Кредитование в Украине: слон в мешке

Низкие процентные ставки по кредитам часто всего лишь кажутся таковыми. При ближайшем рассмотрении становится понятно: так называемая скрытая банковская комиссия способна вытянуть из вашего кармана вполне приличную сумму. Эти метаморфозы касаются условий по всем частным займам: как по ипотечным ссудам и автокредитованию, так и по стандартным программам рассрочки. Процентный «альтруизм»

«Какое искушение — выбрать банк с низкой процентной ставкой! — рассказывает Леонид Красавцев, директор компании «Простобанк Консалтинг». — Давайте рассмотрим пример. Один банк предлагает 10,5%, другой — 12,5%. Но у первого имеется одноразовая комиссия в виде 1% от суммы кредита и ежемесячная — 0,1%, у второго — только разовый платеж $100. И то предложение, где более низкая процентная ставка по кредиту, но больше допкомиссий, оказывается дороже. Как правило, все обращают внимание на низкую процентную ставку и принимают решение на основании этого показателя. И уже потом узнают, что нужно оплачивать еще и комиссии, а расходы становятся гораздо больше, чем планировалось. Все это можно арифметически просчитать: сложить комиссионные расходы и хотя бы приблизительно узнать эффективную процентную ставку. В нашем понимании, эффективная процентная ставка — та, которая учитывает все расходы заемщика при получении кредита. Сюда входит номинальная процентная ставка, разовые расходы, расходы на оплату ежемесячной комиссии и т.д. На Западе это принято называть «реальной процентной ставкой».

То, что к рекламируемым ставкам на авто- и ипотечные кредиты следует прибавлять 1,5-3%, чтобы узнать реальную стоимость займа, никто, в общем, и не скрывает. Проанализировав предложений 18 украинских банков, в компании «Простобанк Консалтинг» подсчитали, что среднерыночные номинальные ставки в ипотечных договорах составляют 17% годовых в гривне и 12,2% — в долларах, а реально кредит на квартиру с учетом всех расходов в среднем стоит порядка 18,2% в год в гривне и 13,4%— в долларах. Аналогичный зазор имеется и в программах «авто в кредит»: декларируемые открыто запросы банков в среднем по рынку составляют 16,7% в год по гривневым ссудам и 12% — по долларовым, тогда как эффективная процентная ставка составляет 18,15% и 13,3% в гривне и долларах соответственно.

Еще «эффективнее» скрытые комиссии влияют на удорожание покупки товаров в рассрочку. За счет того, что суммы ссуд на потребительские товары и сроки кредитования небольшие, проценты по ним традиционно выше, чем по ответственным жилищным и автомобильным кредитам. И комиссии в большинстве случаев — тоже. В среднем по стандартным условиям рассрочки банки требуют 20-25% от суммы гривневого кредита в год (без учета дополнительных расходов). Общая картинка выглядит следующим образом: когда номинальная процентная ставка по программам потребительской рассрочки ниже 10% в год, — дополнительные расходы колеблются от 20 до 50% ежегодно; там, где ставки среднерыночные, — комиссионные могут составить от 0,4 до 40% в год. В среднем же эффективная ставка по стандартным программам рассрочки составляет порядка 40-60% годовых. Есть и исключения — акционные продукты. Сенсационно на фоне остальных выглядит предложение нескольких банков, где за кредит на товары просят всего 0,01%. В одном из них, правда, к этой сумме безапелляционно прибавляется еще 19% разовой комиссии.

На уровне программ рассрочки держится и реальная стоимость относительно нового для Украины продукта — кредитных карт. Эффективная ставка составляет до 50% годовых при кредитовании в гривне и до 25 — в долларах.

