Почем украинский судья. Анатомия судебной коррупции: сколько, кому и за что

С судебным беспределом и тотальной коррупцией сталкивался каждый, кто хотя бы раз обращался в суд для защиты своих прав. Разговоры о том, что у украинской Фемиды завязаны глаза для того, чтобы ей было проще брать взятки, уже никого не удивляют и не возмущают, люди опускают руки в карман и достают деньги. Итак, сколько стоит приговор?

 

Кормящее кресло. Многие судьи обеспечены на годы вперед
Кормящее кресло. Многие судьи обеспечены на годы вперед

С судебным беспределом и тотальной коррупцией сталкивался каждый, кто хотя бы раз обращался в суд для защиты своих прав. Разговоры о том, что у украинской Фемиды завязаны глаза для того, чтобы ей было проще брать взятки, уже никого не удивляют и не возмущают, люди опускают руки в карман и достают деньги.

Евгений Корнейчук, авторитетный адвокат, зять председателя Верховного суда, первый заместитель министра юстиции, говорит, что ситуация с этой далеко не чистой на руку сферой усугубилась после того, как именно суд сыграл решающую роль в последних президентских выборах. «С этого момента стало модным иметь своих придворных судей и политикам, и олигархам», — считает он.

В общем, опрошенные нами адвокаты сошлись во мнении, что честные судьи все-таки есть, но это, к сожалению, лишь около четверти от общего числа.

КЛЮЧЕВОЕ МЕСТО

Безусловно, самый главный суд во всей это иерархии — это Верховный Суд Украины. «Этот орган, конечно же, в очередь на взятки последний стоит, но там суммы зато запредельные. Помимо этого, на этих судей можно выйти, чтобы они пользуюсь своим так сказать положением, могут надавить на своих нижестоящих коллег. Порядок сумм зависят от положение самого человека и от суммы, которая оспаривается. Но всегда – это чисто договорные отношения», — поясняет известный адвокат Татьяна Монтян.

По оценкам адвокатов, самые денежные, где крутятся просто бешеные суммы, у нас административные суды. «Скандальный судья Зварич — руководитель как раз такого органа. Именно он как высшая инстанция решает главные денежные моменты. В первую очередь это публичные правовые споры, которые касаются органов государственной власти. Обжалование их действий как раз и замыкается на эти суды.

В первую очередь речь идет об обжаловании решений с уведомлениями. К примеру, налоговая начисляет миллион налога и направляет решение с уведомлением. Сначала фирма обжалует его через органы налоговой, а потом через суд. Админсуд и принимает решение, насколько законно начислили этот налог. Не последнюю роль эти органы играют и в возмещении НДС. То есть, если с документами все в порядке, а они попросту могут быть липовыми, судья обязывает возместить НДС.

Еще одна сфера — земельные вопросы. К примеру, местные Советы отказывают в отведении земли, и тогда человек обращается в админсуд, чтобы тот принял решение по этому вопросу. Его цена — процент от стоимости земли, в целом до 10%. Там крутятся очень большие деньги. Если идет спор о налогах и нужно отсудить 1 миллион, то взятка 20 тысяч, это среднее.

Если речь идет о возмещении НДС, к примеру, из миллиона человек получают максимум половину, остальное съедает коррупция, в первую очередь судебная», — поясняет адвокат М. Максимальная взятка, которую ему пришлось давать — $3 млн. «Суд принимал законное решение. Он должен был отменить незаконное решение суда первой инстанции. Один поляк говорил, что Украина особенная в том плане, что тут надо платить за законные вещи».

Менее денежные, но тоже прибыльные — хозяйственные суды. «Если в админсудах у государства негласный приоритет, то в хозяйственных спорах статус сторон, по сути, одинаков. Там кто первый прибежит, обеспечит своего судью, тот и выиграл. Правда, не всегда речь идет о деньгах, многое решается на личных связях. К примеру, пришел к председателю и говоришь: распиши дело на такого-то судью, там уже все схвачено. Порядок цен раза в два ниже административных, но все снова-таки зависит от ценности объекта спора. Но с нынешним курсом, думаю, расценки немного снизятся. Гривней по официальному курсу никто платить не будет. Скорее судьи переведут расчеты по курсу 1 к 5 или 1 к 6», — поясняет эксперт.

