Загар мазутного оттенка

Нефть – чрезвычайно токсический продукт. Один нырок в воду – и поры вашей кожи будут закупорены вредным канцерогеном надолго. Ныряния изо дня в день – и, как минимум, раздражения слизистой, кожи, легких, желудка, как максимум – онкология со всеми вытекающими последствиями. Если учесть, что то же Азовское море всегда было излюбленным местом отдыха родителей с маленькими детьми (оно ведь мелкое и теплое), подумайте семь раз – а она вам нужна, эта «русская рулетка» с курортным уклоном?Играть в курортную «рулетку» или нет? Туроператоры и экологи отвечают на этот вопрос по-разному.

С приближением летнего сезона «отдыхальные конторы» страны, как водится, усиливают накал зазывных лозунгов. С традиционной щедростью используются и превосходная степень, и красочные эпитеты, и гипербола пополам с буйной фантазией. Однако в отдельных случаях любовь клиента к ненаучной фантастике может привести к весьма печальным медицинским последствиям. Речь – об отдыхе на курортах Азовского и Черного морей, акватория которых довольно сильно пострадала минувшей осенью.

Для тех, кто не помнит: 11 ноября из-за шторма и сильного ветра в Керченском проливе потерпели крушение 4 судна – танкер «Волгонефть-139», сухогрузы «Вольногорск», «Нахичевань» и «Ковель». В результате в воду попало почти 8 тысяч тонн серы и 2 тонны нефрепродуктов, разлившихся как минимум на 100 квадратных километров. Специалисты, прибывшие тогда на место катастрофы, констатировали: на восстановление пострадавшей экосистемы уйдет не меньше десятка лет. Несмотря на такое заключение, путевки в катастрофные районы предлагаются сейчас с прежним пылом. На все робкие попытки потенциальных отдыхающих выяснить, «а как там с экологией?», туроператоры бодро рапортуют: все нормально, не волнуйтесь, мы гарантируем незабываемый отдых…

– Да выдумки это все, про ужасные последствия, – объяснили «МП» в одном из столичных турагентств. – Журналистам не о чем писать, вот и обсасывают старую тему. Пляжи давным-давно убраны, все готово к туристическому сезону, бояться совершенно нечего. Мы же не изуверы, специально связывались с местной администрацией в пострадавших районах – ни мазута, ни серы, ни убитых птиц, ни замученной экологией рыбы. Так что не надо сеять панику.

Да мы в общем-то и не собирались… Журналисты – они тоже люди и тоже летом отдыхать привыкли, детей вывозить к морю опять же… Вот и решили поинтересоваться. Причем не только у лиц, прямо заинтересованных в наплыве туристов.

– Около месяца назад наша оперативная группа выезжала в район нефтяного разлива, чтобы прояснить ситуацию на месте, – рассказал «МП» руководитель энергетического отдела «Гринпис» Владимир Чупров. – Накануне нашего приезда там начался шторм, так что о чистоте моря можно было судить даже просто визуально. Больше всех от стихии пострадала коса Чушка. Не менее 7 километров берега в районе косы были покрыты слоем загрязненных мазутом водорослей. Ширина полосы загрязнения – около 9 метров. И хотя к нашему приезду шторм уже стих, волны продолжали выносить на берег все новые и новые порции мазута.

Чтобы определить примерный объем загрязнения, эксперты «Гринпис» провели осмотр береговой линии от порта Кавказ до поселка Ильич.

– На двух участках общей площадью более 100 квадратных метров мы собрали примерно 70 килограммов загрязненных мазутом водорослей и фрагментов нефтепродуктов, – продолжает Чупров. – Таким образом, на один квадратный метр берега пришлось где-то 700 граммов мазута. Загрязненной нефтепродуктами оказалась и коса Тузла – местами попадались внушительные куски весом до 16 килограммов.

Чуть лучше обстояли дела с пляжами Анапы – мазута здесь было гораздо меньше, тем не менее небольшая вероятность наткнуться в воде на кусочки слипшихся от нефтепродуктов водорослей все же была – сказывается близость черноморских портов, откуда течением к анапскому берегу время от времени выносит незначительные порции мазута. Весна – это вообще сезон штормов, так что, думаю, мазут там на берег выносит с завидной регулярностью. Более того, как только температура воды пересечет отметку плюс 15 градусов, количество всплывающего мазута резко возрастет, а тот, который остался на пляже, начнет растекаться.

