Все ли захотят бороться с Армагеддоном?

Одно из важных решений, которые человечеству придется принимать в 2010 г., заключается в том, стоит ли поддержать идею главы российского космического агентства «Роскосмос» Анатолия Перминова о запуске беспилотного аппарата для изменения траектории крупного астероида, который может столкнуться с Землей после 2030 г. 

Уже в ближайшем будущем при обсуждении вариантов упреждения глобальных угроз — например, падения астероида — в цивилизованном мире могут возникнуть неразрешимые проблемы.

Астероид Апофис, диаметр которого составляет более 360 метров, в десятки раз крупнее тунгусского космического объекта (предположительно, метеорита или кометы), который столетие назад опустошил обширную территорию в Восточной Сибири. Насколько удалось установить, мощность взрыва того объекта 30 июня 1908 г. сравнима с мощностью ядерного оружия. Он повалил 80 миллионов деревьев на площади 2000 квадратных километров.

По данным НАСА, если Апофис столкнется с Землей, он может высвободить в 100 000 раз больше энергии, чем Тунгусский метеорит. Тысячи квадратных километров могут быть опустошены взрывом, а вся остальная Земля также пострадает от потери солнечного света и от других последствий выброса пыли в атмосферу. Такой масштаб угрозы объясняет, почему один российский аналитик назвал Апофис «космическим террористом».

По расчетам на сегодняшний день, Апофис, который был обнаружен в 2004 г., несколько раз пройдет вблизи Земли в период с 2029 по 2036 г. В октябре 2009 г. специалисты по слежению за околоземными объектами Стив Чесли и Пол Чодас из лаборатории реактивных двигателей НАСА в Пасадене, штат Калифорния, рассчитали, что вероятность столкновения Апофиса с Землей в 2036 г. составляет примерно 1 к 233 000, то есть меньше, чем оценивалось раньше.

Но их прогноз о том, что в 2029 г. этот астероид приблизится к нашей планете на расстояние в 30 000 км (ближе, чем некоторые спутники связи на геостационарной орбите и чем Луна) удовлетворит скорее астрономов, чем экспертов по международной безопасности. В ближайшие пару десятков лет какая-нибудь неизвестная комета или другой космический объект могут пролететь достаточно близко к астероиду, чтобы изменить его предполагаемую траекторию — возможно, таким образом, что он направится к Земле.

По словам Перминова, «Роскосмос» рассматривает не попытки уничтожения астероида, а скорее использование законов физики для изменения его траектории. Если руководство «Роскосмоса» решит действовать, сказал он, оно будет работать вместе с экспертами из Европы, Соединенных Штатов, Китая и других космических держав в выработке наилучшего варианта.
Ученые предлагают разные способы отвода астероида от Земли. Некоторые предложили разместить вблизи него крупный объект для изменения его траектории посредством взаимного гравитационного притяжения. Другой вариант — использовать зеркала, свет или красители разных цветов, чтобы изменить поглощение тепла поверхностью астероида. Это также может сдвинуть его направление. Установка на астероиде «солнечных парусов» может привести к тому, что солнечные частицы направят его по иному курсу. Другие предлагают протаранить астероид космическим летательным аппаратом или другим объектом для изменения инерции его движения.

Некоторые ученые и многие писатели-фантасты строят сценарии разрушения или повреждения движущихся к Земле астероида, кометы, метеорита или космического корабля пришельцев с помощью ядерного удара. Договор о космическом пространстве запрещает установку ядерного оружия на орбитальных объектах, небесных телах и размещение «подобного вооружения в космическом пространстве любым другим способом». Но его можно интерпретировать и так, чтобы допустить разовое применение ядерного заряда. В договор можно внести поправки или страны, решившие «атаковать» астероид, могут на время выйти из договора, уведомив других о своем решении за год.

Проблема более практического свойства в том, что мощности ядерного взрыва может не хватить. Даже если взрывом ядерной боеголовки астероид расколется на множество мелких частей, они могут успеть воссоединиться, образовав новый крупный объект. Кроме того, в космическом аппарате, несущем это оружие, может возникнуть неисправность, и ядерная боеголовка упадет (или даже взорвется) где-нибудь на Земле.

Самым безопасным может быть вариант испытания нескольких технологий на ближайших астероидах до их применения против Апофиса, когда тот приблизится к Земле. К сожалению, «атака» на астероид оценивается в миллиарды долларов. Особенно учитывая, что, скорее всего, понадобится множество космических запусков, чтобы обеспечить выполнение миссии за заданное число попыток.

Здесь встает вопрос о том, кто должен оплачивать такую миссию, и, что еще важнее, кто может разрешить ее. Эти проблемы мирового управления также касаются и других глобальных угроз существованию человечества, таких как изменение климата.

В 2008 г. в своем докладе космические эксперты призвали Совет Безопасности ООН принять окончательное решение о том, как реагировать на потенциальные угрозы от околоземных объектов. Совет Безопасности обычно голосует по проблемам, угрожающим международному миру и безопасности, но такой метод позволил бы лишь правительствам немногих стран решать судьбу Земли. Перминов тоже, очевидно, полагает, что только страны с крупными действующими космическими программами могут участвовать в принятии решения по астероиду Апофис.

Поскольку столкновение с астероидом может (подобно глобальному изменению климата) коснуться всего человечества, возможно, все должны иметь какой-то голос в принятии решения? Может быть, всем странам следует проголосовать на Генеральной Ассамблее ООН о том, что нужно предпринять? Победит вариант, получивший больше голосов (возможно оговорить необходимые минимальные условия, например, какое большинство должен набрать альтернативный вариант, чтобы победить, или на сколько голосов он должен превзойти следующий за ним). Другим вариантом мог бы стать всемирный референдум, когда каждый взрослый землянин прямым голосованием выбрал бы предпочитаемый метод.

Может возникнуть интересная ситуация, если некоторые страны решат действовать, а другие — нет. Будет ли у России или у коалиции желающих стран право попытки изменить орбиту астероида Апофис без одобрения других государств? Каковы права и ответственность ученых и правительств, которые считают, что риск гораздо серьезнее, чем полагают их коллеги из других стран? Запрещено ли им действовать без единогласного одобрения?

Предложение Перминова подняло важные вопросы, как научные, так и политические. Пора начинать поиск ответов на них, какую бы угрозу ни представлял астероид Апофис.

Ричард Вейц , «Новая газета» и Project Syndicate  

You may also like...