дам-автовладелиц были напуганы необычным вниманием «продавцов полосатых палочек» к их персонам.

Ситуация: утро, центр города, обычная пробка. У обочины стоит гаишник и что-то напряженно высматривает в медленно двигающейся колонне автомобилей. Вдруг радостно подпрыгивает и машет жезлом, приказывая новенькой «BMW» из третьего ряда перестроиться в первый и остановиться. Несчастная автовладелица с трудом выполняет сей сложный маневр и останавливается. Тем временем, гаишник уже успел вытащить из своей машины букет цветов и коробку конфет. Дама, по виду вполне деловая, рассерженная и опаздывающая, опускает окно, а радостно улыбающийся гаишник лихо рапортует: «Сержант Петренко! Дозвольте поздравить вас от имени керивництва ДАИ с праздником Восьмого березня! А цэ – Вам!» И тычет ошалевшей бизнес-вумен букетик и конфеты. Дама, уже привычно приготовившая кошелек для каких-нибудь очередных «отступных», мягко говоря, шокирована. Говорит: «Спасибо, я могу ехать?» «Канечна!» – радостно отвечает гаишник. Дама поднимает окно, и ее губы шепчут что-то похожее на слово «мудаки».

В официальной же хронике было сказано, что накануне Международного женского дня руководство ГАИ решило порадовать женщин-водителей и весь (!) личный состав киевского управления во главе со своим начальником в звании полковника вышел на дороги с цветами и конфетами. Таким образом, надо полагать, глава Департамента ГАИ, полковник Сергей Каракай, о пристрастиях которого в сфере бизнеса, туризма и очковтирательства мы уже неоднократно писали, решил приблизить свою службу к народу, а себя, надо полагать, к посту министра внутренних дел. Все это конечно, очень мило, но возникает два вопроса. Как столь странное занятие столичных гаишников сказалось на количестве ДТП и вообще, порядке на дорогах? Если ДТП стало больше, а порядка меньше – то, соответственно, господин Каракай должен быть наказан за неисполнение своих служебных обязанностей, результаты которого нанесли существенный ущерб здоровью граждан и их имуществу. Если же ДТП больше не стало, то для чего нам вообще ГАИ, если на дорогах все нормально когда они занимаются отнюдь не патрулированием? Может их к какому-то другому делу пристроить?

И второй вопрос. На какие, собственно деньги были приобретены все эти цветы и конфеты? Ведь ГАИ у нас пока еще считается организацией бюджетной, несмотря на то, что фактически уже давно перешла на «хозрасчет». Или цветочки закупались из тех самых 25 процентов стоимости, которые каждый автовладелец вынужден отстегивать ГАИ за номера сверх их реальной стоимости? Но даже и в этом случае интересно было бы узнать, по какой графе были проведены эти деньги? Как средства на «культурно-массовые мероприятия» или «затраты на рекламу». Кстати, позволим заметить, что идея дарить женщинам цветы не нова и ее успешно использовала в этом году российская пенитенциарная система. На нынешний праздник всем отбывающим наказание дамам в тюрьмах и лагерях тоже вручались цветы и незатейливые подарки.