Это, так сказать, сведения месячной давности.

А вот – недельной: «На городском пляже Керчи мазут можно увидеть везде – на берегу, в море, на водорослях. Черные разводы на песке у самой кромки воды дополняют крупные пятна мазута посреди пляжа. Однако в Азово-Черноморской экологической инспекции уверяют – пляж чист, – сообщает информагентство «Новый регион». – Предприятие «Эко-Центр», которое занимается переработкой мазута в Керченском морпорту, установило только два модуля по переработке мазута в нейтральный порошок и не в силах выполнить обещание властей и справиться с отходами до начала сезона летних отпусков».

Есть сведения и суточной «свежести».

– Ну, расклад примерно такой. Ближайшие окрестности Керченского пролива – это, конечно, зона риска, – объяснил «МП» руководитель регионального отделения Всемирного фонда дикой природы Олег Царук. – Что по побережью Черного, что по побережью Азовского морей, – это примерно 10 – 20 километров, и чем ближе к проливу, тем выше риск (думаю, более-менее нормально должно быть в Голубицкой и дальше на север, если, конечно, течением и ветрами не будет подносить маслянистую пленку; теоретически нормально – в районе Пересыпи и поселка «За Родину», и совсем ненормально – в области Кучугур и Ильича, тут уже начинается зона рискованного отдыха). Это один аспект. Другой состоит в том, что из-за интенсивного судоходства нам регулярно попадаются сообщения, что то в одном районе, то в другом происходят небольшие (до сотен килограммов) выбросы нефтепродуктов – за счет несанкционированного сброса с проходящих судов загрязненных балластных вод и разлива топлива. Эта картина, к сожалению, может попасть вам на глаза очень далеко от места катастрофы. Такое может быть и на территории Ростовской области, и на территории Украины. Понятно, что чем ближе припортовые зоны, тем выше интенсивность загрязнений. По крайней мере в окрестностях Новороссийска, Туапсе и Анапы шансов напороться на такие нефтяные «сюрпризы» больше.

Что касается непосредственной зоны осенней катастрофы, то, по мнению Царука, там отрава начнет проявлять себя чуть позже:

– У нас здесь вода еще не прогрелась до таких величин, когда начинается массированное всплывание залегшего на дне мазута. По расчетам, вода должна прогреться хотя бы градусов до 18, чего еще пока нет – температура воды пока «пляшет» вокруг 12 – 14 градусов. Береговую линию сейчас спешно зачищают. Там всю зиму лежали несколько тысяч неубранных мешков, сейчас их вывозят, в этом смысле даже мы довольны. Но проблема в том, что большое количество нефтепродуктов осталось в донных отложениях, и как они себя покажут – это вопрос.

О последствиях тесного общения с подобными отложениями вам расскажет любой токсиколог. Нефть, как известно, токсический продукт. Один нырок в воду – и ваши поры будут закупорены вредным канцерогеном надолго. Ныряния изо дня в день – и, как минимум, раздражения слизистой, кожи, легких, желудка, как максимум – онкология со всеми вытекающими последствиями. Если учесть, что то же Азовское море всегда было излюбленным местом отдыха родителей с маленькими детьми (оно ведь мелкое и теплое), подумайте семь раз – а она вам нужна, эта «русская рулетка» с курортным уклоном?

Примечательно, что сейчас всплыл и еще один экологический аспект, о котором осенью если и упоминали, то как о безобидном и незначительном. Речь – о нескольких тоннах серы, попавших в ту злополучную ноябрьскую ночь в воду. Как заверяли тогда многие эксперты, уж насчет нее переживать не стоит: сера нейтральна к воде, а значит, ничем страшным отдыхающим не грозит.

– Вообще-то, мы с самого начала говорили, что она себя покажет, – возражает Олег Царук. – И, похоже, мы оказались правы. В контрольных уловах недавно была обнаружена рыба с явными признаками поражения соединениями серы. Сейчас мы ждем от экспертов официальные бумаги, но, думаю, если подобная рыба попадет на стол людям, здоровья им это явно не добавит. Не стал бы я, если честно, покупать и местную придонную рыбу – вроде камбалы или пеленгаса, но это уже из-за скопившегося на дне мазута. В общем, картина получается не самая радужная, хотя выбор – ехать или не ехать в пораженные области, конечно же, остается за вами.

Екатерина Головина, Московская правда

You may also like...