Причины ухищрений финансисты объясняют усилением банковской конкуренции, стимулирующей поиск конкурентных преимуществ, пусть даже фиктивных, а также влиянием западаных традиций на банковскую систему, в частности, за счет приобретения отечественных банков международными финансовыми группами, где практика дополнительных комиссий не является чем-то сверхъестественным. Анализ банковских предложений свидетельствует: как только процентная ставка падает ниже среднерыночного уровня, дополнительные комиссии часто вырастают в разы. Нередко получается, что чем привлекательнее выглядят условия кредитования в рекламе, тем дороже обходится реальная ссуда. Скажем, ставки, фигурирующие в рекламе стандартных кредитов на жилье, стартуют от 9,5% годовых в долларах США. Но, если прибавить к этой цифре все дополнительные расходы по кредиту, предусмотренные этим продуктом, он попадает в тройку наиболее затратных для заемщика. Обобщать эту тенденцию как однозначную было бы некорректно: есть, к примеру, ипотечные предложения, при достаточно низкой процентной ставке (10,3% годовых в долларах) использующие относительно скромные дополнительные платежи. Но, как бы там ни было, скрытые комиссионные расходы присутствуют в большинстве кредитных продуктов. Реальная стоимость кредита открыто заявляется лишь в редких случаях.

Лишние «килограммы»

Увеличение в весе выплат по кредиту может принимать различные формы. Начиная от разовых платежей, взимающихся в виде фиксированной суммы (скажем, $100) либо как процент от ссуды, и до регулярных (ежемесячных/ежегодных) выплат помимо процентной ставки. Они не взаимоисключающие, так что могут и комбинироваться. Не входит в номинальную процентную ставку и страховой платеж.

Комиссионные взимаются не просто так. Для солидности они имеют целевое назначение. Так, одноразовый платеж сначала требуется в качестве платы «за оформление кредитного дела», «за предоставление кредита» или даже «за рассмотрение заявки». Почему за то, чтобы заявку рассмотрели, не гарантируя желаемый результат, нужно платить комиссию, а тем более — почему ее нельзя вернуть, банки объяснять не обязаны. Поводом для разовых выплат может стать и внесение денег на счет, и открытие счета, и конвертация валюты или проверка документов по кредитной операции. Регулярная ежемесячная плата подается под названием «за обслуживание кредита», «за администрирование» или «за ведение кредитного дела». Это обслуживание, как поясняют банкиры, заключается в регулярном мониторинге ежемесячных платежей и бухгалтерском сопровождении.

Сегодня найти банк, не использующий хотя бы один из дополнительных платежей, практически невозможно. Причем те, кто устанавливает только разовую комиссию при подписании кредитного договора, уверенно относят свои продукты к прозрачным. Мол, разовые выплаты, особенно если их немного, не так бьют по карману. Ежемесячные комиссии сами финансисты уже зачисляют в число коварных. Как правило, там, где существенно занижена номинальная ставка, всегда присутствуют обязательные в течение всего срока кредитования дополнительные выплаты. Они-то и поднимают общую стоимость кредита, иногда даже превосходя номинальные процентные ставки.

Отдельной строкой стоит комиссия за досрочное погашение кредита, хотя и не совсем правомерная с точки зрения закона, но все же взимаемая некоторыми банками. Она, как правило, присутствует в долгосрочных ипотечных договорах. При кредитовании товаров и услуг подобные комиссии пока не встречаются: финучреждения, наоборот, приветствуют возврат потребкредита раньше срока.

Страховые платежи при получении ответственных ссуд на жилье либо автомобиль давно стали правилом. Их даже трудно было бы отнести к скрытым дополнительным расходам, не появись они в кредитовании товаров и услуг. Не все, но часть банков предусмотрела в программах рассрочки страховой платеж до 2% от суммы кредита. Как ни парадоксально, несмотря на его наличие, заемщик, оказывается, ни от чего не застрахован. «При кредитовании жилья и авто страховка предмета, который берется в залог, является обязательной согласно законам Украины, — комментирует Евгений Матрос, руководитель центра оценки кредитных рисков розничного бизнеса ООО UniCredit Bank. — В этом случае страховка используется для нивелирования риска потери залога (пожар, авария, угон и т.п.). При утере предмета залога задолженность по кредиту возмещает страховая компания. В некоторых случаях отдельные банки страхуют кредиты от невозврата. Но эта практика не особо распространена — на данном этапе развития все прекрасно понимают уровень рисков, и страховка от невозврата используется больше как технический прием. При кредитовании ипотеки такая страховка может производиться в случае рефинансирования. Если клиент приобрел товар в кредит и при этом банк застраховал кредит от невозврата, при наступлении страхового случая определенную работу с заемщиком проводит сам банк; если клиент не платит, то кредит выплачивает страховая компания. Затем она же занимается взысканием задолженности с заемщика. Так что платить в любом случае нужно».

