Как нелегалов легализуют в Киеве

Узнав, что в Буче длительное время содержатся около 30 нелегалов из Индии, корреспондент решил пообщаться с ними. «Сейчас повернете налево, а потом еще раз налево, проедете «лежачего полицейского», а через триста метров увидите старый двухэтажный дом. Вам туда», — объяснил первый попавшийся в Буче таксист. Мы едем общаться с тремя десятками нелегалов из Индии, которых в одном из строений этого поселка уже несколько месяцев держат под стражей. О них здесь знают практически все….Минув «дорожного полицейского», мы подъезжаем к ветхой двухэтажной постройке. Подходим к зданию. Табличка на стене гласит, что некогда здесь располагалась контора бучанского свинооткормочного совхоза «Киевский».

Признаки жизни отсутствуют. Хотя стекла в окнах целы. Войти в помещение не удается — двери центрального входа заколочены листом фанеры. Но мы не оставляем попыток — наверняка здесь есть черный вход.

Полевая кухня по-индийски

Поворачиваем за угол и понимаем, что не ошиблись. Во внутреннем дворе бывшей конторы — полевая кухня. По всему видно, что здесь готовят пищу. В левой части двора — три импровизированных мангала: небольшие квадратики из двух слоев кирпича. Сверху — старая металлическая решетка, некогда бывшая полкой в холодильнике «Норд» образца 80-х. Зола свежая — судя по всему, еще недавно здесь горел костер. Один из самодельных мангалов почему-то разрушен.

Возле стены — останки старого советского офисного стола со встроенной тумбочкой. На нем — нехитрая кухонная утварь: обожженная полуторалитровая кастрюля, грязная пластиковая бутыль без горловины, дешевая фаянсовая тарелка и пластиковая коробка. На дне кастрюли — жареный лук. Его-то, видимо, и готовили на костре. В тарелке — остатки измельченных огурцов, в коробке — соль и пакетик с красным перцем. Под столом — еще одна тарелка, с горой наполненная покрошенной зеленью. Это не петрушка и не сельдерей — похоже, крапива. Тут же лежит небрежно брошенный чайник, также обугленный и с привязанной за ручку проволокой. Нос чайника забит тряпкой — значит, его тоже использовали в качестве кастрюли. Вот и вся посуда.

Слева от конторы — большая мусорная куча из пластиковых бутылок. Судя по ее содержимому, обитатели здешних мест увлекаются пивом «Десант» и «Рогань» и безалкогольными напитками марок «Росинка» и «Оболонь». И деньги у них водятся, поскольку в мусорной куче — около сотни свежевыпитых бутылок. Больше ничего пищевых пристрастий граждан Индии не выдавало.

Непрошенные гости

За все время, пока мы изучали незамысловатые бытовые условия, признаков жизни так никто и не подал. Перед отъездом сюда нас предупредили, что в этом здании живут как минимум 30 нелегалов из Индии. Скорее всего, они бы не бросились к журналистам с рассказами о своей нелегкой жизни. Но могли хотя бы чем-то выказать себя: перешептываниями друг с другом или подглядыванием из окон, одно из которых на втором этаже было распахнуто настежь. Но ничего подобного не происходило. Не обнаруживали себя и люди в погонах, которые, по логике, должны были охранять временное жилище индийских граждан.

С дверьми запасного выхода повезло больше. Их зачем-то подперли бревнами и фанерными брусьями. Но на замок заперты они не были. Когда бревна и брусья, подпиравшие одну из дверей, были отставлены, она самопроизвольно распахнулась. Комнаты на первом этаже — нежилые. В одной из них, служившей, по всей видимости, помещением для совхозного музея, груда битого стекла, обрывки проводов и ворох слайдов для фильмоскопа. В соседней — груда распотрошенных матрацев. Маловероятно, чтобы здесь кто-то обитал.

А вот в пяти комнатах второго этажа признаки жизни налицо. В большой комнате справа, видимо, некогда бывшей актовым залом конторы, — груда потрепанных матрацев, одеял и подстилок. Здесь прямо на полу индусы и спали. Стена густо усеяна гвоздями — вероятно, здесь же располагалась и гардеробная. Через стену — «комната релаксации». Два лакированных стола, ничем, по всей видимости, не служившими, два стула и вертящееся кресло. На окне — пять пластиковых бутылок, в одной из которых — три цветка. На стене — пять зимних курток. Что действительно в этом помещении было, так это электричество. Когда мы вошли в «комнату релаксации», в углу горела люминесцентная лампа, а из пластиковой бутылки торчал самодельный электрокипятильник. Правда, ни у лампы, ни у кипятильника штекеров не было: оголенные провода были воткнуты прямо в гнездо.