УГОЛОВКА

Наименее коммерческие — суды общей юрисдикции, которые в основном занимаются уголовными делами, а также другой «бытовухой». «О постановлении оправдательного приговора вообще речь не идет, люди ни за какие деньги его не вынесут, поскольку это серьезный конфликт с прокуратурой. Она в силу своей неадекватности имеет больше влияние на суд, и никто не хочет лесть на рожон», — рассказывает М.

Его коллега П., который тоже пожелал сохранить анонимность, добавляет, что если речь идет об уголовном деле, например краже, то из возможной «вилки» от двух до пяти лет такой судья будет настаивать на максимальном сроке — 5. Чтобы сократить срок до 2 лет, родственник подсудимого или какой-либо другой представитель его интересов должен найти «выход на судью», то есть того самого доверенного адвоката.

Далее включается так называемая неофициальная тарификация. В среднем, год свободы оценивается в 1000 евро. То есть скостить на три года срок уголовнику обойдется его семье в 3000 евро плюс еще минимум $500 адвокату, который берет на себя риск передать деньги судье.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА

По мнению опрошенных нами адвокатов главная проблема не в собственно судебной системе, а в том, что коррупция в ней выгодна власть придержащим. У каждого видного политика и бизнесмена есть свои «карманные судьи», которые выносят в его пользу решения. И такая ситуация пока для нашей элиты более выгодна, чем создание понятных, равных для всех и прозрачных правил игры.

Нынешний же всплеск желания бороться за «чистоту судебной системы «со стороны части элиты объясняется тем, что в последнее время на эту самую судебную систему и на принятие судами разного рода решений (в том числе и весьма деликатно-специфических) стала оказывать определяющее влияние одна политическая сила — БЮТ. И, естественно, ее конкуренты такой «монополизацией» возмущены.

Вспомним, как Тимошенко именно с помощью судов лихо заблокировала досрочные выборы. Также вспомним недавнюю фразу главного бютовского юриста Андрея Портнова «Если кто сомневается в существовании нашей коалиции, пусть идет в суд и докажет, что ее нет». Оппоненты БЮТа прекрасно знают, что в судах их с таким иском ждет «от ворот поворот». Они утверждают, что Тимошенко оказывает прямое влияние на суды через главу Верховного Суда Украины Василия Онопенко (выходца из БЮТ). Сам Онопенко и БЮТ, естественно, такую связку категорически отрицают.

Но, как рассказал очень опытный и заслуживающий доверия источник в судейской среде, судья обязательно выполнит «совет» председателя суда, а тот — «подсказку» главы ВСУ. На админдолжность (главу или зама председателя суда) они могут быть назначены только через кадровую комиссию Совета судей, а представление подписывает глава ВСУ (Василий Онопенко). По словам источника, с июня прошлого года Банковая не влияет на кадровые судейские вопросы. Прошлым летом состоялся внеочередной Съезд судей, который и решил, что кадрами занимаются только судейские инстанции, а значит, главу ВСУ тут не объедешь.

 

В РОЛИ ПОСРЕДНИКА ЧАЩЕ ВСЕГО — АДВОКАТ

У каждого судьи, рассказал источник «Сегодня» в ВСУ, есть свой так называемый «круг влияния». Это проверенные годами адвокаты, через которых непосредственно происходит передача денег за «правильное» решение. «Такой никогда и ни за что не сдаст судью, а тот — адвоката. Как правило, это юристы, работающие в спарке многие годы, десятки лет. Раньше юристов выпускало всего несколько вузов по стране, и нередко эти люди оказываются бывшими однокурсниками. Ни один судья не возьмет денег от неизвестного ему человека — слишком велик риск», — рассказывает известный адвокат, пожелавший сохранить анонимность.

Обычно в «круг влияния» судьи входит от одного до трех адвокатов. Взятку не всегда предлагают или вымогают только в виде наличной суммы. Гонораром могут стать вклад на предъявителя, иномарка, квартира, дача, участок земли, оплаченный счет за учебу ребенка в престижном заведении, путевка в круиз, на курорт и даже стройматериалы.

Между адвокатом же и «заказчиком» заключается договор на предоставление юридических услуг, без уточнения, каких именно. Теперь даже если на их след выйдут охотящиеся на взяточников сотрудники внутренних органов, доказать вину будет крайне сложно. «Адвокат же всегда может сказать, что в такую цену оценил свои услуги, и клиента эта цена устроила. Подтверждение тому — письменный договор», — поясняет он.

