Беларусь сегодня: Долги, алкоголь и весна

«Любовь, комсомол и весна» – гласит припев советской песни. В Беларуси-2015, вертящейся в жерновах очередного кризиса, эти жизнерадостные строки трансформируются в куда менее вдохновляющие – «долги, алкоголь и весна». Какая, извините за выражение, весна, если на дворе осень, дебиторская задолженность растет, а высшее должностное лицо вынуждено контролировать ситуацию как с дебиторкой, так и с алкоголем?

 23 сентября президент Лукашенко собрал совещание по взысканию дебиторских задолженностей предприятий, рекомендовав сделать упор на внешнюю дебиторку. «Наши предприятия поставляют товар, а деньги или не получают вообще, что сродни преступлению, или получают несвоевременно, через полгода, а то и через год», – очертил проблему глава государства. Такое впечатление, что Александр Лукашенко впервые узнал о привычке оптовых покупателей не рассчитываться за приобретенный товар своевременно.

Долги, алкоголь и весна

  Фото: рисунок Василия Почицкого

Понятно желание президента перенести центр тяжести проблемы за пределы страны: «Если это внутренняя задолженность, то мы быстро разберемся с данными проблемами, но самое опасное, что дебиторская задолженность – внешняя». Да, внешняя дебиторка важнее и для бюджета, и для ситуации на валютном рынке, но еще до всех кризисов и потрясений внутри самой РБ сформировался обычай тянуть с расчетами до последнего – до очередной девальвации. «БелГазета» писала об этом неоднократно. Было бы чудесно, если бы глава государства уделял столь же пристальное внимание и внутренней дебиторке, коль скоро без его участия денежка движется со счета на счет неохотно.

РАСПУСКАЯ КОРНИ

Формально самоотверженная борьба госаппарата с внешней дебиторкой развернулась вокруг МТЗ – долги за поставленную заводом продукцию год назад достигли почти $0,5 млрд. Гендиректор МТЗ Федор Домотенко, в прошлом помощник президента, обратился к Лукашенко с письменной жалобой на контрольные и силовые структуры. Поскольку Домотенко был направлен президентом на МТЗ «наводить революционный порядок», а силовики и контролеры получили от того же президента поручение взыскивать долги что есть сил, глава государства выступил в роли третейского судьи.

Выяснилось, что и действия прокуратуры, МВД, КГБ, КГК оправданы, и директор МТЗ по-своему прав, просто нужно координировать усилия. Этот захватывающий сюжет хорошо иллюстрирует принципы белорусского менеджмента: в конфликтной ситуации такого масштаба (особенно с участием контролеров и силовиков) может разобраться лишь высшее должностное лицо.

Лукашенко обещал «ввести в практику своей работы… рассмотрение поступивших на имя президента существенных обращений – жалоб и т.д., которые касаются крупных государственных вопросов и трудовых коллективов». Признавая наличие проблем на МТЗ, участники разбора полетов пришли к выводу, что«большинство этих проблем существует не один месяц и даже не один год, и они корнями уходят в те времена, когда предприятием руководили совсем другие люди». Проблемы велено решать, действия – согласовывать. Но президент на совещании наверняка не раз и не два вспоминал бородатый анекдот из 90-х, где похожий на него персонаж дистанционно руководит сортировкой картошки.

СИЗО ВМЕСТО МBА

Силовики и контролеры уже начали отчитываться по результатам совещания. 24 сентября генпрокурорАлександр Конюк сообщил БелТА, что благодаря взаимодействию с Генпрокуратурой РФ «наблюдается тенденция того, что должники возвращают реальные деньги предприятиям». Однако «нынешняя внешняя дебиторская задолженность имеет криминогенную, коррупционную составляющую», так что процесс вряд ли будет стремительным и легким, раз «не обходится без возбуждения уголовных дел».

По оценке советника-посланника посольства РБ в РФ Владимира Колтовича, общая дебиторская задолженность за поставленную белорусскими предприятиями в Россию продукцию с начала года возросла более чем на 30%. Дипломаты уже подключились – организуют совещания с представителями товаропроводящих сетей отечественных компаний с привлечением российской Ассоциации корпоративного коллекторства (АКК), подготовившей методические рекомендации по профилактике просроченной дебиторки.

Доброе слово, подкрепленное сотрудниками силовых ведомств, оказывается эффективнее доброго слова, содержащегося в методических рекомендациях. Этот тезис нашел подтверждение в выступлении главы государства: «Последний пример по алкоголю: кто не рассчитался за задолженности до 1 сентября, нашли свои места в СИЗО».

Речь идет об обсуждавшихся на совещании 20 августа мерах по взысканию с торговли долгов за спиртное, поставленное производителями. Таким образом, эффективный антикризисный менеджмент по-белорусски – это не МВА, а прежде всего СИЗО.

