Дело «черных трансплантологов»: украинцев разбирают на запчасти

«Черный» прейскурант: сердце — $250 000, печень — $5 000—$55 000, почка — $2 000-$50 000, костный мозг — $40 000, роговица глаза — $5 000. Потребность украинцев в трансплантации сердец 1 000-2 000 в год, в пересадке печени 1 000-2 000, в трансплантации почек 1 000-1 500. Отчаянный дефицит! 12 октября донецкая милиция подтвердила информацию о задержании гражданина Израиля Михаэля Зиса, подозреваемого в незаконной трансплантации человеческих органов. Вероятнее всего, израильтянин будет экстрадирован в Молдову, где его с нетерпением ждут местные правоохранительные органы. Что касается украинской составляющей дела «черных трансплантологов», то до здесь сих пор остается много вопросов.

Дело «черных трансплантологов» вышло на международный уровень

Киевская клиника Зиса затерялась в «деле»

Как сообщали «Известия в Украине» 12 октября, израильская полиция в результате кропотливой работы вышла на след, который сначала привел в киевскую частную клинику, а потом — в Донецкий центр трансплантации почки. Именно здесь, по данным израильтян, проводил операции доктор Михаэль Зис, возглавлявший международную преступную группировку. Однако ни украинское МВД, ни отечественные врачи не подтверждают фактов незаконной трансплантации. Да, Зис присутствовал во время трансплантаций, но в них не участвовал, твердят они. Да и сами операции проводились на вполне законных основаниях. Кому верить?

Правоохранительные органы Израиля обнародовали весьма щекотливую для Украины тему. Трансплантология как таковая ничего подозрительного не таит. Но при всей ее законности, о которой твердят наши медики, сомнения все-таки остаются.

Еще 24 июля «Немецкая волна» сообщила, что израильская полиция разоблачила международную сеть по незаконной трансплантации донорских органов в частной киевской клинике. А прокуратура Израиля подлила масла в огонь — заявила, что большинство подобных операций осуществлялись в донецком Центре трансплантации почки. Доказательством послужили показания потерпевших и медицинские справки, выданные самим лечебным учреждением. Кроме того, еще 23 июля в Окружном суде Нацерета прошло первое судебное слушание по делу «черных трансплантологов». Двух израильских арабов — Мухаммада Джайта и Хасана Захалке — обвиняют в торговле человеческими органами, мошенничестве и причинении вреда здоровью людей. Именно тогда получила огласку история о причастности Украины к теневому медицинскому синдикату.

Разумеется, украинская сторона ринулась отстаивать чистоту собственного мундира. Любопытно, что первыми на амбразуру бросились отечественные правоохранители. В начале МВД, а затем и СБУ уверенно заявили, что ни клиники, ни граждане Украины не причастны к расследуемому в Израиле делу. В итоге наши правоохранители и МИД заявили, что в Украине вообще отсутствует «черная трансплантология». При такой поддержке свою причастность к незаконной трансплантации донорских органов категорически отвергли и донецкие медики.

Тем не менее, израильская сторона продолжала настаивать на своем. По словам председателя следственной группы Ами Муалема, за период деятельности группировка организовала десятки операций в Киеве. Он также сообщил, что израильская полиция планировала начать международное расследование и вместе с украинскими коллегами провести следственные действия в Киеве. Украинские стражи порядка, утверждает Муалем, сначала дали положительный ответ на запрос зарубежных коллег, однако впоследствии отказались сотрудничать. Вместе с тем, председатель следственной группы надеется, что МВД Украины, в конечном итоге, подключится к расследованию украинской части дела. Однако столичные правоохранители попытались сделать все возможное, чтобы ожидания их израильских коллег не оправдались. За два месяца следы загадочной, но вполне реальной киевской частной клиники затерялись…

«Почки продавали десятки людей»

Тем не менее, приобщиться к расследованию украинским правоохранителям все же пришлось. После того, как за дело взялся Интерпол, а израильские следователи указали, где именно на территории Украины пребывает главный обвиняемый по делу о «черных трансплантологах» гражданин Израиля Михаэль Зис, донецкая милиция арестовала вполне легально пребывающего в стране, но объявленного при этом в международный розыск медика.