Работающую лампу и одежду на стене (куртки, джинсы) мы обнаружили еще в двух комнатах. Странно, но никого из людей в помещении не было. Даже если они ушли куда-нибудь в поисках еды (о подработке речи не может идти), кто-то бы обязательно остался. Складывалось впечатление, что людей отсюда вывезли, причем в экстренном порядке: они не успели толком собрать свои нехитрые пожитки.

Из достойных внимания атрибутов быта индийских нелегалов мы обнаружили стену из журнальных красоток, среди которых красовалось фото Софии Ротару и Ксении Собчак. Стену украшала надпись огромными буквами КOYLA. На хинди это значит «любовь без слов». А еще так называется снятый в Индии боевик девятилетней давности. На стене у окна — фразы на хинди и телефонные номера. Телефоном, по всей видимости, обитатели совхозной конторы также пользовались. Скорее всего, мобильным.

На противоположной от журнальных аппликаций стене висели почему-то православный крест и иконка, осколок зеркала, журнальная страница с заголовком Traumhaftes indien и написаны фразы на хинди. Еще одна комната служила кухней. Но там, кроме пластиковых банок с солью, пустых пластиковых бутылок, двух пригоршней макарон в целлофановом пакете и трехлитровой банки, на четверть наполненной ягодами смородины, ничего не было. Но больше всего нас удивили умывальник и так называемая душевая, которые, скорее, походили на инкубатор самых страшных и убийственных бактерий. В туалет индийские мужчины ходили на улицу.

«Беркут» забесплатно

Версию о вывозе людей нам подтвердили местные жители. Водитель Николай, дом которого слева от конторы, раздосадованно сказал: «Да, увезли их. В среду вечером. Приехал «Беркут», погрузили и увезли». По словам Николая, в конторе действительно жили около тридцати мужчин. Там они находились практически все время. Ничем особенным не занимались, нигде не подрабатывали. Первое время после заселения сюда продукты питания им возили, но вскоре перестали. Поэтому в последнее время они часто готовили на костре и иногда ходили в лес за дровами. Не пытались общаться и с местными жителями.

Но те сами видели, в каких условиях живут индусы, и поэтому частенько приносили им самые простые продукты питания. Таким близким соседством, как утверждает Николай, никто из местных жителей не тяготился. Лично ему это даже наоборот было на руку. ОМОН круглые сутки — это же хорошо для нас», — шутит он, вспоминая, что у здания с нелегалами круглосуточно дежурили два спецназовца. Самое интересное, что срочное выселение индийских нелегалов из Бучи случилось на следующий день после появления статьи о них и условиях их проживания в одной из киевских газет.

Посольство ни при чем

В посольстве Индии в Украине заявили, что им известна ситуация с нелегалами в Буче. Однако, какую конкретную помощь посольство оказывает этим людям, рассказать отказались. В результате двухдневных переговоров из посольства прислали пресс-релиз, в котором сказано, что «в случае необходимости наши консульские сотрудники посещают места временного содержания, чтобы выяснить, есть ли среди задержанных лиц граждане Индии, и что посольство тесно сотрудничает с украинским правительством в процедуре установления гражданства лиц, которые называются гражданами Индии». Как только индийское гражданство задержанного устанавливается, утверждается в пресс-релизе, посольство сразу же выдает ему необходимый проездной документ, который позволяет ему вернуться в Индию.

Письмо корреспондента в посольство Индии содержало два конкретных вопроса: знало ли посольство об условиях содержания этих людей в Буче и где они находятся теперь. Однако эти вопросы в посольстве проигнорировали. Зато указали, что «вопрос предоставления питания и обеспечения гуманных условий содержания задержанных лиц, безусловно, относится к ответственности компетентных учреждений Украины, а не посольства».

Спонсор для нелегалов

Несловоохотливыми оказались и представители правоохранительных органов. В Ирпенском городском управлении ГУМВД подтвердили, что нелегалов содержали на подконтрольной им территории. Но охраняли их представители другого управления. А увозили служащие оперативной роты специального назначения №3 «Беркут». В ГУМВД в Киевской области заверили, что нелегалов из Украины никто не депортировал. Они остались на территории Киевской области. «Просто нашелся человек-спонсор, который согласился их кормить и содержать», — пояснили там. Кто этот человек и почему он не нашелся на несколько месяцев раньше, в управлении объяснить не смогли.

Вера Ткаченко, “Дело”

You may also like...