Посредник должен хорошо знать обе стороны — дающую и берущую, реально оценивать степень опасности, варианты отступления на случай возможного разоблачения. Ведь может статься, взяткодатель уже «настучал» в УБОП о том, что судья вымогает с него деньги, и получил пачку меченых купюр, портативный диктофон, видеокамеру для фиксирования оперативной комбинации. Или взяткополучатель вдруг усомнился в искренности людей, предлагающих мзду.

Обе ситуации крайне невыгодны для передаточного звена, в роли которого выступает адвокат — в обоих случаях он проигрывает как в моральном (порицание, взыскание, лишения права заниматься адвокатской деятельностью, уголовное преследование), так и в материальном плане («брокерские», на которые рассчитывал при заключении сделки, не получены).

— Самое неприятное — если о судье отзываются как о непредсказуемом, непрогнозируемом человеке, от которого не знаешь, чего ожидать, — признается бывшая следователь, перешедшая на адвокатские хлеба. — Идешь к такой как на Голгофу и гадаешь: возьмет — не возьмет, сдаст — не сдаст, сделает — не сделает. А те, кто передают деньги, уверены, что ты их себе забрала и еще недовольна, что мало…

По мнению опрошенных адвокатов, каждый второй хоть раз передавал судье взятку. И лишь двое сказали, что деньги были отвергнуты. Причем в одном случае судья дал понять, что сумма слишком мала, чтобы он выносил какое-то решение, а в другом — служительница Фемиды просто испугалась «подставы».

ТАРИФЫ: ОТ $100 ТЫСЯЧ ДО ТАЛОНОВ НА БЕНЗИН

Доказать факт получения судьей взятки невероятно трудно, но такие случаи все же встречаются. О некоторых из них нам рассказали в ГУБОП МВД Украины, Антикоррупционном бюро и ГПУ. Самым свежим и наиболее вопиющим случаем взяточничества в особо крупном размере является эпизод с уже освобожденным (но продолжающим значиться судьей) главой Львовского административного апелляционного суда Игорем Зваричем, которого уличили в получении $100 тысяч.

«Миллион долларов США, изъятых у меня дома, — не взятка, а мои личные деньги, которые я взял в долг у своего товарища-адвоката для строительства дома», — без тени смущения заявил он, комментируя происхождение обнаруженных при обысках крупных сумм. От следствия ему удалось скрыться. Сейчас объявлен в розыск.

Гораздо меньшую мзду в $2000 вымогала судья Орджоникидзевского суда города Мариуполя за вынесения приговора, не связанного с лишением свободы. Дело также ведет ГПУ. Требовали и получили взятки зампред одного из райсудов Одесской области (от обвиняемой в присвоении имущества и служебном подлоге за назначение более мягкого наказания), судья Печенежского районного суда Харьковщины (по гражданскому делу о наследстве дома).

А судья одного из райсудов Ровенской области, получив от подсудимого вознаграждение в виде талонов на бензин А-95 и будучи застигнутой на горячем сотрудниками СБУ, не нашла ничего лучшего, как попытаться эти бумажки… проглотить.

Всего же по данным МВД, в этом году выявлены 63 преступления в сфере служебной деятельности работников судов, в том числе 20 фактов взяточничества.

ВЫХОД: ВЫБОРНОСТЬ, ОТЧЕТНОСТЬ И ЖРЕБИЙ

Адвокаты, с которыми общалась «Сегодня», считают, что для искоренения коррупции нужно поменять процедуру их избрания. «Надо выбирать судей, как это было в советские времена. Чтобы они проходили кандидатский минимум, сдавали экзамены. Чтобы они были подотчетны людям, которые их наградили полномочиями.

И еще одна важная деталь обязательно должна быть отчетность судей. Чтобы статистика тех решений, который они принимаю, была общедоступна, и общественность могла их контролировать. Чтобы, как говорится дурь каждого была видна», — говорит один из столичных адвокатов.

Правда, первый замминистра Евгений Корнейчук считает, что избрание судей народом проблемы не решит, мол, также как и депутаты, когда они избирались на местах, судьи будут попросту покупать голоса. «Такая избирательная система работает только в 20 штатах США», — добавляет он. Правда, чиновник согласен, что подотчетность судей общественности должна усилиться.

Еще одно звено в коррупционной цепи, которое легко может быть удалено – это право председателей судей расписывать дела своих подопечных. Ведь именно так «свой» проплаченный судья получает доступ к нужному делу. Сам председатель зачастую за правильно расписанное дело берет откупные (сумма зависит от дела, минимальная — $ 1000).