Коварные мелочи

Банки, как утверждают юристы, имеют полное право самостоятельно устанавливать цену на свои услуги. Регулировать размеры допкомиссий и открытость их взимания способна только конкуренция. Финучреждения не скрывают своей материальной заинтересованности в дополнительных выплатах, но понимают, что и политика утаивания их от клиентов долгосрочного успеха не принесет. В ведущих банках о наличии дополнительных комиссий специалисты, как правило, рассказывают «добровольно». Да и украинское население долго дрессировать не пришлось: большинство украинцев, обращающихся в банк за ссудой, интересуются дополнительными расходами по кредиту заранее. Принципы «полевого исследования альтернативных вариантов» перед принятием решения усвоены. Таким образом, истина вроде бы и не скрыта за семью замками. При желании ее можно отыскать. Но осознать удается не всегда. Особенно когда ловушка имеет миниатюрные размеры.

Наибольшую опасность таят мелочи. Невнимательное отношение к нюансам способно аннулировать тщательные усилия по поиску наиболее выгодных условий. К примеру, наличие в названии комиссии вместо слов «от остатка по кредиту» фразы «от суммы кредита», а тем более «от стоимости товара, автомобиля или квартиры», на практике существенно удорожает расходы. Ведь если размеры комиссионных в первом случае будут постепенно сокращаться, то в двух последних они фиксируются на одном уровне. Кроме того, выплачивать комиссию от стоимости приобретаемого в кредит товара отнюдь не выгодно, если присутствовал первый взнос.

Рассчитывать на то, что в дальнейшем банки откажутся от перераспределения номинальных процентных ставок на дополнительные, не приходится.

«Импортированный» с Запада опыт прижился в Украине. «Данная практика широко распространена за рубежом и, соответственно, получит широкое распространение на рынке банковских услуг Украины, — отмечает Евгений Демьянов, заместитель директора департамента розничных продуктов и маркетинга ОАО «Райффайзен Банк Аваль». — Конечное удорожание зависит от размера тех или иных комиссий и типа (размера) самого кредита. Чем меньше сумма кредита, тем более значительным может быть вес разовых комиссий, взимаемых при его оформлении. И наоборот, при более высокой сумме кредита большее значение имеют регулярные комиссии (например, за обслуживание кредита)».

Единственное направление, в котором могут произойти изменения в сторону сокращения скрытых платежей, — кредитование товаров. По словам банкиров, в последнее время торговые сети начинают активно выдвигать свои требования к банкам, которые кредитуют в этих сетях. Стремясь продать как можно большее количество товара, сетевики пытаются стимулировать банки ослаблять условия выдачи ссуд: отказываясь от первого взноса, снижая процентные ставки и комиссии, открыто заявляя о дополнительных расходах. Возможно, коммерческие интересы одних повлияют на такие же интересы других в пользу рядовых украинцев.

Мнение

Наталья Байдакова, директор департамента розничного бизнеса ООО «БМ Банк»

— В последнее время введение дополнительных комиссий приобрело широкую популярность в банковской деятельности. Дело в том, что комиссии напрямую не зависят от себестоимости кредитных ресурсов, и банки не несут за них таких издержек, как за привлечение ресурса. Поэтому большинство банков для поддержания желаемого уровня доходности при уменьшении процентной маржи ввели так называемые комиссии за обслуживание кредита. При существующей высокой конкуренции в банковской системе многие банки заявляют все расходы по кредиту только тогда, когда заемщик уже понес часть расходов и дороги назад уже нет, или же когда пришло время погашения задолженности. Я рассматриваю это как один из методов недобросовестной конкуренции. Если клиент уже понес часть расходов на оформление кредита и понимает, что их ему не возместят, ему сложнее отказаться, чем клиенту, который еще ничего не оплатил. В таком случае, прежде чем отказаться от кредита, надо просчитать разные варианты и взвесить все плюсы и минусы.

