Проблемы и угрозы: Как усилить информационную безопасность во время войны с Россией

События последних месяцев в украинском медиапространстве были бурными: блокировка российских сайтов, обыски у провайдеров, аресты администраторов сообществ в соцсетях, вирус Pety.А… Государственные органы апеллируют интересами национальной безопасности, а бизнес, журналисты и правозащитники бьют в набат относительно наступления на права граждан и неготовность спецслужб адекватно реагировать на современные кибер-угрозы.

 Последние месяцы представители СБУ, Минобороны и Мининформполитики проводили рабочие встречи с IT- и медиасообществом – дискутировали, каким образом реагировать на современные вызовы в информационном пространстве и как наладить здоровую коммуникацию между госструктурами и обществом. Используя, в том числе, иностранный опыт США, Израиля и Эстонии. И есть первые результаты: из этих дискуссий родилось пособие "Рекомендации по информационной безопасности во время конфликта", подготовленное ОО "Интерньюз-Украина".

Его интересно читать. Во-первых, в нем изложен взгляд государства на свободу в интернете, и не только абстрактный, а по вполне конкретным вопросам. Во-вторых, он содержит ряд полезных советов по безопасности для интернет-пользователей, подготовленных как медиасообществом, так и спецслужбами. В-третьих – освещает проблемы, над которыми нужно работать. Рассмотрим самые главные из них.

ПРОБЛЕМЫ И УГРОЗЫ: С ЧЕМ СОГЛАШАЮТСЯ МЕДИАСООБЩЕСТВО И СПЕЦСЛУЖБЫ?

1. Государственные учреждения – до сих пор под угрозой кибератак, работники министерств и банков продолжают использовать российские почтовые сервисы, соцсети и программное обеспечение.

2. Медиа принадлежат олигархам, которые заботятся не об интересах государства и гражданского общества, а о собственных. То же самое касается и интернет-провайдеров, они руководствуются бизнес-расчетом. Результат – манипуляции с заголовками в СМИ и соцсетях, остальные же просто переполнены заказными сообщениями, троллями и ботами.

3. В органах власти идут разговоры о возможности досудебного блокирования сайтов. К слову, это не нравится многим и в самих министерствах, внутри которых идут споры по этому вопросу. Этого нельзя допустить, и уже сейчас необходимо скоординированной публичной и медиаактивностью дискредитировать саму возможность такой идеи. Регуляция украинского сегмента интернета в условиях военного конфликта ставит много вопросов относительно наступления на гражданские права. Однако на такие меры идет много западных государств, и надо изучать их опыт и понимать, как не переступить грань.

"Государство, которое в предыдущие годы пыталось регулировать интернет и информационное пространство, сейчас все больше предлагает решения, которые могут быть несовершенными с точки зрения гражданского общества, для того, чтобы усилить безопасность страны. И эта дихотомия "безопасность – свобода слова" является наиболее дискутируемой в последние месяцы. Эти решения очень часто опускают элемент консультирования с гражданским обществом. Соответственно, наш опыт взаимодействия с органами власти мы считаем довольно эффективным, поскольку мы слышим друг друга и часть обсуждений легли в основу наших рекомендаций", – отмечает Виталий Мороз, руководитель проекта" Интернет-свобода" и программ новых медиа Интерньюз-Украина.

 ЧТО РЕКОМЕНДУЕТ МЕДИАСООБЩЕСТВО СПЕЦСЛУЖБАМ

1. Скорость реакции. Пресс-службам госорганов надо разъяснять свои решения и действовать на опережение, иначе в обществе порождается непонимание, интернет и ТВ заполняют слухи и фейки, народ нервничает. Правдивая информация или опровержения, поданные с задержкой на несколько часов, могут охватить в разы меньше людей, чем созданая в начале огласки неполная или неточная новость. Для работников в органах нужно придумать систему поощрений и наказаний вплоть до увольнения за медленную реакцию и слабое разъяснение позиции.

