О чем должен сегодня отчитаться Юрий Луценко?

Оценка деятельности генерального прокурора Юрия Луценко достаточно неоднозначна. В первую очередь, напомним, что, чтобы назначить 12 мая 2016 года Луценко (без юридического образования) на занимаемую должность, власть пошла на смену законодательства, по сути, подстроив «право под человека», который до этого возглавлял фракцию «Блок Петра Порошенко» в парламенте.

 Сам генпрокурор опубликовал в Facebook лаконичный отчет (инфографика достижений): «В суд направленно 7006 обвинительных актов; дело Януковича в суде; государству 52 миллиарда гривен; установлен размер неправомерной выгоды в производствах следственных органов прокуратуры Украины по ст. 368-370 УК Украины (взяточничество) — 131 млн. грн.; удовлетворено требований в земельной сфере на 8 млрд. 756 млн. грн.».

За этот год Луценко запомнился громкими заявлениями. В соцсети он чуть ли не ежедневно отчитывается о задержанных коррупционерах. Правда, отсутствие юридического образования чувствуется. Луценко неоднократно критиковали за то, что он, например, публично обвиняет бывшего президента Виктора Януковича, часто не подбирая слово, таким образом давая козырь в руки защитникам экс-президента, которые обвинили генпрокурора в предубежденности.

Противостояние ГПУ с НАБУ — вообще отдельный вопрос. Несмотря на то, что главы двух структур давали общие пресс-конференции, это не сняло спор между органами, в частности, что касается подследственности. Часто обе структуры пытаются наперегонки задерживать чиновников и скорее об этом отчитаться в соцсетях. Противостояние доходило и до того, когда ГПУ проводила обыски в офисе НАБУ, а Бюро обвинило прокуратуру в незаконном задерживании своих сотрудников.

Отдельный тест для генпрокурора — это «дело Гонгадзе-Подольского». Год назад, когда Луценко проводил пресс-конференцию для журналистов, я поинтересовался у него — как ведется расследование в части заказчиков, по делу которой Алексей Подольский вообще лишен любого статуса? На это генпрокурор пообещал отчитаться через месяц, но отчета нет уже целый год, причем в своих многочисленных заявлениях Луценко никогда не вспоминал это важное для страны дело. 

Конечно, кроме личности генпрокурора следует говорить и о самой системе. Чтобы сломать ее, нужны не просто профессионализм, а большие старания и желание, поскольку система эта вобрала в себя не просто остатки советских времен, но и особенности президентства Леонида Кучмы. Традиции использования правоохранительных органов для решения тех или других вопросов во время кланово-олигархических разборок были заложены именно во времена Кучмы. К сожалению, эти традиции актуальны до сих пор.

Следовательно, о чем должен говорить Юрий Луценко в парламенте в среду? Как можно оценить год работы генпрокурора на должности?

«ПОКА НИЧЕГО НЕ СДЕЛАНО ДЛЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРОКУРАТУРЫ»

Александр БАНЧУК, эксперт Центра политико-правовых реформ:

— Пока еще Луценко ничего не сделал для реформирования советской структуры прокуратуры, которая у нас еще остается. Эта система еще и до сих пор политически зависима, потому избирательно преследует, нарушает права человека при уголовных расследованиях или не обеспечивает права человека, когда их нарушают, например, полицейские. Единственный позитив — это создание генеральной инспекции в Генпрокуратуре, которая должна обнаруживать нарушителей и коррупционеров. Но когда будет создано Национальное бюро расследований, то значительная часть полномочий генеральной инспекции должна быть ликвидирована, а часть личного состава уволена. Поэтому это временное решение, а в СМИ оно приподносится как какое-то достижение.

Должность генпрокурора всегда была политизирована, но в данном случае риск заключается еще и в том, что Украина является единственной страной в Европе, где назначили на должность генпрокурора человека без юридического образования. На этом посту нужен юрист, который на профессиональном уровне знает систему прокуратуры и юстиции, а главное — должен быть равноудаленным от политических игроков.

Назначение Луценко нарушило европейские принципы и практику относительно политической независимости должности генпрокурора. Мы также видели на примере суда над Януковичем, что Луценко вместо того, чтобы отстраниться от этого дела, ведь он является человеком лично мотивируемым, наоборот, делал ряд заявлений, которые предоставили защите экс-президента возможность трактовать это как заангажированность генпрокурора в деле. Все знают, что Янукович преследовал Луценко, а теперь они фактически поменялись местами. Луценко в такой ситуации целесообразно было бы отойти на второй план и лично не представлять сторону обвинения. Но и здесь он повел себя не как юрист, а как политик.