Мнение

Станислав Мошкин, менеджер по работе с ключевыми клиентами Международного Ипотечного Банка

— Куда более заманчиво написать на рекламном щите «10,5%», чем «14,5%». Хотя, прибавив скрытую комиссию, выходит одно и то же. Если при процентной ставке, скажем, 11% ежемесячная комиссия составляет 0,4%, то истинная ставка составляет 15,8% (0,4% x 12 + 11% = 4,8 + 11% = = 15,8%). Визуально комиссии кажутся пустяком, но, если учесть все нюансы и расчеты, они значительно повышают реальную стоимость кредита. В большей мере на стоимость кредита влияет комиссия, которая начисляется на всю сумму кредита. Это одна из самых несправедливых, но, к счастью, редко используемых комиссий. При первоначальном знакомстве заемщика с банком (реклама банка, звонок заемщика в «кол-центр») не всегда можно узнать обо всех деталях. Хотя кредитные эксперты и обязаны предоставить исчерпывающую информацию, к сожалению, так бывает не всегда. Вывод прост: всегда спрашивайте кредитных экспертов обо ВСЕХ дополнительных платежах. До прихода в банк изучите условия кредитования разных банков, сравните их продукты и выберите наиболее приемлемый. Обязательно подготовьте список вопросов, на которые вы хотели бы получить ответ кредитного эксперта.

Блиц-интервью

Ярослав Копецкий: «Мошенникам кажется, что безвозвратно взять ссуду или товар в кредит достаточно легко. Но это не так.»

Количество игроков на рынке кредитования товаров и услуг растет с каждым днем. В борьбе за Клиента кредиторы заявляют, казалось бы, рискованные для самих себя условия. Почему рассрочка, как магнит, притягивает финансистов, чем они рискуют и сколько зарабатывают, «ВД» узнавала у члена правления ЗАО «Догмат Украина» (ТМ «Еврокредит») Ярослава Копецкого.

– Сколько кредитов берут украинцы?

— Весь инвестиционный портфель для физлиц в Украине к концу года, по нашим прогнозам, составит около 72 млрд грн. Из них 18 млрд грн. — потребительские кредиты, или «рассрочка». Сейчас кредитными программами пользуется около 35% населения Украины. Торговая марка «Еврокредит» планирует закончить этот год в тройке лидеров на рынке потребительского кредитования, конкурируя с такими банками, как Дельта Банк, ПриватБанк и Правэкс-Банк. Общий объем выданных нами кредитов только за этот год составит порядка $200 млн, а за три года мы уже выдали почти 1,5 млрд грн.

– Как будет развиваться рынок кредитов для населения?

— По нашим прогнозам, в следующем году объем рынка составит 100-110 млрд грн., в 2008 — 160 млрд грн., в 2009 — 240 млрд. грн. Так, в течение пяти лет при благоприятных макроэкономических прогнозах он может вырасти до 350 млрд грн. Это при том, что еще в 2001 году весь инвестиционный портфель для физлиц составлял 1 млрд грн. В планах «Еврокредита» на следующий год — увеличить объемы кредитования минимум на 30%: с $200 млн в нынешнем году, как минимум, до $260 млн в следующем. Точнее можно будет сказать лишь в январе. Повлияет еще и то, что с марта следующего года мы меняем политику во всех направлениях: продуктовую, по каналам дистрибуции и по сегментам, — позиционируясь совсем не так, как сейчас.

– Как вы управляете ценовой политикой?

