Убийство брата Ким Чен Ына — гаремные интриги на пхеньянский лад

Власти Малайзии выпустили на свободу 47-летнего гражданина КНДР Ли Чхон Чхоля, которого подозревали в причастности к убийству брата лидера Северной Кореи. Его депортируют в КНДР из-за недостатка улик. Брат Ким Чен Ына Ким Чен Нам скончался в аэропорту Куала-Лумпура 13 февраля. Он собирался вылететь в Макао.

 

Власти Малайзии выпустили на свободу 47-летнего гражданина КНДР Ли Чхон Чхоля, которого подозревали в причастности к убийству брата лидера Северной Кореи. Его депортируют в КНДР из-за недостатка улик. Брат Ким Чен Ына Ким Чен Нам скончался в аэропорту Куала-Лумпура 13 февраля. Он собирался вылететь в Макао.

Когда Ким прошел в зону вылета, к нему подбежали две ярко одетые девушки, и одна из них несколько раз провела ладонью по его лицу, измазав какой-то жидкостью. Вскоре Ким почувствовал себя плохо и скончался по пути в больницу. Профессор университета Кунмин в Сеуле, кореевед Андрей Ланьков в интервью изданию The Insider рассказал о личных и политических причинах, которыми могли руководствоваться убийцы брата северокорейского лидера.

 

— Какие версии есть у вас относительно убийства сводного брата Ким Чен Ына?

— Попытки достать Ким Чен Нама предпринимались и раньше – это далеко не первое покушение на него. Ким Чен Ын всегда плохо относился к Ким Чен Наму. История этих взаимоотношений восходит еще к личному соперничеству их матерей, это такие гаремные интриги на пхеньянский лад.

Вообще гарем в абсолютной монархии – место очень опасное, это известно любому человеку, читавшему книги по истории Османской империи. Когда нет установленного порядка престолонаследия, когда любой ребенок от нынешнего владыки имеет шансы стать владыкой, женщины, помимо обычной общечеловеческой ревности, сражаются друг с другом еще и за будущее своих детей, и растят этих детей с соответствующем отношением друг к другу. Таким образом, ситуация в Северной Корее совершенно предсказуемая, чтобы убедиться в этом, достаточно почитать историю тех стран, где была похожая система.

Впрочем, возможны и вполне рациональные дополнительные объяснения произошедшему с Ким Чен Намом – хотя, повторяю, все эти рациональные соображения все равно наслаивались на личную неприязнь.

По одной из версий, отчасти косвенно подтверждаемой, покойный Ким Чен Нам поддерживал хорошие отношения со своим дядей Чан Сон Тхэком, которого, как известно, Ким Чен Ын публично арестовал и казнил. Арест Чан Сон Тхэка был показан по северокорейскому телевидению, после чего его расстреляли. То есть Ким Чен Нам контактировал не с теми членами правящего семейства, с которыми следовало, и, возможно, даже как-то занимался деньгами Чан Сон Тхэка – это первый вариант.

Вторая возможная проблема с Ким Чен Намом может быть связана с тем, что он был под защитой китайцев. Кстати сказать, сейчас это убийство, видимо, приведет к осложнениям в отношениях между Пекином и Пхеньяном, хотя я лично не думаю, что эти осложнения продлятся долго – геополитические соображения сильнее личных обид. Пекин фактически предоставил Ким Чен Наму политическое убежище, и, ожидая подобного поворота событий, достаточно тщательно его охранял.

Очевидно, что именно эти связи с Пекином не нравились Ким Чен Ыну и другим оставшимся в Пхеньяне руководителям. Всем было понятно, что Ким Чен Нама китайцы защищают не просто так, а потому что считают его потенциальным руководителем дружественного Пекину режима, который при определенном повороте событий может установиться в северной части Корейского полуострова. Это, вообще—то, старая тактика – всегда у себя при дворе полезно иметь беглого принца из соседней страны. Быть может, именно эти связи с Пекином послужили дополнительным раздражающим фактором, и Ким Чен Ын и его люди решили отобрать у китайцев возможность что-либо сделать, ограничить их возможности вмешательства в северокорейскую политику.

Кроме того, есть и еще одна версия. Ходят слухи, что якобы какие-то деятели из северокорейской эмиграции, действуя при поддержке южнокорейского правительства, сейчас пытаются создать «правительство Северной Кореи в изгнании», и что якобы они обратились к Ким Чен Наму с предложением участвовать в этом правительстве, причем это предложение он, якобы, не принял. Это не более чем слух, из разряда «за что купил, за то и продаю», но если это правда хотя бы отчасти, то такой инцидент напомнил Ким Чен Ыну, что у него в семье существует потенциальный соперник, который, вдобавок может иметь даже несколько больше прав на власть, потому как он старше Ким Чен Ына.

