Политические скандалы современности

Как ни странно, скандалы всегда благосклонно принимало любое общество. Поскольку они будоражат, бодрят, а также побуждают людей к мысли и действию — иными словами, влияют благотворно. Народ любит вспоминать старые скандалы и зажигается на новые. По такому случаю хочется вспомнить об уотергейтском скандале, который как раз недавно тихо и скромно отметил свой 35-летний юбилей. Переполох в «Уотергейте»

1 августа 1972 года в газете «Washington Post» вышла первая статья об организации прослушивания штаб-квартиры демократов во время избирательной кампании в Вашингтонском отеле «Уотергейт». Это был уникальный в истории Соединенных Штатов случай, когда президент США Ричард Никсон, обвиненный в причастности к подкупам, угрозам и лжесвидетельству чиновников Белого дома, в результате разгоревшегося скандала и под угрозой импичмента подал в отставку и вынужден был досрочно прекратить исполнение своих президентских ополномочий. Его преемник Джеральд Форд впоследствии подарил газете плакат со своим изображением и подписью: «Я получил работу благодаря Washington Post».

При всей неоднозначности и многоликости американской демократии, следует отдать ей должное. В этом отношении украинские журналисты могут лишь мечтать о подобных скандалах, когда статья в газете может инициировать отставку чиновника самого высокого ранга, если тот нарушил Конституцию и Закон.

Но в США и других цивилизованных странах — это обычная практика. За «уотергейтом» в Штатах последовали «ирангейт» во времена президента Джимми Картера, когда в Тегеране были взяты в заложники сотрудники американского посольства. Еще позднее — всем известный «моникагейт», разразившийся в связи с обвинениями Билла Клинтона в сексуальном насилии над Моникой Левински. Скандалы в Штатах, как горькое лекарство, приносили много неприятных минут их виновникам, а нации — уверенность в том, что граждане через СМИ могут контролировать власть.

Из последних громких скандалов на сексуальной и морально-этической почве — отставка израильского Президента Моше Кацава в связи с сексуальными домагательствами, в которых его обвинили сразу 10 женщин.

Но если в демократических государствах скандалы обычно носят характер грозы, после которой воздух становится свежее и чище, то украинские политические торнадо больше напоминают падение в болото мешка с нечистотами. Поднимается фонтан грязи, который быстро оседает — и снова тишь да гладь: только попахивает застоявшейся политической тиной да квакают информационные лягушки, каждая из которых хвалит исключительно свою лужу.

А что же делается в Старом Свете?

Во Франции политики скандалят не меньше, чем за океаном. Страна с устоявшейся демократией, родина первых пролетарских революций с завидным постоянством вносит свою лепту в скандальную политическую хронику современности.

Одна часть скандальных потрясений во Франции связана с финансовыми нарушениями политиков и партий, другая — с неадекватной реакцией первых лиц на назойливых паппарацци. Когда проникаешься фактами политскандальной хроники «по-французски», невольно завидуешь французам — у них серьезно наказывают за то, что у нас стало едва ли не нормой поведения в высших эшелонах власти. При этом нельзя не отметить: политик, даже с легким налетом криминального ретро, во Франции, как и в других западных странах, не имеет ни малейших шансов занять сколько-нибудь видное место в партийной или государственной иерархии. Там обо всех публичных грехах помнят долго, и в нужный момент, даже спустя десятилетия, неблаговидные факты непременно выходят наружу, вызывая еще большую бурю скандалов.

Да, французским политикам живется нелегко. Зато обществу от этого намного легче и спокойнее. Да и партийные бюджеты там лишь в очень незначительной степени пополняются из частных средств — пожертвований физических лиц из расчета не более 7500 евро на человека в год. Некоторые партии помимо членских взносов даже жертвуют на кампанию часть зарплаты своих депутатов! Основу же поступлений в партийные кассы составляет государственное финансирование. А вот вспомоществования бизнес-структур здесь были сначала строго ограничены, а с 1995 года и вовсе запрещены. Что же касается скандалов, то их даже при такой жесткой системе бывает более чем достаточно. Так, в 2003 году государство выплатило 73 млн. евро на избирательные расходы для 66 из существующих политических партий. Но при этом 90% всей суммы получили лишь шесть партий, в том числе 33,4 млн. евро — «Союз за народное движение», относящийся к правящей партии и насчитывающий 526 парламентариев. Естественно, что сразу же возник нешуточный скандал. Да и прошлогодний нашумевший судебный процесс в департаменте Иль-де-Франс показал, что не все так гладко во французской партийной жизни. На скамью подсудимых тогда попало 47 представителей как правых, так и левых партий, которые в период 1988-1997 годов направили в свои партийные кассы суммы, эквивалентные 45 млн. евро, оформив их как расходы на ремонт 400 лицеев. Часть денег действительно получили строительные фирмы, но самая весомая доля пошла на поддержку политической деятельности чиновников и депутатов. Нарушение — безусловно, но и наказание последовало нешуточное!

