Украина – страна продвинутой коррупции

На свете еще не было такой власти, которая была бы свободна от коррупции. Она существовала при Хаммурапи, Цезаре, Ярославе Мудром, при Робеспьере и даже при военном коммунизме. Коррупция стала визитной карточкой также украинской власти. Но украинская власть хочет бороться и говорит, что знает как. ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

По данным международного исследования «Барометр коррупции 2007», Украина попала во вторую группу стран по уровню распространения коррупции из пяти выделенных. Вместе с Украиной среди стран, где уровень распространенности коррупции «внизу» составляет 18–32%, оказались Боливия, Доминиканская Республика, Греция, Индия, Индонезия, Молдова, Перу, Сербия. Для сравнения: в большинстве стран ЕС соответствующий показатель коррумпированности не превышает 2–5%, то есть он в 6 раз меньше. О какой европейской интеграции Украины при этом может идти речь? Разве что об интеграции с соседней Молдовой.

По результатам исследования, наиболее коррумпированы в Украине, как и следовало ожидать, суды и правовая система в целом. Второе «почетное» место занимают законодательные и исполнительные органы власти, включая парламент. На третьем – налоговая. Затем, на четвертом, медицина и образование. Закрывает пятерку коррумпированного парада бизнес.

Государство, конечно же, неустанно борется с коррупцией. Но сегодня примерно 70% украинцев считают государственные средства борьбы неэффективными. И только 18% полагают, что в течение двух последующих лет коррупция уменьшится. Последний показатель еще более красноречив на фоне 38% украинцев, которые уверены в том, что уровень коррупции не только не снизится, а будет расти и дальше.

ЗАВЕРНИТЕ ДЕПУТАТА

Помните старую поговорку: кому война, а кому?.. Нестабильность политического режима не только не мешает строить коррупционные схемы, но и позволяет резко увеличить их доходность за счет рыночного подорожания соответствующих «услуг». К примеру, местного «подмазанного» чиновника могут сменить в любой момент, а значит, он должен получить для себя «страховку» с каждой взятки да еще надбавку за оперативность. Наиболее высокооплачиваемой является парламентская и судейская коррупция. По информации «КС», озвученной БЮТ, в 2006 году за выход депутата ВР из фракции платили от 2 до 10 млн. долларов. Места в партийных списках в парламент продавались за 5 млн. долларов. Теперь перейдем от большой политики к киевской. Проходное место в Киевсовет весной 2006 года – «всего» 1 млн. долларов.

При таких расценках бесконечные досрочные выборы превращаются в очень хороший источник прибыли. Например, при средней стоимости предвыборной кампании в 20 млн. долларов фракция, набирающая 20% голосов в парламент, оказывается в выигрыше, продав даже пять мест в проходной части списка. Если доля проданных мест достигает реалистичной цифры в 20–30%, то чистый доход означенной партии от выборов перевалит за 100 млн. долларов! Ну как тут партийной верхушке парламентских фракций не работать в поте лица своего на новые внеочередные выборы? Ведь это выгоднее, а главное, проще и практичнее любого хитроумного бизнес-проекта. В Киеве доходность выборов на порядок ниже, но оценка чистой прибыли тоже получается порядочной – 5–10 млн. долларов.

ЦЕНА СПРАВЕДЛИВОСТИ

Украинским судьям не угнаться за сказочной арифметикой электоральных проектов. Они по суворовскому принципу берут не числом, а умением. За нужное решение по земельному вопросу взимается такса в размере определенного процента от реальной стоимости земельного участка. Взятка может составлять до 5% стоимости лакомого кусочка украинской земли. Если земля с недвижимостью, которую хочет заполучить «клиент», стоит 20 млн. долларов, судье нужно будет «откатить» 1 млн. долларов. Если бы Остап Бендер жил в наше время, он бы переквалифицировался не в управдомы, а в судьи…

Каждый случай судебной практики требует от мздоимца в мантии индивидуального подхода, но некоторые минимальные расценки «тарифной сетки» взяток все же имеются. Дешевле всего наложить временный арест на имущество или на счет фирмы-конкурента. В Киеве, в зависимости от резонансности дела, это стоит от 5 тыс. долларов и выше. А вот устранить директора спорного предприятия, не пустить его на рабочее место, заменив подставным лицом, уже дороже – от 10–15 тыс. долларов. На особом счету решения хозяйственных и районных судов столицы, они самые дорогие в Украине. К примеру, только за то, чтобы дело было принято к рассмотрению, заинтересованной стороне придется раскошелиться на 5 тыс. долларов. Основной принцип определения суммы взятки долевой – 5–10% от цены вопроса. Кстати, для того, чтобы начать промысел, будущий судья должен тоже раскошелиться – заплатить за доходное место. В районном суде Киевской области это 30–35 тыс. долларов. В районном суде Киева – 50 тыс.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

