Над пропастью насилия. И на садиста есть управа

Милые женщины! Если над вами издеваются, вас избивают или унижают – не молчите! Вызывайте милицию, обращайтесь в общественные организации, подавайте в суд. «Бьет – значит любит» – это полная ерунда. Бьет – значит садист, значит, недостоин называться мужчиной и жить с вами и вашими детьми.

Трагедии семейной жизни, как правило, невидимы. Конфликты происходят подальше от людских глаз, за закрытой дверью, поэтому и не попадают по правовой классификации в разряд «общественных». Как правило, от разных проявлений насилия страдают женщины, более слабые физически, чем мужчины. Они просто зачастую не знают о том, как можно оказывать сопротивление агрессору, причем руководствуясь законом.

Бедные женщины годами живут в семье, в которой ощущают постоянное давление, унижающее достоинство, ранящее душу, а зачастую – и тело.Бьет – не значит, что любит Жизнь уже неоднократно доказывала ошибочность мнения «бьет – значит любит». И все равно терпят, все равно молчат.

Никто в дела семьи не лезет, у нас считают, что сами разберутся. Да и стыдятся женщины признать себя жертвами. Не любит наше общество тех, кто «сор выносит из избы».

Моя подруга рассказала, что несколько лет назад в их подъезде случилось ЧП. Одна из соседок начала стучаться во все двери, прося защиты от мужа-дебошира. Семья внешне казалась очень благополучной, и, конечно, невозможно было поверить в то, что муж творит такое за закрытой дверью. Они соседку впустили, милицию вызвали, но поинтересовались, что ж она со своего 9-го этажа аж до их 4-го спускалась? Кстати сказать, муж следом бежал. Как выяснилось, она просила открыть ей дверь и на других этажах, но этого не сделал никто. Своя семья – сами разберутся, – такой принцип оказался у жителей дома.

Правоохранители тогда забрали мужа для «воспитательной беседы», он согласился пойти с ними сам. Мужчина оказался не домашним тираном, по его собственному признанию – замкнуло где-то. Он еще долго потом у жены прощения просил, и до сих пор тише воды ходит. Уже прошло несколько лет, а соседи до сих пор ту женщину осуждают – зачем устроила сцену, семейные проблемы на людской суд вынесла. Верх идиотизма, скажете вы? А подумайте, что тот дом – не единственный в своем роде. И соседок-сплетниц боятся многие, потому и не решаются на активные действия вроде вызова милиции. Люди, не закрывайте вы глаза на проблему, даже если она вас не касается! Потому что может оказаться, что она вас не касается только сегодня.

А иногда женщины просто деморализованы издевательствами, теряют сами себя и просто не решаются восстать против мужа. Ведь насилие в семье – удел не только бедных и неблагополучных, как думают многие. Избивают и богатые, успешные. Хотя чаще они придумывают свои виды издевательства, поизощреннее. А вот такой случай, когда муж-бизнесмен уезжает на недельку на курорт, запирает дома жену, которая набрала после родов пару лишних килограммов, оставляет ей из продуктов три пакета кефира, отключает телефон и говорит на прощание: «Худей!», это не насилие? И бедные женщины просто-напросто боятся восстать против влиятельного мужа, «чтобы потом хуже не было».

Буква закона

Хочется в первую очередь обратить внимание на то, что не нужно стыдиться обращаться к сотрудникам управлений, отделов по делам семьи и молодежи, а также вызывать милицию при совершении насилия в семье. Тем более что милиционерам запрещено разглашать сведения о личной и семейной жизни, которые стали им известны при исполнении служебных обязанностей.
Что и как следует делать в первую очередь, нам рассказал Игорь Мацегора, начальник УГБ УМВД Украины в Луганской области. Как он объяснил, обращение в органы – вовсе не лишний шаг, а наоборот – очень даже важный.

– Ведь зачастую как бывает – сначала ударил один раз, потом – два, потом – избил сильно… И так по нарастающей. А когда нет сил терпеть, женщина прибегает в отделение и просит помочь. Помочь-то ей помогут, но если бы она обращалась до этого, писала заявления, то смогла бы располагать документальными подтверждениями того, что это не в первый раз. И тогда у сотрудников органов была бы возможность возбудить уголовное дело, забрать в СИЗО дебошира.

Все наказания в случаях семейного насилия предусмотрены Статьеей 173.2 Кодекса Украины об административных правонарушениях «Совершение насилия в семье или невыполнение защитных предписаний». Она была внесена в Кодекс только в прошлом году, постоянно претерпевает какие-то изменения и дополнения, и, как считает Игорь Юрьевич, пока еще в ней много пробелов. Однако сам факт того, что вызвала милицию раз (а значит, вызовет и еще раз) очень дисциплинирует, ведь так и до суда действительно недалеко.

Согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях противодействовать насилию в семье должны участковые инспектора милиции и работники криминальной милиции по делам детей. Они должны выявлять причины и условия, которые содействуют проявлениям насилия в семье, употреблять в рамках своих полномочий меры по их устранению. К сожалению, украинское законодательство не предусматривает серьезных мер наказания для домашних тиранов. Однако не стоит отчаиваться. Помните, чем чаще вы привлекаете внимание органов власти, обязанных предоставлять защиту от семейного насилия, тем больше у вас шансов дать достойный отпор в суде.

