Три самые известные банды Урала: одну организовали менты, другую бандиты, третья была общей

Три самые известные банды Свердловской области конца 90-х. Одну организовал криминалитет. Другую – милиция. Третья была примером «коллективного творчества». Банда Курдюмова—Терентьева

Ещё в середине 80-х годов в Свердловской области сформировались несколько преступных сообществ, поставивших своей целью установление контроля над традиционными криминальными доходами и над формирующимся в ту пору предпринимательством.

Наиболее активной и многочисленной группировкой стало так называемое Уралмашевское преступное сообщество.

В 1991 году ранее неоднократно судимый вор-рецидивист Сергей Курдюмов совместно с одним из лидеров «уралмашевцев» Сергеем Терентьевым организовал устойчивую банду.

Состав её почти не менялся за все годы существования — 32 человека. Позже, когда Курдюмов почувствовал, что милиционеры уже наступают ему на пятки, начались убийства подельников. Уйти из банды было невозможно, живым от себя Курдюмов никого не отпускал. Вся организация держалась на страхе, принуждении и хорошей оплате.

Организация банды была железная: у каждой группы — своя специализация: группы наблюдения, угонщики автотранспорта, водители, взрывники и непосредственные исполнители убийств. Конспирации, переодевания, маскировка внешности были делом обычным. Пары подбирались по личным качествам, подготовленности и психологической совместимости. Доминирующими были две группы: скрытого наружного наблюдения и боевиков-террористов. Заказы на убийство конкретных лиц поступали непосредственно от лидеров «уралмашевской семьи».

Банда успешно действовала на территориях Свердловской, Челябинской областей, в Москве, Сочи, в Венгрии и на Украине.

Банде Курдюмова—Терентьева вменяются наиболее громкие заказные убийства криминальных авторитетов и большинство наиболее нашумевших преступлений конца 90-х. Ею совершено около 25 заказных убийств и покушений на убийства, всего же им инкриминируется не менее 87 эпизодов преступлений.

Следствие установило, что толчком к началу деятельности банды послужило убийство одного из лидеров «уралмашевской семьи» — Г.Цыганова, организатором которого, по мнению «уралмашевцев», стал лидер так называемой «центральной» преступной группировки — Олег Вагин. Был разработан детальный план убийства Вагина, установили место его жительства, распорядок дня, маршруты, средства передвижения, состав и количество охраны, наиболее часто посещаемые места. Олега Вагина застрелили 26 октября 1991 года во дворе собственного дома. Вместе с ним расстреляли из автоматов и троих его телохранителей. Успех окрылил. Разработали план убийства неугодных: генерального директора коммерческого товарищества «Надеждинск» Малафеева и его помощника Долгушина. В феврале 1993 года «приговор» привели в исполнение.

В мае того же года, чувствуя свою силу и безнаказанность, бандиты выстрелили из гранатомета по зданию администрации областного правительства. Чуть позже с целью запугать сотрудников милиции, возбудивших уголовное дело в отношении лидера группировки — К. Цыганова, «уралмашевцы» вновь шарахнули из гранатомета — теперь уже по зданию оперативно-розыскного бюро при УВД Свердловской области (РУОП), существенно повредив два кабинета на втором этаже.

В июне Курдюмов и Терентьев решили убрать народного судью Довгого за то, что он осмелился не изменить меру пресечения лидеру группировки Цыганову и оставил его под стражей. Судью сильно избили металлическими прутами на улице, но обстоятельства помешали забить его до смерти.

Досаждала им и противоборствующая «центральная» группировка. Чтобы «разобраться», организовали взрыв в сауне бассейна «Калининец».

Пострадали совершенно посторонние люди, но цель не была достигнута: покушение на лидера «центральных» Широкова не удалось. Опасаясь за свою жизнь, он на время эмигрировал из страны. Подкупили секретаря Широкова — Елену Романенко, она и «сдала» курдюмовцам своего босса. Для его ликвидации выехали в Будапешт. Вместе с Широковым приняли смерть и двое его охранников. Затем убрали и двух его соратников — Безгинова и Селиверстова.

