Парадоксы возникновения терроризма

Неизвестно, почему одни страны и культуры в определенный момент своей истории производят на свет многочисленных террористов, а другие – нет. Многие факторы, которые принято считать причинами терроризма, на самом деле таковыми не являются. 

Бедность

Скотт Атран\Scott Atran, профессор Университета Мичигана\Michigan University, утверждает, что бедность, как таковая, не является причиной терроризма. Ни одна из беднейших стран мира не производила на свет организованные террористические группировки. С другой стороны, ничтожное количество террористических структур возникли в среде наиболее угнетенных слоев населения.

По данным Марка Сейджмэна\Marc Sageman, старшего научного сотрудника Института Внешнеполитических Исследований\Foreign Policy Research Institute и Центра Стратегических и Международных Исследований\Center for Strategic and International Studies, подавляющее большинство террористов являются представителями среднего класса, а их лидеры и вовсе происходят из обеспеченных слоев населения, занимающих высокое социальное положение.

Бедность на национальном уровне может косвенно влиять на проявления терроризма, так как бедность и экономические невзгоды во многих случаях являются причиной начала гражданских войн. Тем не менее, наличие гражданской войны еще не является гарантом возникновения терроризма. Терроризм развивался во многих странах, где гражданских войн не наблюдалось. Таким образом, если связь между гражданскими войнами и террором не ясна, то связь между экономическими условиями и терроризмом также установить трудно.

Неграмотность

Кэролайн Земке\Caroline Ziemke, научный сотрудник Института Оборонной Аналитики\Institute for Defense Analysis, доказывает, что неграмотность сама по себе не производит террористов. Однозначно, что просвещение и тотальная грамотность в долгосрочной перспективе оказывают позитивное влияние на любое общество и любое государство. Однако, переход к тотальной грамотности способствует росту популярности как либеральных, так и нелиберальных идеологий. Обучение человека письму и счету отнюдь не гарантирует, что этот человек станет более мудрым и терпимым.

Другие исследователи – Алан Крюгер\Alan Krueger из Принстонского Университета\Princeton University и Джитка Малечкова\Jitka Maleckova из Университета Чарльза\Charles University – утверждают, что связь между уровнем бедности и образования населения и его вовлеченности в террористические атаки весьма невелика. Наоборот, в некоторых случаях наблюдается противоположное явление – богатые и образованные люди чаще становятся террористами, чем их бедные и малограмотные соплеменники. Авторы объясняют это тем, что более образованные люди из более обеспеченных семей чаще склонны участвовать в политической жизни отчасти потому, что политическая активность требует определенного уровня заинтересованности, знаний и готовности тратить силы и время в защиту своих политических идеалов.

У необразованных и бедных на подобные занятия просто не хватает сил, средств и времени. Кроме того, международные террористические организации могут отдавать предпочтение более образованным лицам из высшего и среднего класса, так как последним будет намного легче проникнуть в новую среду, создать сеть сторонников и осуществить теракт.

Аналогичные результаты были получены другими учеными. Марк Сейджмэн подсчитал, что две трети террористов учились в высших учебных заведениях, большей частью – в светских. Чарльз Рассел\Charles Russell, профессор Колледжа ВВС США\Air War College и Школы Специальных Операций ВВС США\USAF Special Operations School, проанализировал биографии более 350 человек, принявших участие в террористических актах, проведенных в Латинской Америке, Европе, Азии и на Ближнем Востоке с 1966 по 1976 годы. Список включал членов 18 террористических группировок. Исследование показало, что большинство участников террористического подполья имеют весьма солидный уровень образования. Две трети из них имели высшее образование и даже научные степени.

Психология

На сегодняшний день не существует фактов, свидетельствующих, что члены террористических структур имеют психологические патологии. Следовательно, корни терроризма заключены отнюдь не в психологически обусловленных воззрениях какой-то группы экстремистов. Иной парадокс заключается в отношении обществ, порождающих террористов, к подобных людям.

Абсолютно все опросы, проводившиеся в арабских государствах, в которых в последние десятилетия возникло рекордное количество террористических группировок, показывали, что эти общества практически единодушно осуждают теракты. С другой стороны, террористы традиционно пользуются достаточно высокой популярностью (популярность некоторых сравнима с популярностью "звезд" шоу-бизнеса) и не испытывают особых проблем со сбором пожертвований и рекрутированием новых сторонников.

Свобода

Ныне можно считать доказанным, что человек более склонен стать террористом в случае, если он живет в репрессивном обществе, если это общество страдает от бедности, насилия и не имеет возможности оказывать непосредственное влияние на власть. Однако парадокс заключается в том, что подавляющее большинство людей, живущих в подобных странах, не становятся террористами и не оказывают поддержки террористическим структурам.

По данным Альберто Абади\Alberto Abadie из Гарвардского Университета\Harvard University, на возникновение организованного терроризма уровень политической свободы оказывает очень заметное влияние. Парадоксально, что от терроризма более всего страдают не "отличники" и "двоечники", а "троечники" и "хорошисты". Страны со средним уровнем политической свободы чаще встречаются с проявлениями террористической деятельности, чем страны с высоким уровнем свободы, или страны, в которых правят авторитарные или тоталитарные режимы. Кроме того, как показывает опыт Ирака, а до этого России и Испании, переходный период от авторитарного режима к демократии, процессы либерализации, могут сопровождаться ростом террористической активности.