УЖЕ НАЛИТО

Итак, совещанию по дебиторке от 23 сентября предшествовало совещание по обороту алкогольной продукции от 20 августа, а ему – проведенное 6 августа совещание о новой редакции директивы N1, направленной против пьянства и разгильдяйства.

Эта цепочка событий лучше всего характеризует нынешнюю социальную политику: 1) соблюдать дисциплину и трезвость; 2) активнее реализовывать алкогольную продукцию; 3) своевременно за нее рассчитываться.

Правительство готово даже пойти на частичную либерализацию торговли алкогольными напитками. Замминистра торговли Вячеслав Драгун 22 сентября признал: «ограничения на торговлю алкоголем и сигаретами в Интернете сужают возможности покупателей», поэтому «при соблюдении определенных условий, которые должны быть выработаны со стороны государства, можно допустить, что запреты на интернет-торговлю алкоголем и сигаретами будут постепенно отменяться». Драгун полагает, что инициировать винно-водочную либерализацию должны сами производители: «Если в их интересах расширение площадок сбыта продукции и увеличение продаж, они должны предлагать законодателям и регулирующим органам свое видение организации подобной торговли». Отечественные ЛВЗ пока хранят угрюмое молчание, поэтому вопрос на самом деле, видимо, адресован законодателям, которые на протяжении последнего десятилетия усердно боролись с алкоголем и табаком.

ПЕЙ ДО ДНА

Было бы по-журналистски выигрышно тут же, с места в карьер, обвинить власти в спаивании электората, подбросив в топку народного гнева пару-тройку гнилых поленьев. Тем более что 23 сентября, в день совещания с «последним примером по алкоголю», Европейское бюро ВОЗ обнародовало «The European health report 2015». Памятуя о прошлогоднем скандале вокруг статистики ВОЗ, можно было предположить, что в той или иной степени сюжет повторится.

Справка «БелГазеты». В 2014г. доклад ВОЗ поставил Беларусь на 1-е место в мире по потреблению алкоголя (в среднем 27,5 л чистого спирта в год на мужчину, 17,5 л на каждого жителя). После обоснованных возражений властей (данные Белстата за тот же период – 12,6 л на душу населения), указавших на сомнительную методологию доклада и оспоривших итоговые цифры, Европейское бюро ВОЗ включило РБ в двадцатку стран с наиболее сильными стратегиями по сокращению вредного потребления алкоголя.

Натурально, повод побороться за трезвость имеется: по оценке ВОЗ, у Беларуси лидирующие в Европе позиции по подушевому употреблению алкоголя – 14,4 л чистого спирта на белоруса старше 15 лет ежегодно, и ряд СМИ уже сплясал по этому поводу привычный боевой гопак. Однако в полном тексте доклада цифра 14,4 л, как и многие данные по другим странам, датируется 2010г. и вряд ли корректно описывает текущую ситуацию. Не менее тревожны цифры, характеризующие травматизм (3,8 на 100 тыс. женщин и аж 19,1 на 100 тыс. мужчин), отравления (2,7 и 16,1 соответственно, хотя статистика по алкогольным отравлениям в РБ в докладе отсутствует), самоубийства и умышленное членовредительство (8,5 у женщин и 46,9 у мужчин).

Объяснить все эти ужасы нашего агрогородка политическими причинами вряд ли получится: по суицидам нас обходит демократическая Литва (51,4 на 100 тыс. мужчин), по алкоголю, помимо Литвы с 12,9 л на рыло, в затылок белорусам горячо дышит маленькая, но гордая Андорра (13,3 л), собираются дыхнуть Ирландия (11,9 л) и Франция (11,7 л). Скорее, дело и в статистической методологии, и в национальной культуре досуга, и в ряде иных факторов. Более того, ВОЗ рапортует о снижении материнской смертности на 100 тыс. живых новорожденных за последние четверть века, выделяя достижения Беларуси (снижение на 96%): средний показатель материнской смертности на 100 тыс. у нас всего 0,9 – против 7,8 в Чехии, 2,7 в Дании и 5,7 в Бельгии. Однако средняя продолжительность жизни мужчины при этом – лишь 64,8 лет.

Можно спорить, учтены ли в докладе самогон, стекломой и настойка боярышника; чья статистика честнее и почему; связана ли предрасположенность белорусов и литовцев к суициду с климатически обусловленным недостатком серотонина и т.п. Однако очевидно, что во имя наполняемости бюджета власть вынуждена будет в ближайшее время смягчить правила игры на алкогольном рынке – требуя при этом безоговорочной дисциплины и поголовной трезвости.

Автор:  Янка Грыль, БелГазета

You may also like...