Как правило, процедура такова. К участковому поступает заявление от потерпевшей. Участковый собирает материалы; если факт насилия в семье установлен, составляет админпротокол по ст. 173.2 и направляет его в суд. Судья принимает решение. После этого участковый заводит профилактическую карту и накопительное дело на семейного дебошира с одновременной постановкой его на профучет. На учете «герой» находится год. Раз в три месяца его семью посещает участковый. После этого домашний тиран может быть привлечен по ст. 126 Уголовного кодекса Украины «Побои и истязания», что несет за собой уголовную ответственность. А это, сами понимаете, уже куда более серьезно.

Организация работы по предотвращению разного рода гендерного насилия находится на постоянном контроле руководства ГУМВД. И на сегодняшний день на профилактическом учете ОВД области находится более 6000 человек, которые совершали насилие в семье. В 2008 году работниками милиции дополнительно было выявлено и поставлено на профилактический учет свыше 3000 человек, вынесено 3300 предупреждений о недопустимости насилия в семье, составлено более 4000 административных протоколов.

С целью противодействия всем формам насилия, обеспечения прав человека и предотвращения семейных конфликтов в ноябре-декабре на территории Луганской области была проведена оперативно-профилактическая операция «Быт». В ней принимали участие сотрудники подразделений общественной безопасности, уголовного розыска, криминальной милиции по делам детей, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также общественные формирования по охране общественного порядка.

Но, какие бы меры не предпринимались правоохранителями, каждый человек прежде всего должен сам осознавать, насколько важно, чтобы в его семье царили мир и взаимопонимание. А если насилие все же происходит, не нужно ждать, пока наступит критический момент, стоит верить в силу правоохранительных органов и доверять им, содействовать в целях своей же безопасности. Если доказать единичный случай факта избиения сложно из-за отсутствия свидетелей, то доказать систематичность случаев насилия практически невозможно.

Сложности со сбором доказательств – это, прежде всего, необходимость фиксировать побои в травмпункте. Даже те немногие дела о домашнем насилии, что доходят до судов, по данным правозащитников, в 80% случаев заканчиваются примирением. Иногда – небольшим штрафом в пользу государства…

Кто поможет?

В первую очередь, обращаться нужно в местный отдел внутренних дел, если речь идет о необходимости защиты от издевательств, избиений и тому подобное. А за помощью моральной следует приходить туда, где вы сможете получить квалифицированную поддержку специалистов. Ведь оградить себя физически от насильника – это одно дело. А восстановить внутреннее равновесие – другое, подчас более сложное и длительное. К

ак рассказала нам директор Областного коммунального учреждения «Луганский областной центр работы с женщинами» Людмила Горват, формы проявления насилия могут быть разными — и применение физической силы, и сексуальные домогательства, экономическое и психологическое насилие, например, шантаж. Сотрудники центра постоянно проводят различные мероприятия, направленные на борьбу с насилием в семье, а также на его предотвращение.

Как сказала Людмила Прокофьевна, насилие в семье – вопрос очень тонкий и сложный, но он бесконечно важный. Насилие может касаться любых членов семьи, и поэтому можно утверждать с уверенностью: каждый из нас когда-нибудь в какой-либо форме, но страдал от насильнических действий.

Могут быть насильнические отношения между мужчиной и женщиной, между младшим поколением по отношению к старшему, например, детей относительно родителей, или внуков в отношении дедушки с бабушкой, или же родителей – по отношению к детям. Как правило, человек в такой ситуации может находиться годами, и из нее тяжело найти выход. Нередко случается и так, что человек просто зависим финансово или психологически. В случае супружеской пары семью связывают также мысли о детях, если можно в таком контексте говорить о супругах…

Семья, в которой процветает насилие (в любой его форме), нуждается в помощи специалиста, и хорошо, когда таким специалистом еще может являться психолог, а не следователь и судья. Грустный факт – в нашей стране обращаться за психологической помощью не принято. Однако психолог действительно может оказать реальную помощь, если вы сомневаетесь в своих силах или боитесь, что в последний момент у вас не хватит решимости.

Не бойтесь обратиться в правоохранительные органы – вы же захотите, чтобы понес наказание тот, кто украл у вас, например, сумочку, а ведь ваш близкий человек поступает гораздо хуже – он по капле ворует вашу жизнь и подрывает душевное здоровье. Не молчите о своей проблеме! Если вы терпите издевательства длительное время, вам просто необходим взгляд человека со стороны на привычную для вас ситуацию. Поддерж-ка и сочувствие друзей помогут вам сделать первый шаг и будут подпитывать вас на всех этапах борьбы за нормальную жизнь, которой вы действительно достойны и которая у вас в итоге обязательно сложится.