У нас же все обстоит с точностью до наоборот. Скудный госпаек, получаемый партиями во время выборов, не способен удовлетворить аппетиты украинских партийных бонз. Поэтому в Украине признаком хорошего партийного тона является использование денег со стороны. И в этом призванные контролировать прозрачность финансовых избирательных потоков органы не привыкли видеть ничего предосудительного. А за подобные «вспомоществования» со стороны, естественно, нужно рассчитываться мандатами, госзакупками и прочими лоббистскими штучками. И это не может не быть в ущерб национальным и общественным интересам.

И все же вернемся к скандалам в зарубежном политическом свете. Скандал с первым лицом Франции Николя Саркози был раздут, по нашим украинским меркам, из ничего, когда три месяца назад, в середине июня, ведущий бельгийского телеканала RTBF Эрик Бовер предположил, что в ходе пресс-конференции на саммите «большой восьмерки» президент Франции Николя Саркози «пил не только воду»! Действительно, поведение политика вызывало некоторые подозрения: он сначала извинился перед участниками собрания за свое опоздание, а потом сделал паузу, как будто сдерживая подступающий смех. Некоторые зрители даже решили, что президент потерял нить разговора и не мог сосредоточиться. Для Николя Саркози, заявившего о себе во время избирательной кампании как об убежденном трезвеннике, эта история стала настоящим скандалом. Подданные высказались однозначно — подобное поведение позорит их нацию. Но история получила, разумеется, вполне благопристойное продолжение: бельгийский тележурналист извинился перед Саркози за свое безосновательное предположение и признал, что был неправ. Вот и весь скандал!

Наш же Президент Виктор Ющенко под объективами фотоаппаратов «опрокинул предвыборную чарку», а то и распил рюмку самогона с представителем электората, сел в служебный «мерседес» и укатил в неизвестном направлении! И ни о каком позоре для нации никто и не подумал. Что уж тогда говорить об истории с автомобилем его сына Андрея, когда на «тачке» за полмиллиона (разумеется, не отечественных гривен), подаренной представителями криминального мира, тот катался по модным тусовкам! А потом всем врал, что взял машину у друга. Ну, пожурил папа Ющенко сына-мажора, а заодно и журналистов — на том все и закончилось. Представьте себе, если бы нечто подобное произошло в Дании, Германии или другой стране. Президентство венценосного папаши с позором закончилось бы через пару недель. А почему? Другой менталитет!

Мой друг Гельмут…

Большой, в прямом и переносном смысле, друг экс-президента России Бориса Ельцина экс-канцлер Германии Гельмут Коль также неоднократно выступал в роли главного героя различных скандалов и частенько находился на расстоянии двух шагов от скамьи подсудимых. В ноябре 1982 года западногерманский журнал «Шпигель» взорвал на своих страницах политическую бомбу не виданной ранее силы. Шок в правящих кругах вызвали уже первые строки помещенной там статьи: «Материалы прокуратуры вскрывают подоплеку единственной в своем роде боннской государственной аферы. Концерн «Флика» тратил миллионы утаенных от налогового ведомства марок на подкуп политических деятелей». На фото в «Шпигеле» читатели увидели главного управляющего фликовского концерна Эберхарда фон Браухича, вынимающего из кармана пачку денег, а рядом — поднимающего бокал Гельмута Коля. Суть запечатленной встречи была раскрыта в газетном заголовке: «565 тысяч марок переданы лично в руки канцлеру ФРГ». И уже 29 августа 1985 года в одном из залов Земельного суда Бонна судья произнес: «Высокий суд идет!». Судили трех человек.