Чтобы исключить влияние кого-либо на этот процесс международные эксперты советуют, как, к примеру, в США разыгрывать дела по жребию. В Штатах председатель суда имеет только организационные полномочия, все дела поступают в управление, потом в барабан забрасывают номерки с ними, и судьи их вытягивают. «Классная система, но я сомневаюсь, что она у нас сможет заработать. Ведь суды — это круговая порука, огромный бизнес. И никто просто так от таких шальных денег не откажется», — уверен один из источников «Сегодня» в адвокатских кругах.

30 ТЫСЯЧ ЗА ПОСТ СУДЬИ

К сожалению, процедура избрания судьи так же непрозрачна, как и сама система. Так что, дабы поменять что-то тут, следует тщательно пересмотреть и ее. По словам первого заместителя министра юстиции Евгения Корнейчука, сегодня решающее слово в этом процессе за председателями апелляционных судов. Именно они имеют право рекомендовать кандидатуру, на которую потом готовят представление президенту (он сначала назначает судью сроком на пять лет, а затем уже Верховная рада награждает таким статусом пожизненно).

По идее, люди, которых номинируют на получение статуса судьи, должны до этого проработать долгое время помощниками судьи, иметь юридическое образование и солидный опыт в судебных делах. Но, по словам Корнейчука, в нынешних реалиях рекомендуются какие-то близкие к самому судье личности, вплоть до родственников, тут единственное ограничение — это юридическое образование, но как известно, купить диплом в Украине — не проблема.

«А достойные люди могут пожизненно быть в резерве и никто их кандидатуру не подаст», — добавляет он. Корнейчук вопрос покупки такой рекомендации не комментирует, а вот адвокаты говорят, что договориться с судьей выдвинуть «не своего» человека можно от $30 тысяч.

КАК НА КИЕВЩИНЕ МЕТРО ЗАПРЕТИЛИ СТРОИТЬ

На недавнем IX Съезде судей глава ВСУ Василий Онопенко признал, что Бориспольский горрайонный и Макаровский районный суды Киевской области принимают очень спорные решения по земельным вопросам. И даже предложил Высшему совету юстиции уволить этих горе-судей в полном составе. «Сегодня» выслушала мнение многолетнего председателя Апелляционного суда Киевской области Юрия Нечипоренко:

— Один из судей Макаровского райсуда за нарушение присяги должен был уже давно распрощаться с должностью, — говорит Юрий Аркадьевич. — На этот счет есть прошлогоднее решение высшей квалификационной комиссии. Чего он только ни вытворял! Например, отменил решение Хозяйственного суда Киева, остановил строительство метрополитена, как будто столичная подземка пролегла уже в Макаров…

Однако прошло больше 20 месяцев, а он продолжает себе спокойно работать… Конечно, здесь должен сказать свое веское слово Высший совет юстиции. Но в том-то и дело, что его деятельность не очень-то и открыта, можно сказать, закрытая. Для кого работает, мне лично непонятно.

А если даже глава апелляционного суда не в курсе, чем занимается ВСЮ, что тогда говорить о районном!.. Мысль о роспуске всего состава суда, наверное, не лишена определенного резона, но сразу это делать, считаю, нельзя. Может, кто-то и исправится, и потом — ведь нужно отправлять правосудие, а как район вообще без суда оставить?!..

«МАФИЯ, ПОВЯЗАННАЯ ДЕНЬГАМИ»

Ключевую роль в разоблачении Игоря Зварича во Львове сыграл начальник отдела Генпрокуратуры Владимир Жербицкий. Вот что он сказал о судейской системе специально для «Сегодня»:

— Львовской случай показал, что в судейской ветви власти действует настоящая мафия. Только на Западе она связывает людей кровью. А здесь так называемый «хозяин» всех своих подручных повязал деньгами. И пусть хоть кто-нибудь меня опровергнет!.. Уже после того, как состоялся еще один эпизод получения взятки, этот «хозяин» показывает следователю удостоверение и говорит: «Я судья, у меня неприкосновенность, что хотите, то делайте!» и уходит. А мы ничего не можем сделать, потому что он действительно защищен законом, а в его понимании — безнаказан.

Вот эта неприкосновенность, правильнее — неприкасаемость, безнаказанность и породили мафиозные отношения в среде судей. Простые люди платят этим служителям Фемиды деньги, как правило, за то, чтобы законное решение осталось в силе, и его потом не отменили за еще более крупные суммы. Личное мое мнение таково — неприкосновенность судьям не нужна, от нее надо отказаться в законодательном порядке!

«Сегодня»

You may also like...