Но вернемся к больной теме, к номерам. После «исторической» встречи между полковником Каракаем и президентом Кучмой, которая произошла 4 февраля этого года, и была посвящена проблемам детского травматизма на дорогах, в стране началась отчаянная борьба за отмену «блатных» номеров типа ВР, АП, КМ, ОО и так далее. Итогом этой борьбы стало то, что старые «блатные» номера будут заменены на «блатные» новые. Суть смены будет заключаться лишь в изменении сочетаний букв. То есть, если раньше «паролем» для гаишников были буквы АП, то теперь ими станут буквы АА. При этом какое-то количество старых «блатных» номеров, по всей видимости, также останется в ходу. Как сказал в одном из своих бесчисленных интервью полковник Каракай «если кто-то лично купил номера ВР, то кто же сможет их у него отнять»? В результате по нашим дорогам будут бегать машины с пятью разновидностью номерных знаков. Кстати, несмотря на то, что руководство ГАИ объясняет необходимость введения новых номеров их «европейским стандартом», заметим, что нынешние номера никаких нареканий у европейских структур также не вызывали. Так что, все это, извините, брехня. Впрочем, подобных «нестыковочек» в заявлениях нынешнего руководителя ГАИ немало. В частности, нас заинтересовало некоторое несоответствие заявлений господина Каракая о том, что с одной стороны ГОСТ на новые номера уже принят, а с другой, что вопрос о размещении наклеек экологического контроля еще не решен. И мы решили ознакомиться с этим самым новым ГОСТом. И были поражены, прежде всего тем, как такая серьезная организация, как Госстандарт могла зарегистрировать подобные детские «веселые картинки». Ведь, как известно, ГОСТ на какое-либо техническое изделие предусматривает полное и детальное его описание, на основании которого производственники смогут рассчитывать технологию его изготовления. Однако даже технически неграмотному человеку достаточно взглянуть на два эти чертежа, ГОСТа прошлого и ГОСТА нынешнего, чтобы понять – стандарта на новые номерные знаки не существует, есть грубая халтура, неизвестно зачем и кому понадобившаяся.

Старый ГОСТ

Старый ГОСТ

Новый ГОСТ

Новый ГОСТ

Впрочем, почему неизвестно? Понадобилась она нынешнему руководителю ГАИ. С одной стороны, для саморекламы, с другой – как нам кажется, из личных меркантильных интересов.

Итак, новые номера. Как стало известно «УК», заказано их уже 2900 штук. Заказано, несмотря на то, что так до сих пор и не определены точные места и размеры наклеек на номерах – голографической, призванной, якобы, защитить номер от подделки и знака прохождения экологического контроля. Интересно, что и предыдущие номера имели шесть степеней защиты от подделки. Зачем понадобилась еще и голографическая «акцизная марка» – известно, пожалуй, только производителю этой голографической продукции. Об этом бизнесе мы уже писали не мало, но кто точно будет производить наклейки – нам пока не известно. Известно лишь то, что наклеивание их будет производиться кустарным образом, чуть ли не пальцем. Гораздо логичнее было бы впрессовать наклейку в саму защитную пленку номера, однако это почему-то руководство ГАИ не устраивает. В результате, на новых номерах будут красоваться вкривь и вкось наклеенные голографические наклейки. И абсолютно не известно, как они выдержат, к примеру, процедуру машинной мойки, современные щетки, порошки и прочее. Вполне вероятно, что через пару-тройку моек голограмма отклеится и ее придется покупать заново.

Кстати, о покупках. Полковник Каракай в своих интервью неоднократно заявлял о том, что новые номера будут стоить столько же, сколько и старые. Хотя, «УК» располагала сведениями, что стоить они будут как минимум на сто гривен дороже. Но, предположим, что стоимость номера останется прежней. Тогда непонятно, как будут «отбивать» свои деньги производители голографических наклеек, ведь их стоимость в цену номера не включена. Или они будут заниматься благотворительностью? То же самое касается и наклеек экологического контроля. Пока абсолютно непонятно, сколько будут стоить эти «марочки» и как обезопаситься от их смывания, сдергивания и прочих проблем. На сегодняшний день талон о прохождении экологического контроля можно прикрепить к лобовому стеклу или положить в права и не иметь геморроя. С «марочкой» на номере возникнет совершенно иная ситуация. Кроме того, «экологические знаки» нужно довольно часто менять. Обычным автомобилям – раз в полгода, маршруткам и автобусам – раз в квартал. Возникает вопрос – их будут клеить поверху? Тогда за несколько лет на номере образуется целая стопка «марок», что будет выглядеть отнюдь не «цивилизованно».

