«Буянов» в украинских семьях будут насильно «принуждать к миру»

Принятый недавно закон о противодействии насилию в украинских семьях предусматривает возможность принудительного лечения алкоголиков и наркоманов. Журналисты решили разобраться, насколько эффективными могут быть такие меры. Алкоголизм в нашей стране, как практически на всем постсоветском пространстве, превратился в настоящую эпидемию. По статистике, алкоголиком становится 1 из 10 украинцев. Общий показатель потребления алкогольных напитков в украинском государстве достиг отметки в 12 литров на одного человека в год. Ежегодно от алкоголизма умирает свыше 40 тыс. человек.

По информации главы Национального совета по вопросам здравоохранения при президенте Украины Николая Полищука, 8 тыс. смертей из этого числа вызвано отравлением алкоголем, столько же — сердечными заболеваниями у алкозависимых людей. Остальные смерти связаны с другими болезнями, вызванными злоупотреблением алкоголя. Так что проблема алкоголизма у нас не просто назрела, а давно перезрела.

Поэтому 25 сентября депутаты Верховной Рады поддержали законопроект, призванный усовершенствовать законодательство Украины о противодействии насилию в семье. Вводится принудительное лечение от алкоголизма и наркомании. Теперь люди, которые злоупотребляют алкоголем и избивают членов семьи, по решению суда будут направляться в специализированные здравоохранительные заведения для лечения от алкоголизма.

Основанием для подобных санкций будет заявление членов семьи, которые подверглись или могли подвергнуться насилию. Вот здесь и возникает первый вопрос: что это за учреждения? Вытрезвителей советского образца не существует. Профильных клиник катастрофически не хватает.

По словам главы парламентского комитета по вопросам здравоохранения Татьяны Бахтеевой, количество заведений, где помогали бы алко- и наркозависимым людям, не дотягивает даже до половины требуемых. Член этого же комитета Верховной Рады депутат Лилия Григорович подтверждает: «Сейчас инфраструктуры и финансирования для выполнения этой статьи закона нет. Предстоит большая работа, чтобы она заработала.

Нужны специальные подзаконные акты, решения Кабинета Министров». Депутат считает, что для выполнения нормы о принудительном лечении алкозависимости нужна программа, которая обеспечила бы ресурсную поддержку для создания необходимой инфраструктуры. Татьяна Бахтеева говорит, что сейчас идет лишь подготовка к созданию такой программы. Поэтому, скорее всего, статья о принудительном лечении не начнет реально работать с нового года, как планировалось. Под вопросом ее выполнение и в 2009 году.

Сегодня в больших городах есть центры социальной терапии, где помогают алкоголикам и наркоманам. В Киеве, например, работает центр «Социотерапия», однако лечиться идут туда добровольно.

Возникает еще один вопрос: насколько эффективным может быть принудительное лечение? Руководитель Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман рассказывает: «Всему цивилизованному миру известно, что принудительное лечение от алкозависимости мало что даст. И советский опыт это подтверждает. Я понимаю благие намерения наших депутатов, которые хотят найти простое решение. Но простых решений здесь нет.

Профилактику надо начинать с детского садика, школьной скамьи». Его слова подтверждает Илья — представитель группы анонимных алкоголиков «Вера»: «Насильственно могут снять только интоксикацию, больше ничего. Без самого человека никто ему ничем не поможет». Самыми эффективными считаются не врачебные и не принудительные меры, а посещение клубов анонимных алкоголиков, например.

Депутаты это понимают, но верят в то, что лечение по принуждению все же может принести свои плоды. «Принудительные меры могут помочь. Иногда внутреннего настроя, силы воли человеку просто не хватает», — говорит Бахтеева. А Лилия Григорович считает, что такой метод может быть эффективным как предостережение. Сама возможность принудительного попадания в диспансер может стать сдерживающим фактором, повлиять на психологию.

«Бывают же случаи, когда человек не может вообще ничего — ни согласиться, ни отказаться от лечения. Поэтому принудительное лечение поможет ему выйти из алкогольной комы, алкогольной интоксикации. Если человек уже попал в больницу, его будут лечить от алкоголизма. Разве это плохо? Это хорошо», — считает Григорович. — Нужно пробовать разные методы борьбы с алкоголизмом. Если не сработает метод принудительного лечения, мы от него откажемся».

Вместе с тем, ограничиваться этим законом в борьбе с алко- и наркозависимостью депутаты не собираются. В комитете по вопросам охраны здоровья разработан законопроект о профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании. Он предусматривает категорический запрет на продажу и употребление алкоголя в учебных и лечебных заведениях, заведениях культуры, в местах массового пребывания людей (на стадионах, к примеру).

Нельзя будет приобрести горячительное в радиусе 200 метров от этих объектов. Нарушение запрета чревато внушительным штрафом, а повторный проступок приведет к потере предпринимателем лицензии на продажу алкоголя. Планируется также ввести полный запрет на рекламу алкогольных напитков на радио и телевидении. Автор законопроекта Татьяна Бахтеева верит, что его примут в ближайшее время: «Мы зарегистрировали документ в парламенте. Думаю, он будет принят уже на этой сессии. Такой законопроект должны поддержать все пять фракций».

Если же вернуться к принятому закону о противодействии насилию в семье, то помимо принудительного лечения он предусматривает и другие нормы. Теперь за рукоприкладство буян может отправиться на два месяца исправительных работ, а также отсидеть 15 суток (административное наказание).

Вячеслав Шрамович, Известия в Украине

You may also like...