Отто Ламсдорф — бывший министр хозяйства ФРГ. Оказался на скамье подсудимых за получение от концерна «Флика» взяток на сумму 165 тысяч марок.

Ганс Фридерихс — предшественник Ламсдорфа на посту министра хозяйства. Судим за получение от «Флика» 375 тысяч марок.

Эберхард фон Браухич — главный управляющий концерна «Флика». Обвинялся в даче взяток, причем не только двум вышеупомянутым деятелям.

Федеральный канцлер вынужден был давать показания комиссии бундестага по коррупционному скандалу. В ходе этих показаний Гельмут Коль 79 раз ссылался на провалы в памяти. Наконец «вспомнил» о двух-трех конвертах с наличными, полученными от Эберхарда фон Браухича. И сразу попытался оправдаться тем, что брал, дескать, не для себя, а на нужды своей партии — Христианско-демократического союза (ХДС).

За время следствия в связи с аферой вокруг концерна «Флика» целые отряды следователей рыскали по Западной Германии. Были произведены обыски в 59 квартирах и офисах казначеев политических партий, допрошено около 200 свидетелей, возбуждено 1800 уголовных дел.

А Борис Николаевич в это время спокойно и без шума отдал на откуп олигархам матушку Россию и ничтоже сумняшеся справлял малую нужду прямо у трапа самолета на аэродроме в США, где его встречали официальные лица. Но это даже и не скандал — скорее, царская прихоть! Так что, как видите, между нашим славянским менталитетом и европейскими ценностями — дистанция, по-гоголевски, «огромного размера»!

Скандалы в родном семействе

Западные спецслужбы, зная то, что украинский народ добрый, дурного в памяти не держит и на безобразия политиков реагирует вяло, решили максимально сгустить краски, когда разрабатывали операцию «Кучмагейт», стартом которой, как известно, послужили пленки майора Николая Мельниченко и убийство журналиста Гии Гонгадзе. А потом, чуть позже, последовала и Всеукраинская кампания «Украина без Кучмы!»

По меркам Запада, когда президент страны отдает министру МВД приказ уничтожить журналиста мало известного интернет-сайта, — это уже стопроцентный приговор его будущей карьере. А тут отважный майор личной охраны президента под диваном записывает на диктофон тайные разговоры и отдает записи в руки «совести нации» — Александру Морозу. Подобный сюжет и Хичкока в дрожь бросит! Президент выглядит как настоящий злодей, Мороз — кругом патриот и правдолюб, Мельниченко же — народный герой.

А наш простой и мудрый «пересічний» украинец рассуждает иначе: а зачем это президенту лишать жизни простого журналиста да еще надиктовывать свои угрозы на пленку? Где логика? С доказательствами у местных «гейтоделателей» туго. Лишнее подтверждение этому — нашумевшее отравление нынешнего Президента Виктора Ющенко. Оно, как и дело Гонгадзе, стало своеобразной дубинкой для политических оппонентов, которую достают всегда, когда нужно припугнуть противника.

Выборы приближаются? И сразу появляются сообщения, что следствие уже «почти нашло» отравителей и завтра огласит их имена.

А как обстоят дела в Азии?

С тех пор как в сентябре 2006 года Синдзо Абэ занял пост премьер-министра Японии, японских либеральных демократов преследует цепочка скандалов, связанных с министрами кабинета правительства. В мае нынешнего года покончил с собой министр сельского хозяйства Тосикацу Мацуока, замешанный в финансовых махинациях с распределением госзаказов. Его преемник Норихико Акаги был уличен в незаконном использовании бюджетных средств. Министр обороны Фумио Кюма был вынужден уйти в отставку после неосторожных высказываний, которые были восприняты как одобрение атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Министр иностранных дел Таро Асо недавно подвергся острой критике за пренебрежительные слова в адрес страдающих болезнью Альцгеймера.

Однако больше всего возмутил японцев скандал, случившийся при компьютеризации пенсионной системы: правительственное агентство потеряло персональные данные пенсионеров. В результате миллионы пенсионеров Страны восходящего солнца могли не получить положенные им деньги. Все это негативно сказалось на популярности правительства Абэ, которая упала до рекордно низкой отметки — около 30%. Одновременно число недовольных политикой Кабинета Министров Японии превысило 50%, что сказалось на нынешних парламентских выборах, когда обозленные японцы проголосовали против ЛДП.