Кстати о цивилизованности. В ходе авральной подготовки нового ГОСТа у руководства ГАИ возникла проблема с государственной символикой Украины. На новых номерах с ней явный перебор. Помимо государственного флага и букв UA почему-то было решено втиснуть в номер еще и малый герб Украины – тризуб. Утвердить это нововведение должен был Комитет геральдики Украины. Однако геральдисты заявили, что из-за большой загруженности смогут сделать это только через два месяца. И тогда решили обойтись без геральдистов. Но не исключено, что со временем этот комитет предъявит претензии к новому ГОСТу, который не прошел необходимую геральдическую процедуру. Что изменилось бы в Украине, если бы новый ГОСТ прошел нормальную, пусть и продолжительную процедуру утверждения? Машины бы ездить перестали? Аварий стало бы больше? Вряд ли. Но полковник Каракай куда-то явно торопится. По информации из достоверного источника, новый ГОСТ был разработан сотрудниками НИИБД за одну ночь! А утвержден вообще задним числом. Дикая история, особенно для нашего медлительного чиновничества.

Также дико выглядят и новые транзитные номера для автотранспорта. Если ранее в этих пластмассовых, рассчитанных на два месяца жизни номерах предусматривалось просто пробивать отверстия на месяце и годе выдачи, то теперь руководство ГАИ намерено выпускать новые транзитные номера, на которые будут наклеиваться опять-таки какие-то «открытки». Полковник Каракай явно неравнодушен к этим полимерным «картинкам» и к пластмассе вообще.

Как мы уже сообщали, на сегодняшний день заказано 2900 новых номеров. Заказано документами за подписью полковника Каракая и с устным и довольно странным распоряжением – в новых номерах не делать дырок для крепления. Может быть, полковник решил сэкономить на пробивке отверстий и оставить эту процедуру автовладельцам? Однако номера в силу своей многослойной структуры для кустарного сверления не приспособлены. Нарушится защитный слой и через полгода номер просто проржавеет. Секрет в другом. Новые номера предназначены для кассетного способа крепления. То есть, они не привинчиваются к автомобилю, а крепятся в специально установленные кассеты. Пластмассовые кассеты. Значит, будущие владельцы новых номеров будут вынуждены помимо нового номера купить и установить еще и кассету. Вынуждены просто потому, что на номере дырок нет, а нарушать его целостность не желательно. Красивый ход. Помимо денег за новые номера вы должны будете еще заплатить за наклеечки и за кассету. Покупать которую вроде бы никто вас и не заставляет, но куда же вы номер денете? В права засунете? Интересно, а кто же получит такой жирный заказ на изготовление кассет? И вот тут мы вдруг вспомнили, что полковник Каракай, по информации заслуживающей доверия, имеет непосредственное отношение к деятельности предприятия «Корнер». Предприятие это занимается производством ПЛАСТМАССОВЫХ транзитных номерных знаков. Видимо, «Корнеру» будет совсем несложно производить и пластмассовые кассеты для новых бездырочных номеров. А насчет необязательности замены… Господа, мы в Украине. Завтра все инспектора ГАИ получат устное распоряжение и станут ненавязчиво объяснять водителям, что ездить с новыми номерами гораздо выгоднее, чем со старыми. Потому что они пока что действуют почти как спецталон. Нет, вы можете, конечно, и не покупать, но вас часто будут останавливать. Это если говорить о частных автовладельцах. Государственные автопредприятия просто получат, а может быть, уже и получили указание о переходе на новые номера. А значит, бюджетные деньги тугой струей польются в предприятия, относящиеся к «структуре МВД», о чем мы уже писали ранее.

Более всего в этой афере поражает не ее масштаб. Номера, это все-таки не нефть и не векселя. Поражает наглость, с которой для ее осуществления был использован президент страны, ведущие телеканалы, известные газеты. Тем не менее, нельзя не восхититься новоявленным Остапом Бендером из ГАИ, фактически продающим билеты на «Провал» в государственном масштабе. При таких задатках полковника Каракая ожидает большое будущее. Или большие неприятности.

Сергей Андропов, специально для «УК»

You may also like...