По данным следствия, именно он проводил в Украине все незаконные операции по трансплантации человеческих органов и являлся руководителем преступной группы. О том, что дело было поставлено на широкую ногу, свидетельствуют израильские полицейские: «Задержаны десять подозреваемых. Они занимались тем, что искали доноров, согласных продать почку, и тех, кто в такой почке нуждались. Нам известно, что десятки людей продали свои почки, скорее всего, их было больше». Оказалось, что продавали почку в основном новые репатрианты, выходцы из бывшего СССР. И большинство задержанных — опять-таки, репатрианты из бывшего СССР, в том числе бывшие граждане Украины. Кстати, им инкриминируют вовсе не торговлю человеческими органами, а мошенничество, некоторым — неоправданное применение силы. Не будь эти люди слишком жадными, они и сейчас свободно занимались бы своим «бизнесом», а израильская полиция не предъявляла бы им никаких претензий.

Началось все с того, что в полицейское отделение одного из северных округов Израиля обратилась молодая женщина с жалобой на то, что ей не заплатили за почку. Решилась она на донорство, поскольку нуждалась в деньгах. Увидев в газете объявление: «Требуется донор, который пожертвует почку для трансплантации за солидное денежное вознаграждение», женщина обратилась по указанному номеру телефона. Все оказалось достаточно просто и на первый взгляд вполне легально. В больничных условиях ей сделали необходимые анализы, подтвердившие ее пригодность на роль донора, затем отправили на Украину (тоже легально, все документы были надлежащим образом оформлены), там удалили почку. Женщина вернулась в Израиль, надеясь сразу по возвращении получить деньги, однако ей не заплатили.

Язык до Киева довел

Именно факт неуплаты договорной суммы стал основанием для возбуждения уголовного дела. Прибавился и другой эпизод. В те же дни в полицию (уже на юге Израиля) обратился молодой человек по имени Александр, утверждавший, что его несколько дней силой удерживала в неизвестной квартире «группа товарищей». Парня даже побили, чтобы не пытался сбежать, но он сумел вырваться и пришел в полицию. Александр повинился в том, что через интернет некоторое время помогал «группе товарищей» искать во всемирной паутине людей, желающих продать свою почку. Как выяснилось, таких людей достаточно много. Как и тех, кто нуждался в донорских органах.

Подавляющее большинство свидетелей утверждает, что практически все незаконные операции проводились в украинских клиниках. Ранее арестованные и преданные суду Мухаммад Джайту и Хасан Захалка заявили, что они лишь искали доноров, а настоящим организатором «черной трансплантологии» являлся Михаэль Зис, что в Украине и Молдове ему была предоставлена «зеленая улица». Арестовавшие Зиса в Донецке украинские правоохранители поспешили даже заявить, что экстрадируют того в Израиль.

Но, как стало известно, пока никто не собирается торопиться. Возобновившееся в прошлое воскресенье судебное заседание прошло без главного обвиняемого. По утверждению экспертов, за бизнесом Зиса стоят влиятельные украинские люди. Именно этим обстоятельством можно объяснить бездеятельность правоохранительных органов и свободу действий в Украине Михаэля Зиса. После его ареста стало очевидным утверждение израильской прокуратуры о том, что аферист от медицины «не мог вести дела самостоятельно» и прибегал к услугам украинских ассистентов.

Руководитель донецкого Центра трансплантации почки Виктор Денисов продолжал утверждать, что не причастен к бизнесу Зиса. По его словам, израильский доктор «приезжал и выступал в качестве доверенного лица, переводчика, но лично не принимал участия ни в каких операциях». При этом донецкие урологи убеждены, что скандал с трансплантациями спровоцирован. С 1984 года в донецком Центре трансплантации почки было сделано 555 операций, более двадцати — иностранцам. Медики объясняют желание сделать операцию на Украине профессионализмом отечественных трансплантологов и тем, что такие операции у нас стоят несколько дешевле, чем в других странах.

Из материалов следствия стало известно, что донор за свою почку должен был получать 35 тыс. долларов США. При этом нуждающийся пациент за пересаженный орган платил уже 150 тыс. «зеленых».

Почечное гастербайтерство

Украинские эксперты утверждают, что проблемы с законом возникли не в Израиле, а в Украине. Кроме того, они уверены, что в отечественных клиниках проводится куда больше операций по трансплантации органов, чем об этом говорит тот же Денисов. Среди доноров значительно преобладают граждане Украины, практически вся трансплантология их органов является теневой и приносит еще больше дивидендов специалистам-медикам, чем операции с иностранцами. Ведь украинским донорам за такую же почку платят не 35 тыс. долларов, а, как правило, около 10 тысяч.