По мнению психолога, насилие в семье – это акт саморазрушения «насильника», вызванный в большинстве случаев его неуверенностью в завтрашнем дне и себе. Мужчина не в состоянии решить свои проблемы (заработать денег, чтобы содержать семью, удовлетворить свои сексуальные потребности и т.д.) и вымещает собственную неудовлетворенность самим собой прежде всего на близких, слабых людях – женах, детях, матерях…

А женщины, как правило, склонны обвинять в избиении… себя. И ни за что не доверят эту постыдную тайну чужому уху. Желая сохранить брак, они в который раз покупаются на обещания мужа исправиться. И многие женщины, даже попав в больницу с переломанными ребрами, разрывать отношения не собираются: «Квартира принадлежит мужу, зарабатываю я копейки, одна не проживу. К тому же ребенку нужен отец».

Так говорит пострадавшая от насилия женщина. К слову сказать, первоклассница Оля папочку ненавидит и говорит, что замуж никогда не выйдет. Так считают многие девочки, растущие в подобных семьях. Они просто не представляют себе взаимоотношений, основанных на взаимной любви без кулаков. Повзрослев, эти дочери, четко усвоившие модель материнского поведения жертвы и отцовского – врага, вряд ли успешно устроят свою жизнь. Да и сыновья тиранов редко бывают счастливы в браке: такие мальчики либо с детства страдают от того, что не могут защитить мать, становятся неуверенными в себе, либо начинают считать такую линию поведения нормой, и ведут себя так же в своей семье.

Скорее всего, помощь психолога понадобиться и ребенку – очень важно донести до него истинное преставление об отношениях мужчины и женщины, о роли отца и матери в семье. Наличие в семье ребенка усложняет женщине пути к отступлению (у многих в ушах застряла домостроевщина вроде «мать-одиночка», «разведенка»), да и с финансами могут возникнуть сложности, в особенности, если муж вносил львиную долю в ваш бюджет. Тем не менее, многие женщины решаются на развод как раз из-за ребенка, не желая, чтобы малыш рос в атмосфере насилия и ненависти.

Ирина терпела побои три года. Но, по ее словам, однажды что-то в ней сломалось или, наоборот, родилось. Она, взяв 3-летнюю дочурку, ушла в никуда. Но любая жизнь казалась ей прекрасной после того ада, через который она прошла. С трудом пристроила дочку в садик, бралась за любую работу. Сначала жили в съемной комнатушке, но ребенок – самый сильный стимул к лучшей жизни. У Ирины стала складываться карьера, а потом она встретила человека, ставшего прекрасным мужем ей и отличным отцом ее дочурке.

Милые женщины! Если над вами издеваются, вас избивают или унижают – не молчите! Вызывайте милицию, обращайтесь в общественные организации, подавайте в суд. «Бьет – значит любит» – это полная ерунда. Бьет – значит садист, значит, недостоин называться мужчиной и жить с вами и вашими детьми.

Обычно женщины, испытавшие семейное насилие, доводят дело до суда лишь в тех случаях, когда супруг и после разрыва начинает их преследовать или угрожать. Это произошло с Катей: «Я не могла допустить того, что сломаю мужу жизнь, отправив его за решетку, да и не верила, что это возможно. Однако мне пришлось обратиться в милицию, когда он начал следить за мной и однажды набросился на меня прямо на улице. И потом, ведь он сломал жизнь мне – я долго училась смотреть прямо перед собой, а не вжав голову в плечи, отвыкла верить людям, привыкла быть тихой и незаметной».

Законом о предотвращении насилия в семье, а у нас в Украине такой закон есть, предусмотрено наличие специализированных заведений – кризисных центров для жертв насилия в семье, и членов семьи, в отношении которых существует реальная угроза совершения насилия в семье, и центров медико-социальной реабилитации. В нашей области такой центр есть, он находится в Славяносербске. Там женщины и дети могут найти приют и квалифицированную помощь. В центре с ними работают различные врачи, помогают восстановить силы и здоровье.

Конечно, обязательны консультации психологов. Они подсказывают, как женщинам лучше восстановиться, как обрести веру в себя. Женщины даже могут работать в то время, что находятся там. Они находят себе работу в городе, таким образом отвлекаясь, забывая о той жизни, что была «ДО». Кстати, иногда трудотерапия обязательна при восстановлении, ее применяют психологи для ускорения процесса выздоровления. В центре можно жить столько, сколько будет необходимо для полного восстановления.

Нередко, когда разговор заходит о жертвах домашнего насилия, возникает вопрос: «почему они не уходят?» На самом деле битые жены довольно часто уходят от своих бьющих мужей. Беда в том, что, как правило, они потом возвращаются по разным причинам. Самые распространенные из них связаны с материальными обстоятельствами: нет денег, нет работы, которая могла бы прокормить, негде жить… Но даже если все это худо-бедно есть, нередко они дают себя уговорить вернуться, веря и не веря, что «больше так не будет». Многих мужья возвращают с помощью того же насилия или угроз. Немало битых жен уходят от мужей-обидчиков по нескольку раз. Но стоит сделать шаг вперед. Вперед и вверх! Тем более, что со своей проблемой вы не будете одиноки.

Юлия Манарченко, Ракурс+ 

You may also like...