В июне 1994 года «уралмашевцы» пытались осуществить массовую бойню, заложив мину в областной клинической больнице в Екатеринбурге. Затем некто позвонил в милицию и сообщил: «Если через 24 часа председатель Союза ветеранов Афганистана Виктор Касинцев не будет освобожден из-под стражи, произойдет взрыв. И все жертвы будут на вашей совести».

В это время в больнице находились около 2 тыс. сотрудников, почти 10 тыс. больных, тысячи две студентов-практикантов и неустановленное число посетителей.

Взрывное устройство было обнаружено в письменном столе в фойе больницы, вынесено саперами за пределы здания и уничтожено.

…Жертвами банды становились предприниматели и чиновники, криминальные элементы и ни в чем не повинные люди. Характерным почерком бандитов была дерзость. Практически каждое преступление совершалось демонстративно, среди бела, дня в густонаселенных местах. Страдали посторонние граждане (число потерпевших по этому уголовному делу — более 100 человек).

Банда Хорькова

Преступное сообщество называлось «бандой Хорькова». В его ряды входили как бывшие, так и действующие сотрудники правоохранительных органов. Жестокие убийства, вымогательства, вооруженные нападения и традиционный для преступных группировок рэкет – вот почерк «хорьковцев». С бандитами-оборотнями опасались связываться даже коллеги по цеху — всесильные «уралмашевцы».

Это уголовное дело для Свердловской областной прокуратуры — своеобразный прецедент: тогда, в конце 90-х, впервые участникам преступной группировки было предъявлено обвинение по статьям 209 и 210 УК РФ — бандитизм и организация преступного сообщества. Главарю банды Хорькову и 17 его сообщникам инкриминируют порядка 30 преступных эпизодов. Из-за особой опасности подсудимых слушание дела пришлось проводить прямо на территории местной колонии.

Преступная империя Хорькова получила широкую известность в мае 1997 года, после вооруженного нападения на инкассаторскую машину. Тогда бандитам удалось захватить около 70 миллионов рублей, предназначавшихся для выплаты пенсий жителям села Покровское. Четверо налетчиков в масках в упор расстреляли инкассаторов Григорьева и Ланцева из пистолетов и автомата Калашникова. Ланцев умер сразу, Григорьеву повезло несколько больше — он был ранен, но ранен очень тяжело. И все-таки этот вроде бы удачный для преступников налет стал началом конца всей банды Хорькова.

Буквально по горячим следам, в день ограбления инкассаторов, сотрудниками правоохранительных органов были задержаны два подозрительных гражданина — некие Пименов и Комаров. Они оказались слабым звеном в хорошо организованном преступном сообществе и раскололись практически сразу, выдав оперативникам своих подельников Овсянникова и Злоказова. Кроме того, желая облегчить себе участь, рассказали и о других разбойных нападениях, в которых им пришлось непосредственно участвовать. Да и о структуре самой организации Хорькова поведали оперативникам немало.

Выяснилось, что банда была организована по военному принципу, что неудивительно: в составе группировки Хорькова было немало бывших и действующих сотрудников органов внутренних дел — квалифицированные и хорошо подготовленные люди, получившие закалку не только в милиции, но и в горячих точках. Поддерживалась жесткая дисциплина, банда подразделялась на несколько мобильных групп, руководители которых подчинялись непосредственно главарю. Подобная структура группировки существенно осложнила работу сыщиков, однако не спасла преступников.

После задержания четверки, участвовавшей в нападении на инкассаторов, начались повальные обыски и аресты других членов группировки. Изъятое у бандитов поразило воображение видавших виды оперативников. В арсенале преступников были новейшие образцы техники: современные рации, настроенные на милицейскую волну, приборы ночного видения и оптические прицелы, взрывные устройства и их компоненты, сканирующие радиостанции, бронежилеты, государственные регистрационные автомобильные номера, не говоря уже об обычных пистолетах, автоматах и карабинах. Список обнаруженного у бандитов оружия занял несколько страниц в уголовном деле… Кроме того, было изъято сорок автомобилей.

