Как в Одессе землю «дерибанят»

В Одессе, в самом сердце Большого Фонтана, среди густой зелени дачных кооперативов, в зоне рекреации, есть свободный кусочек земли. Общественной. Как ее превратить в частную, да так, чтобы выжать из нее побольше? Рассмотрим типовой вариант чиновничьих действий. Итак, давным-давно, еще в 1993 году, согласно решению исполкома Одесского городского совета №818 от 5.08.1993 г., земельный участок по улице Гаршина, 3, был предоставлен Одесскому областному союзу потребительских обществ «Облпотребсоюз» для размещения санатория-профилактория. Облпотребсоюз» начал строительство реабилитационно-оздоровительного центра. Но и спустя девять лет работы еще не были завершены. Зато на свет появляется нужная на тот момент «бумага» — распоряжение Киевской районной администрации Одесского городского совета от 29.09.2002 г. под №1639 об утверждении проекта завершения строительства спального корпуса.

Ровно через два месяца, вместо того чтобы озаботиться окончанием строительства корпуса, председатель «Облпотребсоюза» И.Негода продает незавершенное строительство третьим лицам – С.Х.Абраменко, Л.П.Сухиной и Г.В.Василиади. В договоре купли-продажи, удостоверенном нотариусом, обязательно должна быть ссылка на право продавца распоряжаться отчуждаемым имуществом, то есть указываться документ, подтверждающий право собственности. Такой ссылкой становится вышеуказанное распоряжение Киевской райадминистрации за №1639. Хотя оно ни в коей мере не является свидетельством о праве собственности и не дает И.Негоде право отчуждать это имущество.

Однако при рассмотрении договора купли-продажи, удостоверенного частным нотариусом А.Юрасовой, кажется, что все еще не так страшно, поскольку, в соответствии с пунктом 8 вышеуказанного договора «Все обязанности, предусмотренные договором строительства спального корпуса реабилитационного центра, берет на себя покупатель». Значит, покупатели должны все-таки будут достроить спальный корпус, а члены профсоюза получат возможность в нем отдыхать.

Правда, возникает вопрос, а как быть с тем, что весь оздоровительный центр принадлежит «Облпотребсоюзу», а его часть, спальный корпус, частным лицам? И что они с этого будут иметь, как говорят у нас в Одессе? Сдавать на ночь покоечно? Потому что, ежели ничего не будут иметь, кроме удовольствия «поиграть» в стройку, то надо признать, что покупатели несколько не в ладах с собственной головой.

Однако с головой у них, как оказалось, все в порядке, и «играть» в стройку они не стали. А 10 марта 2004 года перепродали незавершенное строительство ООО «Лазурное побережье» вместе с обязательством последнего завершить строительство спального корпуса.

У руководства «Лазурного побережья» с головой тоже, как оказалось, все в норме. Потому что ООО сразу приступило к возведению… многоквартирного пятиэтажного дома с мансардой и подземным паркингом. А вот что компания будет с этого иметь, спрашивать уже не приходится…

Спрашивать уже надо у ГАСКа: каким образом инспекция выдала разрешение под №156/05 от 22.03.2005 г. на строительство пятиэтажки в рекреационной зоне, если для этого требовалось сначала получить разрешение органов исполнительной власти на изменение целевого назначения земли, а такое разрешение дано не было, поскольку его никто и не запрашивал? А не запрашивал потому, что знал: такового не получит. А потому ООО «Лазурное побережье» и вместе с ним ГАСК этот щекотливый пункт просто стыдливо обошли.

И тут возникает еще один вопрос: а что имеет с этого ГАСК?

Однако когда мирную тишину дачного места нарушил рев бульдозеров, грохот забиваемых свай, а с участка по адресу Гаршина, 3 один за другим «поплыли» грузовики с вывозимыми срубленными деревьями, жители окрестных домов этого благословенного местечка бросились искать справедливость в государственных инстанциях и писать жалобы в те компетентные органы, которые призваны стоять на страже порядка и законности.

Именно таким образом, из ответов Одесского городского управления земельных ресурсов от 9.07.2005 г. и от 3.10.2005 г., они узнали, что в управлении вообще отсутствует информация о продаже земельного участка тремя частными лицами в пользу ООО «Лазурное побережье». И это ООО за разрешением на изменение целевого назначения земли в управление не обращалось. Так что земля до сих пор числится рекреационной, то есть предназначенной для отдыха и оздоровления граждан, а жилое строительство на ней запрещено.

