Почти все застройки в Киеве – незаконны!

Киевлянам следует знать, что все решения Киеврады о предоставлении под застройку земельных участков последнего десятилетия являются незаконными. Этими решениями нарушается всё, что только можно. Покупатели квартир в домах, построенных вместо парка или детской площадки, банально “попадут на деньги”. Если возле вашего дома пытаются установить забор очередной новостройки, у вас всегда есть все основания сомневаться в её законности и, следовательно, добиваться прекращения строительства. К такому выводу пришли юристы и аналитики гражданской кампании “Форум спасения Киева”, проанализировав законодательство Украины.

Существуют вполне чёткие критерии, позволяющие определить, законно ли строительство того или иного объекта. О них, а также о причинах бездействия контролирующих эту проблему госорганов рассказывают лидер Форума Виталий Черняховский и эколог Екатерина Борисенко.

Законных строек и в помине нет

Киевлянам следует знать, что все решения Киеврады о предоставлении под застройку земельных участков последнего десятилетия являются незаконными. Этими решениями нарушается всё, что только можно. Попираются такие основополагающие законы Украины как “О планировании и застройке территорий”, “Об основах градостроительства”, “Об архитектурной деятельности”, “О государственной экспертизе землеустроительной документации”, “Об экологической экспертизе”, “Об охране окружающей природной среды”, Земельный и Водный кодексы и др., – в текстах решений о них нет даже упоминаний. Все – более четырёх с половиной тысяч – решений об отводах земли принято вне правового поля Украины.

Так, в частности, если вас официально не информировали о планируемом строительстве и не спрашивали, хотите ли вы, чтобы оно велось возле вашего дома, значит, стройка незаконна.

Статья 18 Закона Украины “О планировании и застройке территорий” обязывает Киевскую городскую государственную администрацию (КГГА) до начала строительства четырежды информировать общественность через СМИ:

1) о начале разработки градостроительной документации, а также о формах, месте и сроке подачи физическими и юридическими лицами предложений относительно этой документации – на протяжении двух недель после принятия решения о разработке градостроительной документации;

2) о месте её рассмотрения, формах, месте и сроках подачи предложений (замечаний), порядке их обсуждения – на протяжении месяца после завершения разработки градостроительной документации;

3) о решении (с публикацией его текста) об утверждении градостроительной документации и изменений к ней. Также даётся разъяснение её содержания;

4) о правовых, экономических и экологических последствиях планирования территории, а также о порядке учёта законных интересов и требований собственников и пользователей земельных участков, строений и сооружений, окружающих место строительства.

Обратите внимание на четвёртый пункт приведённой выше ст. 18 Закона Украины “О планировании и застройке территорий” – об обязательности информирования. Остановить реализацию проекта по строительству многоэтажки возле вашего дома законодательно можно именно на основании этого “пунктика”: при строительстве нового дома в квартале существующей застройки, как правило, нарушаются различные санитарные нормы. Чаще всего – нормы инсоляции (освещения), предусмотренные Государственными санитарными правилами планирования и застройки населённых пунктов (утверждены указом № 173 Министерства здравоохранения Украины от 19 июля 1996 г.). Тем самым нарушаются ваши права.

Часто новая застройка “захватывает” придомовую территорию, детскую или спортивную площадку. Это тоже является нарушением санитарных и строительных норм (Государственные строительные нормы 360-92**). Остановить стройку на основании этих доводов можно как с помощью квалифицированного юриста, так и самостоятельно.

Почему Киеврада прячет решения о землеотводах? Потому что они незаконны!

Решения о землеотводах на участках – “горячих точках”, где сейчас ведётся незаконная застройка, против которой протестуют жители окрестных домов, принимались двумя-тремя, а то и пятью годами раньше. Почему незаконны решения Киеврады о землеотводах, принятые на протяжении последнего десятилетия?

Потому что они были приняты также и с нарушением действующего регламента Киеврады. А именно, любые проекты решений Киеврады (в том числе и о землеотводах) должны выдаваться депутатам для изучения за 10 дней до проведения сессии, на которой эти проекты решений рассматриваются. На самом же деле происходило всё так: проекты решений вносились в повестку дня сессии утром на президиуме Киеврады (то есть за час до сессии); проекты рассматриваемых на сессии решений выдавались депутатам прямо перед сессией, в тот же день, и представляли они такую себе папочку-томик с 200-300 проектами решений о землеотводах. Так что у депутатов не было возможности оценить правомерность таких решений: за час или два, и даже за день такой объём информации “переварить” не под силу. Кроме того, некоторые вопросы о землеотводах вносились просто с голоса (!).