2. Правила для официальных страниц в соцсетях. Пользователи часто тегают в фейсбуке и твиттере министерства и ведомства, но те работают по старой привычке – пользуются телефонной горячей линией и электронной почтой. А на запросы в соцсетях отвечают редко и ситуативно. Поэтому надо прописать и принять общие правила, тактику и стратегию коммуникации в социальных сетях (Social Media Policy).

3. Ввести чат-боты на аккаунтах в соцсетях, в ближайшие 2 года. Это уменьшит нагрузку на модераторов, отсеет нерелевантные вопросы, позволит сгенерировать автоматический ответ со справочной информацией на вопрос пользователя. Впоследствии эти данные можно легко обработать.

4. YouTube-канал для иностранных журналистов. Для лучшего распространения видеоконтента Министерству обороны следует изменить лицензию YouTube-канала с "классической" Copyright на Creative Commons для публичного использования. Тогда журналисты иностранных агентств охотнее будут брать эти видео для своих сюжетов о событиях в Украине.

5. Создавать информационные памятки. Надо вообще подробнее разъяснять государственную информационную политику (особенно в отношении оккупированных территорий). Например, о "разновидности ответственности за нарушения в сети уголовного законодательства" или "способы проверки недостоверной информации в онлайне". Делать достопримечательности стоит с легкой инфографикой, которую просто ставить на сайты и распространять в соцсетях.

"Это пособие является качественным примером сотрудничества государства и гражданского общества. Рекомендации являются реальными для выполнения, будем их продвигать в другие органы государственной власти", – комментирует советы госсекретарь Министерства информполитики Артем Биденко.

 ЧТО РЕКОМЕНДУЮТ СПЕЦСЛУЖБЫ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВУ?

1. Проверять распространяемую информацию. Чтобы не плодить фейки – проверять ее хотя бы в двух источниках. Также – писать учитывая законодательство. Никаких антиконституционных призывов и антиукраинского контента, следует помнить, что действия закона распространяются на все высказывания в интернете. Особенно это касается администраторов групп и страниц в соцсетях.

2. Игнорировать троллей. Выявлять правонарушителей. С троллями бессмысленно вступать в спор, как и с оппонентом, который призывает к антизаконным действиям и позволяет себе соответствующие высказывания. Лучше сделать скриншот страницы и сообщить в Службу безопасности по номеру 0 800 501 482 или по электронной почте [email protected] (по крайней мере пока они не наладили коммуникацию в соцсетях).

3. Быть ответственными провайдерами. За распространение незаконной информации несет ответственность не только автор, но и владелец интернет-ресурса – за соучастие. Поэтому в их же интересах удалять сообщения с призывом к свержению власти. Стоит быть внимательными и провайдерам в зоне АТО, их частоты могут использовать – были случаи. И, конечно, блокировать запрещенные сайты и делать собственный отбор с учетом требований действующего законодательства.

"Когда мы оцениваем риски цифровой безопасности, то учитываем вероятность наступления негативной ситуации и последствия. На передовой последствия и риски являются несравненно большими, чем в других сферах. Здесь речь идет о жизни и здоровье людей, а не, к примеру, об ухудшении функционирования сайтов. Нужно работать как с отдельными людьми, так и на уровне организаций. Нужна система управления рисками цифровой безопасности и просмотра этих рисков, которая должна работать непрерывно", – указывает эксперт по кибербезопасности Николай Костинян.

В пособии содержатся также другие практические советы по информационной безопасности: какими пользоваться антивирусами, как правильно настроить пароли, дополнительные меры безопасности необходимые в зоне АТО – эти рекомендации актуальны как для работников госорганов, журналистов и правозащитников, так и для рядовых интернет-пользователей.

Текст: Сергей Кочмарский, Центр информации по правам человека


Посмотреть пособие можно ниже.

You may also like...