Новая амнистия в Украине: у милиции прибавилось работы

В декабре в Украине была объявлена очередная амнистия. Под нее подпали около 3 100 человек, отбывавших сроки в колониях, и 8 800 тех, кто был приговорен к наказанию, не связанному с лишением свободы. Бывшие заключенные уже возвращаются на волю, и процесс этот будет длиться до 26 марта. И всем им предстоит жить рядом с нами…

Автор: Наталья Дремова, Первая Крымская

Глаз да глаз

Каждый день в нашей стране выходят на свободу люди, у которых закончился срок наказания за разного рода преступления. У кого-то получается начать все заново, кто-то пасует перед трудностями, уверяя, что «жизнь заставила» снова нарушить закон. Есть и такие, кого полностью устраивает существование в казенном доме с небольшими перерывами на свободе.

Замначальника управления — начальник отдела участковых инспекторов милиции управления общественной безопасности ГУ МВД Украины в Крыму Владимир Копель сообщил, что в автономии на учете состоят больше 42,38 тыс. крымчан, освободившихся из мест лишения свободы, а также те, кто совершал различные правонарушения. Их снимают с учета только тогда, когда судимость погашена, то есть через определенное количество лет жизни на свободе без правонарушений. Контроль за ними разный: одним достаточно визитов участкового, других приходится ставить в более суровые рамки.

«Существует Закон Украины «Об административном надзоре», который как раз и регламентирует меру контроля милиции за разными категориями освободившихся граждан, — пояснил Копель. — Под самый жесткий контроль подпадают, например, отбывшие наказание за особо тяжкие и тяжкие преступления, а также приговоренные два и более раз к наказанию в виде лишения свободы за умышленные преступления или те, кто остается небезопасным для окружающих, — а об этом можно судить по их поведению в колонии. Не выпускают из поля зрения и тех, кто был осужден по статьям, связанным с незаконным оборотом наркотиков».

Как именно будет осуществляться надзор, решается уже на месте, после того как человек возвращается домой или в то место, которое он считает своим домом. Ведь не секрет, что немало бывших заключенных только на свободе выясняют, что у них уже не осталось крыши над головой. Тем не менее они обязаны зарегистрироваться в милиции по месту жительства и регулярно по первому требованию являться туда.

Их жизнь, объяснил Владимир Копель, регламентируется несколькими ограничениями, которые предусматривает закон. Первое — обязательное нахождение ночью по месту жительства: в предписанный срок (например, с 22.00 до 6.00) поднадзорный должен быть дома. Второе ограничение — запрет на посещение многолюдных мест, от рынков до дискотек и питейных заведений, потому что именно здесь большая вероятность спровоцировать какое-либо столкновение. Кроме того, без разрешения милиции находящийся под надзором не имеет права выехать за пределы города или района, а еще он должен каждый месяц от одного до четырех раз отмечаться в милиции.

На 1 января 2009 года в Крыму были зарегистрированы 922 жителя, состоящих под административным надзором. Как правило, это люди, которые не собираются что-то радикально менять в своей жизни.

В нашем доме поселился…

О человеке, который состоит под административным надзором, участковый инспектор обязан знать все. В буквальном смысле слова: от гостей, которые приходят к нему, до времени, когда он уходит и возвращается домой. Сколько на участке может оказаться таких «подарков» — это уж кому как повезет, может, только один, а может, 7 — 10.

При этом один участковый на 3 тыс. горожан, а в селе на 2,4 тыс. человек, а приглядывать инспектору необходимо и за другим потенциально криминальным контингентом: от хронических алкоголиков, наркоманов до семей, где родных регулярно награждают побоями, и несовершеннолетних правонарушителей, психически больных, которые могут быть опасны. В общем, работы достаточно. Для благополучных жильцов зачастую это тоже не является секретом, но вот нужно ли им знать, за что отсидел срок вернувшийся из заключения сосед?

Сейчас этот вопрос активно обсуждается — из-за двух свежих трагедий на Западной Украине, когда люди, отбывшие наказание за насилие в отношении детей, снова совершили нападения, закончившиеся убийствами. Об их прошлом никто из соседей не подозревал, а жертвами оказались дети, живущие рядом. В США, например, принята практика оповещения соседей выпущенного на свободу человека, который отбывал наказание по некоторым видам преступлений, в том числе и связанным с насилием над детьми.

Владимир Копель считает, что единого решения для всех быть не может. С одной стороны, действительно, информация о неблагополучном соседе иногда может оказаться полезной для жильцов. С другой, для освободившегося гражданина, пытающегося начать все заново, косые взгляды и подозрения со стороны живущих рядом не самый лучший стимул для возвращения к обычной жизни. В конце концов, и о правах человека не стоит забывать.

Поэтому лучшее, что можно сделать в этой ситуации, уверен он, больше доверять милиции, делиться с участковым своими наблюдениями, если кажется, что сосед неблагополучен. Кстати, в Крыму ежегодно проводится операция «Визит», когда сотрудники милиции навещают не только своих подопечных, но и их соседей, раздают визитки с координатами участковых, дежурных частей, а также памятки о том, как не стать жертвой преступления.

На свободе трудно

Под амнистию, объявленную в декабре, подпали около 3,1 тыс. человек, которые отбывали наказание в колониях, и 8,8 тыс. тех, кто был приговорен к наказанию, не связанному с лишением свободы. Владимир Копель пояснил, что речь не идет о том, что досрочно будут выпущены люди, отбывающие большой срок за серьезные преступления. Амнистия касается граждан, совершивших преступление небольшой и средней степени тяжести.

Тем не менее милиции сейчас придется усиленно заниматься тем, чтобы не допустить совершения ими новых преступлений. Учесть стоит, что бывшим заключенным нелегко будет возвращаться, адаптироваться, искать работу, особенно в нынешних условиях. Не секрет, что закон о социальной реабилитации бывших заключенных работает слабо. В центрах занятости есть лимиты для их трудоустройства, но работодатели очень неохотно предоставляют вакансии «людям с прошлым».

Правда, сейчас хотя бы есть возможность дать таким людям временную крышу над головой, регистрацию, оказать помощь в восстановлении документов — это делают в домах ночного пребывания, которые есть в Симферополе и Керчи. Владимир Копель упомянул, что уже прошел согласование вопрос о создании в Керчи реабилитационного центра для тех, кто вышел на свободу и нуждается в помощи.

Из тех, кто впервые отбыл свой срок, за решетку возвращаются примерно половина. У тех, кто побывал за колючей проволокой несколько раз, шансов задержаться надолго на свободе еще меньше. Тем не менее если есть желание, то и это осуществимо.

You may also like...