В любом случае мы имеем дело с проявлением старой личной ненависти, уходящей корнями еще в семидесятые и восьмидесятые годы. Это ненависть, которая начиналась с традиционного соперничества наложниц, и, возможно, была со временем усугублена какими-то политическими факторами.

— Можно ли говорить, что Ким Чен Ын сейчас теряет контроль над ситуацией в стране?

— Нет, ни в коей мере. Свидетельствовало ли убийство в Мексике в 1940 году Троцкого, который к тому времени тоже никакого политического влияния не имел, о том, что Сталин потерял контроль над ситуацией? Вообще говоря, организация убийств политических противников, как правило, о каком-то серьезном хаосе никак не свидетельствует. Она, скорее, свидетельствует о чем-то совершенно обратном – такие операции сложны, дорогостоящи, требуют дисциплинированных и преданных исполнителей, потому что шансы попасться очень велики. Убийства такого характера, если о уж о чем и свидетельствуют, то только о том, что руководитель хорошо контролирует если не все свое государство, то хотя бы свои спецслужбы.

— Южнокорейские СМИ сообщали, что предполагаемые убийцы брата Ким Чен Ына бежали через Россию, при этом российская сторона отказалась их задерживать, как это можно объяснить?

— Что касается участия российской стороны, у меня есть два предположения. Во-первых, не исключено, что Москва запоздало получила это самое предупреждение, потому что подозреваемые проезжали через территорию России очень быстро. Во-вторых, Россия решила не вмешиваться во всю эту борьбу и занять позицию наблюдателя. В любом случае, активной поддержки со стороны России такие мероприятия никогда не имели, скорее – наоборот.

— В свете прихода Трампа к власти, я так вижу, что американцы рассматривают жесткие варианты борьбы с ядерной угрозой со стороны КНДР и поменяли риторику. Есть вероятность, что на смену попыткам притворятся, что Северной Кореи не существует, придут достаточно жесткие, возможно, силовые действия.

— Я как раз только что приехал из Вашингтона, и могу подтвердить, что именно так дело и обстоит. Значительная часть окружения Трампа думает о силовых мерах всерьез, куда более серьезно, чем когда-либо на моей памяти. Есть вероятность, что на смену попыткам притворяться, что Северной Кореи не существует, придут достаточно жесткие, возможно, силовые действия. Это крайне опасно, потому что такие действия могут с большой вероятностью спровоцировать большую войну на Корейском полуострове.

Естественно, такой войны не хочет никто. В первую очередь этого не хотят главные американские союзники в регионе – Япония и Южная Корея. Однако проблема заключается в том, что господин Трамп не очень волнуется по поводу позиции союзников. Его линия достаточно проста: «Если данная страна представляет для нас, американцев, угрозу в силу того, что у нее есть ядерное оружие, способное нанести удар по территории США, и если у нас есть основание думать, что руководство этой страны хотя бы теоретически может принять решение о таком ударе, обязанность президента США – решить этот вопрос заблаговременно, применяя, если нужно, вооруженную силу.

Если это расстроит союзников США и даже создаст для них проблемы – не велика беда». Дональд Трамп многократно говорил, что союзники, дескать, сидят на шее США. С его точки зрения, союзники — это захребетники, нахлебники, и если они не смогли решить северокорейскую проблему сами, то американцы должны действовать, ставя во главу угла собственную безопасность, а не проблемы союзников. Не даром Трамп все время говорит, что «Америка важнее всего».

На месте Ким Чен Ына я бы сейчас немножко притормозил с планами по разработке средств доставки ядерного оружия. Дело в том, что при всей воинственности американской риторики силовые акции могут стать реальностью только при одном условии: если Северная Корея разработает и успешно испытает ракету большой дальности, способную нанести удар по территории США. Когда будет произведено полноценное и успешное испытание такой ракеты, то тогда и только тогда Вашингтон всерьез будет рассуждать о возможности удара по объектам на территории КНДР.

В таком случае, конечно, ситуация окажется крайне неприятной для Северной Кореи. Впрочем, она будет неприятной для всех, включая и Россию. Конечно, было бы хорошо, если бы северокорейская сторона решила чуть-чуть помедлить с разработкой ракет большой дальности и подождать, пока у американской администрации кончится запал или просто срок правления. Однако, учитывая некоторые особенности характера Ким Чен Ына, которые нашли свое выражение в убийстве Ким Чен Нама, я, к сожалению, не уверен, что Северная Корея поведет себя именно так. Не думаю, что они проявят осторожность, и это очень грустно, потому что мы сталкиваемся с вполне реальной угрозой Второй корейской войны, серьезного конфликта непосредственно на границе с Россией.

Автор: Софья Адамова,  The Insider

 

You may also like...