Итог: Премьер-министр Японии добровольно и досрочно ушел в отставку.

«Уотергейт» по-польски

В последнее время скандалы потрясают и соседнюю с Украиной Польшу: то в связи с взятками, в которых были обвинены летом этого года члены правительства, то с обвинениями в коррупции членов польского сейма (нижняя палата парламента), его возможным самороспуском и так далее. А последний скандал, в ходе которого арестованы бывшие руководители МВД Польши, разгорелся в последние дни нынешнего лета.

Экс-министра внутренних дел Януша Качмарека и бывшего начальника польской полиции Конрада Корнатовского обвиняют в прослушивании телефонов польских политиков. Скандал уже получил название польского «Уотергейта» и серьезно дискредитирует находящихся у власти братьев Леха и Ярослава Качиньских.

О том, что тайные службы по указу премьера прослушивали телефоны двух его ближайших соратников — вице-премьеров Анджея Леппера и Романа Гертыха, представлявших в Кабинете Министров входившие в правящую коалицию партии «Самооборона» и «Лига польских семей», — стало известно общественности. И сразу же после этого свои посты добровольно покинули директор полиции Польши Конрад Корнатовский и начальник криминальной полиции Ярослав Мажец.

Как выяснилось, среди «абонентов» подразделения, занимавшегося прослушкой, были не только вице-премьеры Польши Леппер и Гертых, но и ряд деятелей оппозиции, и действующие министры правительства. По словам присутствовавших на заседании депутатов сейма, экс-глава МВД возложил всю ответственность за случившееся на премьера страны Ярослава Качиньского и действующего министра юстиции Збигнева Зиобро, обвинив их в организации незаконных действий.

По мнению многих, у Качиньского есть лишь один способ сохранить лицо — попытаться опровергнуть доводы Качмарека в очной дуэли на телевидении, но на это глава Кабинета Министров Польши вряд ли решится.

Пока что парламент распущен, а досрочные выборы в Польше назначены на 21 октября.

Вместо итога

Политические скандалы, источником которых были и остаются старые, как мир, человеческие пороки: жадность, гордыня, словоблудие, прелюбодейство и множество других — в демократических странах играют роль дамоклова меча, всегда висящего над головами политиков, которые боятся скандалов. У нас же, наоборот, представители украинской государственной и политической элиты регулярно провоцируют скандалы, полагая, что таким образом укрепляют свой авторитет. Однако их действия больше напоминают дебоши, чем аргументированную и взвешенную игру. Большинство обвинений пусты, построены на эмоциях и личностях, а иногда на передергивании фактов или их подтасовке. А совсем недавно откровения Юлии Тимошенко, назвавшей в программе Савика Шустера на канале «Интер» Президента Украины мафиози, стали настоящим фурором. Лидер белоснежного блока, в свойственной ей манере называть вещи своими именами, доверительно поведала собравшейся телеаудитории о настоящей причине своего ухода с должности премьер-министра Украины в 2005 году. В результате гости студии, а также миллионы украинских телезрителей смогли, наконец, с содроганием в сердце узнать, что эта хрупкая, беззащитная и одновременно мужественная женщина была самым наглым и бесстыдным образом изгнана из дома правительства некими коррупционными мафиозными кланами. Зная о том, что Указ о ее отставке был подписан ни кем иным, как Президентом В. Ющенко, — ясно, кого имела в виду Юлия Владимировна, под титулом главного мафиози Украины. При этом она была, как всегда, стопроцентно уверена в том, что говорит, и ничего предосудительного в этом явно не заметила.

Из всего этого следует, что Украина все еще находится на подступах к демократии. Если честно, мы только учимся «грамотно» скандалить. И если в домашней отечественной обстановке скандал получается по своей сути вредным и деструктивным, то во всем мире «хороший» политический скандал чаще всего созидателен и прогрессивен. Ведь после него наступает отрезвление зарвавшихся политиков и оздоровление общества, делающего очередной шаг к гармонизации личных и общественных интересов.

Иван СЕРГЕЕВ, журнал «Потребитель+Рынок»

You may also like...