По словам директора Института хирургии и трансплантологии профессора Валерия Саенко, ежегодно сотни украинцев, чтобы выжить, готовы лечь под нож и отдать свой здоровый орган. При этом считалось, что все операции делают за границей. Теперь же все выглядит иначе. К черным спискам центров нелегальной трансплантации в Турции, Индии и Китае добавилась Украина, где в законодательстве отсутствует наказание за сомнительные операции по пересадке человеческих органов. Обязательное в таких случаях разрешение родственников на трансплантацию тоже не трудно получить.

Совсем недавно в Донецке работники милиции задержали с поличным мамашу-алкоголичку, которая дала письменное разрешение на донорское использование внутренних органов своего четырехлетнего сынишки. При этом украинские правоохранители с завидным упорством продолжают утверждать, что в стране отсутствует черная трансплантология.

Смертоносное лобби

Сколько людей, особенно детей, стало жертвами «черных трансплантологов», статистика не знает. Украинские правоохранители, судя по всему, и знать не желают. Внести изменения в отечественное законодательство, касающееся пересадки человеческих органов, похоже, тоже никто не собирается. Специалисты утверждают, что для этого есть веские основания. И вовсе не потому, что парламентариям мешают перманентные политические скандалы и перевыборы. Дело в том, что трансплантология стала солидным бизнесом, как торговля наркотиками и оружием. Да и донецкие медики правы в том, что Украина имеет солидную медицинскую базу, позволяющую проводить операции по пересадке органов человека в цивилизованных условиях.

Существующая законодательная база позволяет легализовать любую трансплантологию. Изменить ее не позволят многие заинтересованные депутаты. Примером может служить многолетняя попытка украинской общественности ужесточить законы о продаже трамадола и трамалгина. Эти наркотические вещества, массово производимые на фармацевтических предприятиях Горловки, Одессы и Харькова, продолжают приносить миллионные доходы своим собственникам-парламентариям. Реализация «товара» происходит практически открыто через аптечную сеть. Ежегодно зависимыми жертвами трамадола и трамалгина становится около 10 тысяч молодых людей.

С легкостью закрывают украинские правоохранители глаза и на всевозможные фармацевтические опыты иностранных компаний, которые далеко не просто так получают официальные разрешения на проведение в Украине опасных для здоровья людей исследований. На днях, по признанию представителя компании-посредника при организации клинических исследований Владимира Завадного, «в Черновцах и Харькове проводились первые самые опасные фазы. Это довольно трудные исследования, которые требуют использование специально оборудованных реанимационных палат». Для украинцев участие в таких исследованиях часто — последняя надежда, иногда способ сэкономить деньги».

Примером того, как лоббируются конкретные депутатские интересы, может служить и недавно «замятая» правоохранителями история, когда общественность Харькова потребовала расследования дела «об умышленном умерщвлении 30 младенцев в роддоме № 6 с целью использования их внутренних органов в донорских целях». В качестве доказательств эксгумированные тела удалось заснять и передать на Би-би-си. Ролик даже прокрутили в эфире. Но тогда мировая общественность больше поверила украинским официальным лицам, утверждавшим, что фильм — это фальшивка.

В разгар международного скандала «черных трансплантологов» совсем незаметной прошла информация о том, что сотрудники Государственной пограничной службы Украины в Закарпатской области задержали правонарушителей, пытавшихся незаконно вывезти за границу четверых мальчиков, выдавая их за футболистов. Детей везли на микроавтобусе Mercedes через пункт пропуска «Малый Березный». Кроме водителя и несовершеннолетних пассажиров, в автобусе находились двое мужчин и женщина. Во время паспортного контроля мужчины представились тренерами футбольной команды, а женщина — матерью одного из мальчиков. Они сообщили, что едут на международный футбольный турнир в Данию. При собеседовании выяснилось, что мужчины не имеют никакого отношения к тренерской работе и познакомились со своими «подопечными» за несколько часов перед въездом в пункт пропуска. Кроме того, документы для перевозки детей были оформлены ненадлежащим образом. Пограничники установили, что родители двоих детей в настоящее время находятся за границей, поэтому не могли дать разрешение на вывоз своих детей. Поэтому детей не пропустили через границу. Сами пограничники допускают, что эти дети могли стать жертвами охотников за человеческими органами.

«Черные трансплантологи» сформировали цены на человеческие органы:

Сердце — $250 000

Печень — $5 000—$55 000

Почка — $2 000—$50 000

Костный мозг — $40 000

Роговица глаза — $5 000.

Потребность украинцев в трансплантации сердец 1 000—2 000 в год. За 16 лет проведены четыре операции в Киеве и две в Запорожье.

