Эра заказных убийств

 
Минувший год заставил россиян вспомнить о криминальный войнах 90-х, когда заказные убийства происходили чуть ли не каждый день. Изменились только мотивы некоторых преступлений. К жертвам разборок между бизнесменам, мафиози, добавились люди, которые погибли из-за их религиозных, идеологических убеждений, в силу личной неприязни к ним влиятельных кланов на Северном Кавказе, а также в результате действий националистов.

Самые ожесточенные и кровопролитные войны в этом году, безусловно, вели националисты разных мастей. Они организовали настоящую охоту не только за приезжими, но и представителями движений «антифа». В России произошли десятки убийств. Начались они с самого начала года. Только в январе на западе Москвы скинхеды убили троих граждан Узбекистана и дважды напали на выходцев из Средней Азии. Напомним, что именно на территории Западного округа 1 октября 2008 года было совершено изнасилование и убийство 15-летней школьницы Анны Бешновой. По обвинению в данном преступлении был арестован дворник из Узбекистана Фарход Турсунов, которого в июне этого года суд приговорил к 23 годам колонии.

А 19 января в столице было совершено одно из самых громких преступлений националистов. На улице Покровка человек в маске расстрелял из пистолета адвоката Станислава Маркелова и журналиста «Новой газеты» Анастасию Бабурову. В ноябре по обвинению в этом преступлении были задержаны члены различных националистических организаций — 29-летний Никита Тихонова и его 24-летняя подруга Евгения Хасис. Выяснилось, что еще в 2006 году Тихонов подозревался в убийстве антифашиста Александра Рюхина, которого зарезали националисты у станции метро «Домодедовская». Адвокат Станислав Маркелов представлял интересы семьи Рюхиных, добивался от правоохранительных органов, чтобы все виновные в его смерти понесли наказание, а также неоднократно во время пресс-конференций называл фамилии подозреваемых в преступлении, в том числе Тихонова.

Стоит отметить, что спецслужбы в этом году постоянно задерживали участников различных националистических группировок, ранее арестованным скинхедам выносились суровые приговоры, но преступлений, совершенных на почве национальной вражды, меньше не становилось. Почти каждую неделю в Москве и других регионах России от рук националистов гибли приезжие. Также в число жертв скинхедов попадали и их идейные противника. Так, в ноябре этого года в Москве был застрелен один из лидеров движения «антифа» Иван Хуторской (Костолом). Это преступление пока не раскрыто.

Впрочем, националисты оказались и среди самих приезжих, проживающих в Москве. В октябре этого года был вынесен приговор по делу «Черных ястребов» — группы молодых людей, выходцев с Кавказа, которые нападали на подростков, заподозренных в причастности к националистическим группировкам. Они получили от 4 до 7 лет тюрьмы.

Жертвой своих взглядов и убеждений стал и настоятель столичного храма Святого апостола Фомы на Кантемировской, известный миссионер, иерей Даниил Сысоев. 11 октября злоумышленник открыл огонь, когда Сысоев готовился исповедовать прихожан. Ранение также получил регент Владимир Стрельбицкий. На днях ответственность за это громкое преступление в сообщении, размещенном на одном из сайтов, взяли на себя исламские экстремисты. В заявление они утверждают, что убийство совершил «один из наших братьев», а связано оно с тем, что Сысоев «продолжал свою борьбу против религии Аллаха». После произошедшего, говорится в заявлении, убийца уехал на «территорию имарата Кавказ».

Именно на Северный Кавказ ведут следы других громких преступлений, начавшихся еще в конце прошлого года. 25 сентября 2008 года в Москве был застрелен Герой России, экс-депутат Госдумы Руслан Ямадаев; в ночь с 4 на 5 февраля 2009 года у подъезда дома №21 по улице Крылатские холмы тремя выстрелами в голову преступник убил бывшего вице-мэра Грозного Гилани Шепиева; 11 марта киллеры из машины открыли огонь по председателю правления «Конверс-Банка» Александру Антонову; 28 марта в Дубае было совершено нападение на экс-командира батальона «Восток», Героя России Сулима Ямадаева; в июле в Подмосковье собственный телохранитель пытался выстрелить из пистолета для бесшумной стрельбы в Ису Ямадаева.