Кэролайн Земке отмечает, что террористы не проявляют особой активности тогда, когда в их обществах ничего не меняется. Они активизируются в трех случаях: когда изменения происходят слишком медленно, когда изменения не оправдывают определенных ожиданий или когда определенные члены общества оказываются неспособными адаптироваться к новым условиям жизни.

География

Альберто Абади также доказывает, что географические факторы, такие, как тропический климат и обилие гор, также имеют большое значение при исследовании возможности возникновения рисков, связанных с терроризмом. В труднодоступных местностях террористам намного легче организовывать свою деятельность, проводить тренировочные занятия, обеспечивать финансирование своих операций, например, за счет производства и транспортировки наркотиков. Неспособность некоторых государств мира бороться с терроризмом часто оправдывается именно труднодоступностью местности, где они базируются – в Афганистане это горы, в Колумбии – тропические леса.

Проживание человека в той или иной стране мира не является фактором риска. Исследовательский центр Nixon Center проанализировал биографии 373-х террористов, которые за период с 1993-го по 2004 год были захвачены или убиты в странах Северной Америке и Западной Европе. При анализе использовались данные только о членах транснациональных террористических структур, которые ведут деятельность, направленную против всего "Запада", а не конкретной страны.

Как показало исследование, на Ближнем Востоке родилось менее половины террористов – остальные появились на свет в США, Канаде или странах Западной Европы. 41% из них имели гражданство стран Европейского Союза или США. 9% террористов были "новыми мусульманами" – как правило, местными жителями, недавно принявшими Ислам. Еще один важный вывод исследования: многие террористы родились или долгое время жили и в государствах (например, в Нидерландах), имеющих давние традиции толерантности и уважения к правам и обычаям этнических и религиозных меньшинств

Влияние Запада

Во многих случаях террористические структуры декларируют, что борются с негативным влиянием Запада, глобализацией, экспортом безнравственности и пр. По мнению Кэролайн Земке, всплеск активности исламистов в мусульманских странах является свидетельством того, что эти государства идут по пути модернизации и постепенно принимают западные ценности. Парадоксально, что эти структуры, декларируют неприятие западного индивидуализма, однако сами по себе используют крайне формы индивидуализма. Более того, их возникновение во многих случаях было бы невозможно без использования опыта западных традиций в сфере религии, философии, политики и технологии.

Косвенным свидетельством этого является Интернет – технология, придуманная в США и приобретшая свои основные черты за счет опыта, прежде всего, жителей стран Запада. В 1998 году террористические организации поддерживали во Всемирной Сети 12 сайтов. Ныне их количество увеличилось, как минимум, до 4.8 тыс. Абсолютно все крупные террористические структуры ныне активно действуют в Интернете. Этот вывод сделал известный исследователь терроризма Габриэл Вейманн\Gabriel Weimann, опубликовавший книгу "Террор в Интернете"\Terror on the Internet: The New Arena, the New Challenges.

Религия

Религиозный терроризм – относительно новый феномен. Усиление религиозных террористических групп пришлось на конец 1980-х годов, когда они перехватили "пальму первенства" у "светских" (маоистов, марксистов, анархистов, нацистов и пр.) террористов и националистов. По оценкам исследовательского центра RAND, проанализировавшего статистику глобального терроризма за период с 1970 по 2003 год, с каждым годом террористы все чаще атакуют гражданские цели.

При этом каждый теракт уносит все больше жертв. В 1970-е годы среднестатистический теракт приводил к гибели или ранениям 4.47 человек. В 1980-е годы – 4.87, в 1990-е – 12.29. "Коэффициент летальности" терактов, совершенных с 2000 по 2003 год, составил 14.49. Увеличение числа убитых и раненых, прежде всего, связано с активизацией "религиозных" террористических структур.

Если в результате теракта, организованного "светскими" террористами, страдало, в среднем, 3.27 человек, то для "религиозных" террористов этот показатель почти в 9 раз выше – 27.05. Еще более разительна разница при оценке числа погибших в результате террористических атак: террористы -"секуляристы", в среднем, убивали 0.92 человека за теракт, "религиозные" террористы – 38.4.

Здесь также существуют парадоксы. Многие анализы биографий известных членов религиозных террористических организаций показали, что эти люди, в подавляющем большинстве, происходят из семей, придерживающихся весьма умеренных религиозных взглядов, и не получали серьезного религиозного образования.

По иронии судьбы, большинство теоретиков современного исламского терроризма, процветающего в арабских государствах, не являются уроженцами Арабского мира. Большей частью они родились и прожили большую часть жизни в иных регионах мира, особенно часто в Пакистане и Индии. В результате, исламисты испытывают проблемы со своей идентичностью: с одной стороны они выступают за единство всех мусульман, с другой – за сохранение национальных религиозных и культурных традиций.

В свою очередь, психологи Университета Мичигана\University of Michigan пришли к выводу, что насилие, санкционированное Богом (то есть, соответствующие заповеди, содержащиеся в сакральных текстах), увеличивают агрессивность, особенно среди искренне верующих последователей данной религии. Если верующие люди постоянно читают священные тексты, уделяя внимание лишь пассажам, прославляющим насилие, и пропуская строки, содержащие призывы к терпимости и миролюбию, то в высокой степени вероятности они будут более склонны прибегать к насилию.

 Washprofile

You may also like...