Банда Патрушева

Банда Патрушева — классический пример дуэта криминала и милиции. Ибо в число членов этого преступного сообщества вошли как уголовные элементы, так и представители стражей правопорядка. Главарем банды был Александр Патрушев. Его заместители и соратники — Сергей Карпухин и Марат Мадвалиев. Все трое — бывшие сотрудники Свердловского и Челябинского областного ОМОНа. Второстепенные роли заняли представители уголовного мира.

Банда Патрушева действовала на территории Свердловской и Челябинской областей с августа 1997 года по август 1998 года. Используя форменную одежду сотрудников милиции и огнестрельное оружие, группировка совершала нападения на предпринимателей и водителей-дальнобойщиков, перевозивших лом цветного металла. Также следствием установлен ряд преступлений в отношении граждан Китая и Вьетнама, торговавших на рынках Екатеринбурга и Челябинска. Участники группировки также занимались выбиванием долгов. Над одной из своих жертв бандиты издевались при помощи горячего утюга.

Процесс над бандитами длился около полугода. Судебное разбирательство было осложнено тем фактом, что пострадавшие и свидетели отказывались приходить в зал заседаний, поскольку один из свидетелей был убит на стадии следствия. Чтобы завершить процесс, суд применил для допроса свидетелей видеоконференцию — пострадавшие находились в Челябинском областном суде и отвечали на вопросы свердловских судей по телевизору. Монитор был расположен так, чтобы подсудимые не видели изображения.

Суд постановил…

Как сообщили корреспонденту «Вечёрки» в Свердловском областном суде, уголовное дело Курдюмова—Терентьева насчитывает более 150 томов. Вместе с Терентьевым на скамью подсудимых сели еще 16 человек, обвиняемых в бандитизме, убийствах и террористических актах. Приговор зачитывался два дня, а его текст едва уместился в шесть пухлых томов. Двое из членов группировки были оправданы, остальные получили от 3 до 15 лет лишения свободы. Чуть позже ещё один член банды — Долматов — признан виновным в соучастии в совершении четырех убийств и приговорён к 9 годам лишения свободы. Недавно задержанные 27-летний Сергей Быков и 36-летний Алексей Брынских входили в группу наблюдения в так называемом криминальном спецназе банды Курдюмова. Следствием установлено, что А. Брынских и С. Быков причастны к целому ряду убийств, разбойных нападений и краж автомобилей. Брынских получил 13 лет лишения свободы. Быков — 11.

Что касается руководителей банды — Курдюмова и Терентьева, то в данный момент они находятся на свободе. Курдюмов с весны 1996 года в международном розыске. В отношении же Терентьева Верховный суд РФ отменил приговор за недоказанностью вины.

По делу Хорькова. Городской суд Каменска-Уральского освободил из-под стражи в связи с отбытием срока во время предварительного и судебного следствия сразу 14 из 17 подсудимых, проходивших по делу «банды милицейских оборотней» — банды Хорькова. Вину еще троих удалось доказать только по эпизоду нападения в 1997 году на инкассаторскую машину и убийству милиционера Сергея Ванцева. Приговор суда для этих троих подсудимых — 20, 15 и 7 лет лишения свободы.

Глава банды Александр Патрушев осужден на 20 лет тюрьмы. К 17 годам лишения свободы приговорен соучастник Алексей Чекасин. Ближайший подручный Патрушева, бывший омоновец Челябинского ГУВД Константин Галкин осужден на 12 лет. Другие члены банды приговорены к лишению свободы на срок от 6 до 15 лет. Один из обвиняемых — Александр Кулунок, ранее отпущенный под подписку о невыезде, — был арестован в зале суда. Сидеть ему восемь лет.

Дмитрий Косатых, Ukon

You may also like...