Потребность в пересадке печени 1 000—2 000 в год. Проводится до 40 операций.

Потребность в трансплантации почек 1 000—1 500 ежегодно. Проводится около 100 операций.

Александр Мищенко, Донецк, Известия в Украине

СКОЛЬКО СТОЯТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОРГАНЫ?

Милиция задержала доктора Михаэля Зиса, подозреваемого в причастности к незаконной трансплантации человеческих органов. Немногим ранее было заведено первое в Украине уголовное дело по факту продажи донорских органов: мать пыталась продать почку 4-летнего сына за $45 тыс. По словам специалистов, выйти на чёрный рынок органов не так уж просто, и цены на нём совсем иные/

В 1999 г. был принят Закон «О трансплантации органов и других анатомических материалов», ограничивающий возможность изъятия органов. Когда речь идёт об изъятии органов из тела покойника, действует презумпция несогласия. Это значит, что изъять органы у мертвеца можно, если при жизни этот человек задекларировал своё согласие на это. В противном случае разрешение могут дать родственники. Правда, закон молчит о том, какие именно.

Если речь идёт о пересадке органа живого человека, то донорами могут быть только родственники или супруги пациентов.

Постановлением Кабинета Министров установлен перечень медицинских центров, где разрешено проводить операции трансплантации: в стране их около 60.

За торговлю донорскими органами предусмотрена уголовная ответственность. По нормам Уголовного кодекса такие деяния караются тюремным заключением на срок до 7 лет.

Стоимость операции по пересадке сердца в Австрии, Венгрии или Чехии – до $200 тыс. Сумма, кроме стоимости самой операции, включает содержание в больнице, все необходимые медикаменты, расходы на реабилитацию. Чтобы не происходило отторжение чужого органа, человек, перенесший трансплантацию, всю жизнь должен принимать иммуносупрессанты – препараты, подавляющие иммунитет.

Более 50 операций в год: Киевский Институт хирургии и трансплантологии им. А. Шалимова, Донецкая областная клиническая больница, Запорожская областная клиническая больница

1-2 операции в год: Одесский центр трансплантологии, Харьковский центр трансплантологии

Сколько стоят человеческие органы:

Роговица глаза – $5 000

Легкие (пересаживаются вместе с сердцем). В Украине операции не проводятся.

Сердце – $250 000. Потребность украинцев: 1000-2000 в год. За всё время проведены 4 операции в Киеве и 2 – в Запорожье.

Печень (фрагмент) – $5 000 – $55 000. Потребность украинцев: 1000-2000 в год. Проводится операций: 30-40 в год.

Почка – $2 000 – $50 000. Потребность украинцев: 1000-1500 в год. Проводится около 100 в год.

Костный мозг – $40 000

Владислав Закордонец, заведующий отделением трансплантации почки Института хирургии и трансплантологии имени А. Шалимова:

— Ситуация с донорскими органами напоминает период дефицита в советские времена. Понятное дело, что если органов для трансплантации не хватает, то находятся люди, которые пытаются заработать на продаже «из-под полы». Другое дело, что в Украине это очень сложно осуществить. К нам в клинику постоянно приходят люди и заявляют, что готовы продать свою почку, спрашивают, куда обращаться. Мы им объясняем, что это незаконно. Мне известно, что отчаявшиеся люди ездят в другие страны, где процветает криминальная торговля органами. Только они получают в итоге совсем не те суммы, на которые рассчитывают, максимум 2-3 тысячи долларов, а бывает, совсем ничего.

Наш закон написан так, что дефицит усугубляется. Взять, к примеру, требование получить разрешение у родственников: их часто не так просто найти. К тому же есть одинокие люди: получается, нет родственников — нет разрешения. Редко конечно, но бывает, что и родственники просят денег за разрешение. Почему-то никто не думает о больных, которым необходима пересадка. Здоровые молодые люди умирают, а нужные им органы закапываются в землю. Самый разумный путь — презумпция согласия, когда считается, что человек согласен на изъятие у него органов в случае смерти — если он, конечно, не задекларировал отказ. Такая система действует во многих развитых странах, к примеру, в Австрии.

В Украине центры, которые могут проводить операции по трансплантации, определены законом. В перечне нет частных клиник, только государственные бюджетные учреждения. Поэтому за операцию платит государство, стоимость — около 3–5 тыс. гривен. За границей, конечно, совсем другие расценки.

ФОКУС

You may also like...