Естественно, обнаружив такое вопиющее нарушение законности, жители домов № 5 и 7 по улице Гаршина обратились именно в тот орган, который должен прежде всего заботиться о пресечении всякого рода безобразий — в прокуратуру. Переписка с прокуратурой представляет собой классический образчик бюрократического эпистолярного жанра с элементами пофигизма по отношению к ищущим справедливости гражданам.

Так, например, в своем ответе за №7/1-190-05 от 25.04.06 г. заместитель областного прокурора М.Черный пишет: «…об’єкт по вул. Гаршина, 3… відчужено на підставі розпорядження Київської районної адміністрації міста Одеси про дозвіл на відчуження…» (это что, правоустанавливающий документ о праве собственности?). «Товариством земля використовується для будівництва житлового будинку» (так ведь на это и жалуемся!). «Земельна ділянка, на якій ведеться будівництво, відноситься до земель громадської та житлової забудови…» (ну а это откуда пан прокурор взял, где соответствующий документ?). «З урахуванням зазначенного, підстав для прокурорського реагування не вбачається».

Короче, граждане, уймитесь и не мешайте работать. Не до вас.

Тот же метод отписки использовал заместитель городского прокурора С.Буяджи. Обогатив жалобщиков информацией о незаконно выданных ООО «Лазурное побережье» разрешениях и согласованиях, поданных им как свершившийся факт, а следовательно, как якобы законных, С.Буяджи, видимо, пожалев измученных «стройкой века» дачников, сообщил им, что за ними сохраняется право отстаивать свои интересы в суде.

Правда, они об этом и сами догадывались. И в суд обратились. Рассмотрев исковое заявление о запрете строительства многоэтажки в курортной зоне и материалы дела, судья Киевского райсуда Одессы С.Рева вынес постановление о временном запрете любым лицам и организациям проводить какие бы то ни было строительные работы на улице Гаршина, 3 – вплоть до рассмотрения дела по существу. То есть на стройку накладывается «арест».

Но кто ж из деньги имущих нынче выпустит из рук лакомый кусочек, когда часть денег за него уже проплачена, и сладкий результат – вот он, уже и на эскизе виден?

«Лазурное побережье» подает апелляцию на это постановление. И коллегия Апелляционного суда в составе Ю.Яковлева, Л.Троицкой и В.Каранфиловой, прикрыв глаза рукой, выносит решение об отмене ареста на стройку, ссылаясь снова на разрешение ГАСКа №156/05 от 22 марта 2005 года. То есть, не рассуждая о правомерности выданных разрешительных документов, которые, по сути, не являются законными, служители Фемиды пошли по пути, проторенному заместителем областного прокурора. Разрешение есть, а на каком основании оно выдано — не важно. И то правильно — ежели прокуратура, которая должна стоять на страже закона, не имеет претензий к нарушителям, то чего судьям стесняться!

Итак, стройка пока законсервирована. Стороны замерли в ожидании разрешения конфликта. И тут нам пришел в голову вопрос: а что же сами руководители стройки по этому поводу думают? Мы позвонили по номеру телефона, который прочли на многочисленных бигбордах и в газете «Авизо» с красивым рисунком будущего пятиэтажного рая на крутом берегу Черного моря. И состоялся у нас такой разговор.

— А можно у вас купить квартиру в этом замечательном доме? — Конечно. Приходите, только денежки заплатите. — Да вот, мне сказали, что там вроде соседи протестуют, мол, на рекреационной земле и так далее, в суд подали… В трубке смущенное молчание. Затем возмущенно: — Да что вы всяких идиотов слушаете, мало ли их… Дом будет построен, не волнуйтесь. — Конечно, я волнуюсь. Вдруг деньги пропадут? — Тогда банк их вам вернет. Этот банк финансирует строительство, а мы, «Лазурное побережье», только строим. Какая скромность! Мол, мы только рабочие, и, естественно, ни слова про купчую на эту землю. — Так как же все-таки вы собираетесь решать конфликт с соседями? — А что его решать? Тут, конечно, в соседях непростые люди. Сами понимаете, в таком районе лишь бы кто не живет. Но и у нас в Киеве тоже люди есть. Помогут. — Можно узнать, как? — (смех). Нет, конечно, по телефону я вам такое сказать не могу. Нет, если лично придете, тоже. Но у нас все железно, не переживайте.

Переживаю я все-таки. За Одессу…

Виктория Колтунова

You may also like...