Исполнители всех этих преступлений были в 2009 году задержаны, а вот «заказчики» в материалах российских следователей до сих пор значатся как «неустановленные лица». Хотя в уголовных делах фигурируют факты, что и у Ямадаевых, и у Антонова были серьезны разногласия с видными деятелями Чеченской республики. Шепиев же был устранен как ненужный свидетель. Только власти ОАЭ, далекие от российских политических раскладов, прямиком объявили в международный розыск за нападение на Сулима Ямадаева Адама Делимханова — депутата Госдумы, названного брата президента Чечни Рамзана Кадырова.

Не менее кровавая война развернулась и внутри мафиозного мира. Началась она, когда встал вопрос о том, кто будет управлять криминальной и бизнес империями «вора в законе» Захария Калашова (Шакро Молодой), арестованного в Испании. «Законник» Аслан Усоян (Дед Хасан) решил, что временным управляющим должен быть мафиози Лаша Шушанашвили (Лаша Руставский). Но такой поворот событий не устроил другой криминальный клан, руководимый Тариелом Ониани. Началась борьба, в которой легенда криминального мира, «вор в законе» Япончик поддержал Деда Хасана.

А 17 ноября 2008 года прозвучали первые выстрелы. В 11:15 двое неизвестных в черных матерчатых масках у дома 22 корпус 3 по Веерной улице открыли огонь по Гела Церцвадзе, ближайшему сподвижнику Ониани. Он получил ранения в грудь, живот и левое бедро, но выжил.

Уже в это году от рук киллеров погибли два «вора в законе», тесно связанных с Усояном – в феврале в Москве был расстрелян Алик Миноян, известный как Алик Сочинский, а в мае неизвестные расправились в столице с Андреем Голубевым (Скиф). 29 июля в столице было совершено покушение на Вячеслава Иванькова. «Вор в законе» приехал в ресторан «Тайский слон», расположенный на Хорошевском шоссе. После ужина он в сопровождении нескольких человек вышел на улицу. В этот момент раздался выстрел (злоумышленник вел огонь из снайперской винтовки с оптическим прицелом), пуля попала Япончику в живот, он упал на землю.

Почти сразу его отвезли в Боткинскую больницу. Иванькову было сделано несколько операций, но в ночь на 9 октября он скончался. Пока еще Япончик был жив, 36 «воров в законе» вынесли за покушение смертный приговор Тариелу Ониани. Однако, по информации «Росбалта», после смерти Иванькова мафиози решили отложить боевые действия друг против друга на «неопределенный срок».

От рук киллера в этом году в столице погиб и хороший знакомый Япончика Шабтай Калманович — бывший советский разведчик, крупный предприниматель и спортивный менеджер, среди деловых партнеров которого был и Иосиф Кобзон. 2 ноября примерно в 16.50 бизнесмен ехал в Mercedes S-500 в сопровождении своего помощника Петра Туманова, находившегося за рулем иномарки.

Когда машина проезжала в районе районе Краснопресненской набережной, рядом с ней со стороны переднего пассажирского сиденья, на котором и находился Калманович, притормозила «Лада Приора», из которой киллеры открыли огонь из автоматического оружия по своей жертве. Выпустив в бизнесмена более 20 пуль, они скрылись. Это убийство пока не раскрыто, а версий у оперативников по-прежнему много. Известно, что у Калмновича были конфликты и с представителями русской мафии, проживавшими в США, с лидерами этнических группировок из-за столичных рынков и одной гостиницы.

Подобной волне криминала должны были противостоять органы внутренних дел. Но их представители также часто оказываются участниками громких убийств. 27 апреля начальник столичного ОВД «Царицыно» майор Денис Евсюков безо всяких причин достал пистолет и начал стрелять по первым попавшимся ему людям. Два человека были убиты, семеро получили ранения.

Сейчас над Евсюковым идет суд, но его фамилия уже стала нарицательной, как символ всего криминального, что происходит в милиции. Отмыться от этого штампа, силовикам, похоже, не удастся еще долго. Вряд ли этому поможет даже реформа МВД РФ, объявленная президентом Дмитрием Медведевым.

Юрий Вершов, Росбалт 

You may also like...