— «Еврокредит» выбрал для себя позиционирование в среднеценовом сегменте. Мы не хотим быть ни самыми дорогими, ни самыми дешевыми. Средняя эффективная ставка по потребительским кредитам, учитывающая все основные и дополнительные платежи, у нас составляет 40-50% в год. Ценовая политика предполагает различные ставки на стандартные и акционные продукты, продукты для новых клиентов и для существующих. Есть продукты, по которым мы не предусматриваем удорожания в принципе. К тому же отличительная черта «Еврокредита» — прозрачный расчет выплат по кредиту.

– Вы выдаете кредиты без справки о доходах. Насколько высоки риски?

— Действительно, мы стали первыми, кто ввел такие условия в Украине. В 2005 году это была акция, теперь — полноценный продукт, за которым обращаются около 40% клиентов. Риски не высоки, поскольку с помощью скоринга проверяются все данные, указываемые клиентом в заявке. Информация анализируется по базе, насчитывающей 7 млн кредитных историй. Кроме этого, скоринг учитывает социально-демографические и экономические показатели того региона, где проживает клиент.

– Как вы боретесь с невозвратами по кредитам?

— У нас, скорее, возникает проблема нерегулярного погашения кредитов, точнее — нарушения графика выплат. На них приходится до 15% от общего числа займов. Проблемные кредиты, по которым не погашены более 12 платежей (задолженность за год), составляют не более 1,5%. Мы стараемся не доводить до этого, поскольку работаем индивидуально с каждым клиентом. Если клиент потерял работу и временно не может погашать кредит, мы можем договориться об отсрочке платежей. Есть и другие выходы. В крайнем случае, заемщик может продать товар и погасить кредит. Но потребительское кредитование привлекает и мошенников, к которым применяются довольно жесткие меры в рамках законодательства.

– Каким образом можно вычислить мошенника?

— Мошенничество — это своеобразный бизнес. Мошенникам кажется, что взять ссуду или товар в кредит достаточно легко. Но это не так. На каждом рабочем месте «Еврокредита» находятся видеокамеры, которые делают фото каждого заемщика. И если окажется, что человек взял кредит, заведомо зная, что не собирается его возвращать, в его отношении принимаются жесткие решения. У него есть неделя-три на то, чтобы вернуть деньги. Дальше мы не говорим с мошенниками. С ними работают уполномоченные органы согласно действующим законам.

– С какими еще проблемами вы сталкиваетесь в сфере предоставления кредитов населению?

— Их несколько. Во-первых, в Украине в целом стоит проблема со связью. Трудно найти партнера, который предоставляет единый стандарт для городских, сотовых номеров и передачи данных. Во-вторых, существует проблема со стандартом офисов. Уровень офисных помещений в небольших городах крайне низкий, и даже в Киеве тяжело найти офисные площади класса D и выше.

– Ваша формула «Как заработать миллион клиентов»?

— Мы делали акцент на развитии дистрибуции и создание простых продуктов и за счет такой стратегии привлекли 1 млн клиентов за три года, и они отблагодарили нас, признав торговую марку «Еврокредит» «Лучшим потребительским кредитом 2006 года». Однако рынок быстро меняется, и кредит для человека в 23 года и в 60 лет — это два разных продукта по многим параметрам, и риски разные. Даже если они оба покупают сотовый телефон, продукты для них должны отличаться. Сейчас важна сегментация клиентов по психографике, стилю жизни людей, демографическим характеристикам, поведенческим особенностям. В любом случае, мы применяем сугубо индивидуальный подход к каждому клиенту, предлагая им кредитные продукты, которые учитывают именно их потребности.

– Могут ли кредитные карты вытеснить программы «товары в рассрочку»?

— Вряд ли. В Украине пока слишком слабо развита сеть POS-терминалов (всего 150 тыс.). Да и население использует пластиковые карты в основном для обналичивания средств. Количество трансакций, когда человек расплачивается карточкой за покупку товаров, мизерно. Заметных изменений можно ждать не раньше, чем через пять лет. Скажем, в Польше работающих карточек насчитывают около 2,5 млн, однако они до сих пор не вытеснили «рассрочку».

Алиса Юрченко , Власть денег

You may also like...