В вузах с большим количеством учащихся «теневой» доход тоже может быть очень значительным. В престижных вузах столицы за поступление по госзаказу нужно заплатить не меньше одной-двух стоимостей годового контракта, это несколько тысяч долларов. Десяток таких абитуриентов – и у декана появляется новый автомобиль. Ректор же, не принимая прямого участия в работе приемных комиссий, за счет «налогообложения» взяточников может собирать сумму в 3–5 раз больше. В провинциальных вузах в приемной комиссии таких денег не заработаешь, зато сессионная страда протекает гораздо активнее (меньше контроль «сверху» и требования к престижу диплома). Нерадивому студенту зачет стоит от 50 до 100 грн., дифзачет –100–150 грн.

Экзамен обойдется не меньше чем в 200 грн. Курсовую и диплом тоже можно купить за вполне приемлемую сумму – от 100 грн. до 300 долларов (это если нужно оперативно сделать магистерский диплом). Естественно, и диссертации можно заказать. Кандидатская обойдется в несколько «кусков зелени», а докторская – в два раза дороже, не считая вспомогательных расходов на благодарности, «магарычи», публикации в профильных изданиях и Высшую аттестационную комиссию Украины. Итого – тысяч 5 у. е. для «кандидата наук» и 10 тыс. для липового «доктора».

ПРИВЫЧНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Особой статьей является получение врачами денег от пациентов за оказание бесплатной медицинской помощи. Поскольку врач – не должностное лицо, это нельзя считать взяткой, т. е. должностным преступлением, а следует квалифицировать только как должностной проступок. Но сколько ни рассуждай о сокращении государственного финансирования здравоохранения – от превращения медицины в выгодный бизнес некоторых эскулапов, наживающихся на человеческих страданиях, не отмахнешься.

Бизнесмену тоже нужно раскошелиться, чтобы быстрее найти общий язык с представителями налоговой инспекции и других властных структур. Особенно страдает малый бизнес. Предприниматель должен заплатить за регистрацию в среднем около 100 долларов, за получение лицензии – от нескольких сот до нескольких тысяч долларов.

Взяточничество процветает даже в средней школе. Собственно, там нас и приучают впервые к тому, что все на свете продается и покупается. Главное – знать цену и найти правильный подход. Благодаря такой установке взятка, данная сантехнику, прорабу, паспортистке, банковскому служащему, врачу и т. д., уже считается не нарушением закона, а причитающимся им вознаграждением за «работу».

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К ДОБРОПОРЯДОЧНОСТИ

Катастрофическая ситуация с распространением коррупции подвигла предыдущего президента к созданию Антикоррупционного комитета. Судя по практическим результатам, эффективность работы этого органа была неубедительной, а в начале 2000-х начался и вовсе неконтролируемый рост уровня коррупции.

В 2004 году «оранжевые» объявили очищение власти от коррупции одной из основных целей «помаранчевой революции». Но не прошло и года, как в сентябре 2005-го страна стала свидетелем громкого скандала-противостояния премьер-министра Тимошенко с секретарем СНБО и по совместительству президентским кумом Петром Порошенко. Один из действующих лиц скандала бывший госсекретарь Александр Зинченко в конце 2005 года выступил с инициативой создания некоего «независимого» органа – общественного антикоррупционного комитета с неопределенными функциями и полномочиями. Тогда мало кто обратил внимание на это предложение.

Весной 2008 года под барабанную дробь приближающихся выборов основные политические силы вновь обещают электорату раздавить гидру коррупции. Главным фигурантом антикоррупционной кампании стал Президент Виктор Ющенко, инициировавший создание антикоррупционного бюро и принятие ряда законов о борьбе с коррупцией в органах власти. Риторика Президента оформлена решением СНБО от 21 апреля 2008 года, в котором, в частности, рекомендуется ускорить работу ВР над новыми законами, создать новый антикоррупционный орган и обязать Кабмин исполнить в полном объеме президентский план действий под претенциозным названием «На пути к добропоря-дочности».

На практике же главная цель борьбы с коррупцией – получить контроль над антикоррупционным бюро. Президент рассчитывает использовать этот орган в целях шантажа политических оппонентов и для внеочередного перераспределения полномочий в пользу Секретариата вкупе с СНБО. Луценко – выгодно передать шефство над бюро силовикам. Тимошенко будет им противодействовать как в ВР, так и путем подчинения гипотетического антикоррупционного органа Кабинету Министров. Свой пакет акций в ООО «Антикоррупционный комитет» захотят получить и регионалы. Антикоррупционное бюро нужно всем, чтобы защищать своих коррупционеров и «мочить» чужых. Ведь политики собираются бороться не с системой коррупции, а с конкурентами за право использовать эту систему в собственных интересах.

Сергей Литвинов, Киевское слово

You may also like...