История не учит наших президентов, иначе они бы все делали, чтобы на должность генпрокурора назначался человек независимый, а следовательно, направленный на профессиональную и незаангажированную работу.

«ВОЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВУ — В ЭТОМ ПЛАНЕ ЕСТЬ НЕПЛОХИЕ ПОКАЗАТЕЛИ»

Валерий КАРПУНЦОВ, народный депутат, фракция «БПП», член Комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности:

— Я Юрия Луценко знаю с 2005 года. Сегодня вижу в работе генпрокурора как плюсы, так и минусы. Оценку деятельности можно дать, исходя из количества производств, которые направлены в суд и сколько из них совпадает с количеством приговоров. Этот показатель говорил бы о качестве работы. Второе — реальное количество и сумма возвращенного и  возмещенного государству. Пока еще у Луценко в этом плане есть неплохие показатели. Думаю, очень хорошо, что генпрокурор в своей деятельности делает акцент на возвращенных средствах в бюджет Украины.

Обо всем этом Луценко должен сказать с трибуны Верховной Рады. Убежден, что генпрокурор обратится в парламент с просьбой ускорить приведение в соответствие законодательства относительно деятельности прокуратуры. Ведь возникла ненормальная ситуация, когда в июне уже будет год, как вступили в силу изменения в Конституцию в части правосудия, в том числе относительно прокуратуры, а законодательство еще не приведено в соответствие с этими изменениями. Это нонсенс, и вина здесь лежит и на прокуратуре, и на парламенте. Кроме того, парламент, конечно, интересует вопрос лишения неприкосновенности народных депутатов и, думаю, что Луценко об этом скажет.

Меня интересует также судьба академии прокуратуры. В настоящее время она не имеет лицензии Министерства образования, в результате чего не имеет возможности проводить там обучение. Закон об образовании не распространяется на академию прокуратуры.

«НАДЗОР ЗА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМОЙ — ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ГЕНПРОКУРАТУРЫ»

Виктор ЧУМАК, народный депутат, внефракционный:

— К сожалению, мы можем оценить пиарные акции генпрокурора за этот год, но не можем оценить его достижения. Существует очень много проанонсированных, разрекламированных, раскрученных в СМИ вроде бы достижений Генеральной прокуратуры, но нет никакой информации о реальных шагах, которые за этим должны были бы стоять. За этот год, как говорят в самой Генпрокуратуре, было задержано около тысячи взяточников, но лишь 20 дел передано в суд. Вспомним разрекламированную акцию о возвращении 10 млрд. в госбюджет за год деятельности Генпрокуратуры. Это виртуальные деньги, которые никто никуда не вернул. Интересный вопрос относительно возвращения 1,5 млрд. денег Януковича. Общество не знает, каким образом это сделано, потому что это решение не понятно на каких основаниях засекречено ГПУ.

Вместе с тем все, о чем говорит Юрий Луценко, касается исключительно следствия. Но это не является главной функцией Генпрокуратуры. Ее функция — это надзор за соблюдением законов, проведением оперативно-сыскной деятельности. Мы не слышали ничего от Генпрокуратуры о плохой работе полиции в части оперативно-сыскной деятельности, работе СБУ или других органов, которые проводят такую деятельность. Мы знаем, в каком состоянии находится пенитенциарная система, надзор за которой является еще одной из функций Генпрокуратуры. Если забрать у Луценко тему следствия, то он будет никому не интересен, а следовательно, не будет на чем делать пиар. Поэтому генпрокурор всеми руками держится за то, чтобы следствие было пролонгировано, чтобы начать следствие и никому его не передавать.

Общество могло убедиться за этот год, что Луценко демонстрирует абсолютную юридическую безграмотность. Соответственно, мы будем иметь огромные проблемы с судебными решениями. Когда прокуратура без НАБУ проводит процессуальные действия относительно лиц, которые подотчетны только НАБУ, суд в конечном итоге может принять решение о получении доказательств несоответствующими органами и неподобающим способом. Такие дела будут рассыпаться только потому, что не была соблюдена должным образом процедура. Обо всем этом депутаты должны спросить у генпрокурора в среду, если он сам об этом не скажет.

Авторы: Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»

You may also like...