А теперь – о самой процедуре рассмотрения земельных вопросов на сессиях Киеврады. До последнего времени депутаты не имели возможности даже представить, как выглядит и где расположен тот участок, который планируется отдать под застройку. В лучшем случае назывался только адрес земельного участка, который также мог ввести депутатов в заблуждение, поскольку не всегда отвечал реалиям (например, указывались улицы или адреса, которых не существует на карте города). Кроме того, проекты решений Киеврады о землеотводах готовились без проектов отвода земельных участков, и при отсутствии согласований со всеми необходимыми инстанциями. Принятые решения Киеврады о землеотводах не всегда публиковались в официальной газете Киеврады “Хрещатик”, ну а о обнародовании на официальном сайте и речь не идёт.

“Рукарукумойник”, или Почему со стороны государственных органов отсутствует контроль

Почему в ситуации, когда массово ведутся незаконные стройки, государственные контролирующие органы бездействуют?

Потому что не независимы. Главный государственный орган в сфере строительства – Управление государственного архитектурно-строительного контроля (рулит до сих пор которым печально известный Александр Ребицкий) имеет двойное подчинение. То есть рычаги влияния на него имеет как Главное управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды (начальником которого, заметьте, так и остался Василий Присяжнюк), так и Государственной архитектурно-строительной инспекции в составе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Кстати, первое, то есть управление Присяжнюка, этих самых “рычагов” имеет больше (в том числе, видимо, и потому, что находится с ним в одном помещении). Максимум, что делает управление архстройконтроля в случае обращения граждан – накладывает штраф на застройщиков (при этом, конечно, не останавливая стройку).

А теперь вспомним продолжающуюся эпопею с “Элита-Центром”. Все газеты писали, что у застройщика не было документов, дающих право на строительство. Следовательно, виноват застройщик. А где в это время была строительная инспекция? Никто не спросил. А спросить должны были не только обманутые инвесторы, а и прокуратура (хотя прокуратура тоже является одним из крупнейших застройщиков в Киеве, поэтому, наверное, и она не хочет вступать в конфликт с инспекцией).

Таких “скрытых” “элита-центров” по Киеву сейчас можно насчитать не одну сотню. Инспекция снова спит. Безнаказанно. Кстати, ещё в начале истории с “Элита-Центром” на одном из межведомственных совещаний теперь уже бывший министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины Павел Качур заявил, что будет бороться за то, чтоб территориальные архитектурно-строительные инспекции подчинялись только Министерству. Борьбы пока не видно…

По-другому обстоят дела с Государственной инспекцией по контролю за использованием и охраной земель в г. Киеве – она подчинена только Госкомитету Украины по земельным ресурсам. Эта инспекция не имеет свободного постоянного доступа к базе данных земельного кадастра Киева, ведущегося Главным управлением земельных ресурсов КГГА (начальник которого Анатолий Муховиков тоже до сих пор сидит на своем посту), что значительно затрудняет и замедляет работу инспекции. Кроме того, переданные инспекцией материалы в прокуратуру часто там тихонько оседают (причины этого см. выше).

Покупатели квартир в домах, построенных вместо парка или детской площадки, банально “попадут на деньги”

То, что город растёт, – вполне нормальный и закономерный процесс. Но способ, каким он растёт сейчас, превращает этот процесс в несправедливый по отношению и к киевлянам, и к приезжим. У киевлян шаг за шагом отбирают и разрушают их среду обитания, ухудшая, тем самым, качество их жизни. Это, в свою очередь, порождает враждебное отношение киевлян к “новым киевлянам”. Улучшение качества жизни последних тоже можно считать относительным и даже временным. Ведь от того, что их дом построен вместо парка или сквера, не стало больше мест для отдыха, а воздух не стал чище. Таким образом, уцелевшие участки зелени будут вынуждены нести двойную нагрузку. Никто не гарантирует также, что люди, сегодня поселившиеся в новопостроенных высотках, лет через 5-10 не столкнутся с той же проблемой, с которой сталкиваются киевляне сегодня.

Кроме того, в квартале, изуродованном барыгами-застройщиками, дешевеет жильё. Купленное “новыми киевлянами” – тоже теряет стоимость. Киев, населённый “новыми киевлянами”, с транспортными пробками, загаженным воздухом и отравленной водой, потеряет инвестиционную привлекательность для следующей генерации “новых киевлян”. И окажутся они внизу пирамиды под названием “Киефф – город хмарочухоф”. То есть банально попадут на деньги. Уже не говоря о том, в какой смрадном бетонном мешке на месте Киева будут жить их дети.

Мы ждём перемен!

Часто чиновники на все эти доводы отвечают, что, мол, “так было всегда”. Всегда так не было. Микрорайоны строились комплексно.

Сейчас от нового мэра будет зависеть, появятся ли новые “горячие строительные точки” через пару лет. Насчёт существующих незаконных строек принятия решений киевляне ждали ещё позавчера. Очередной раз ждём-с…

“УК”

You may also like...