Поля страха: работорговля в сердце Европы

Посетители дорогих ресторанов Берлина и Амстердама за поедением свежей спаржи с полей Чешской Республики вряд ли представляют, что их любимое блюдо находится на столе благодаря адской работе современных рабов. Мужчин и женщин из бедных стран, которых заманили лживыми обещаниями, удерживали в плену, били и угрожали оружием… 

Чешская и Румынская полиции обнаружили, что как минимум 300 румын попали в сети работорговцев в 2007, 2008 и 2009 гг. Дальнейшее расследование показало, что болгарские цыгане, украинцы и молдаване тоже работали там, и работали без оплаты.

Чешская полиция потратила два года на подготовку специальной операции по нейтрализации организованной преступной сети, занимающейся торговлей людьми.

Расследованием установлено, что жертв вербовали украинские и румынские агенты, лидеры «бригад», обещая им хорошую зарплату, жилье и питание. При этом большинство опрошенных жертв опознало человека, который заманил их в ловушку. Им оказался Василий Бентс, украинский владелец чешской компании по подбору и сопровождению персонала Bear Loging. Полиция арестовала Бентса в феврале 2009 года.

Также стало известно, что компания Бентса Bear Loging искала работников для компании BSK, занимающейся поставками спаржи и других овощей. Однако глава последней Вилл Тьювен заявил, что он узнал об условиях работы наемных рабочих только после ареста Бентса.

Никакой зарплаты, только побои

Карина Раховену стоит перед домом своих приемных родителей в селе Прахова в южной Румынии. Ей 20 лет. В одной руке она держит малыша, пока двое других детей бегают вокруг нее. Она с детьми живет в одной комнате, в доме, построенном из глины и соломы.

Весной 2008 года Карина, после долгих попыток найти работу и заработать денег на родине, приняла решение поехать на заработки на спаржевые поля в Чешскую Республику, где уже работали ее муж и сводные братья. Ее завербовал работник сети, который занимается поиском рабочих в Румынии. Позже выяснилось, что этот агент принадлежит к южно-румынской сети Василия Бентса.

Карину и других завербованных рабочих на автобусе отвезли в Прагу, а там их встретили люди украинского происхождения и отвезли на поля.

«Когда я туда приехала, я увидела своего мужа и братьев не в лучшем виде. Их избивали и морили голодом, – вспоминает Карина. – Мне пришлось работать даже по воскресеньям, а если я отказывалась, мне угрожали побоями».

Карина говорит, что они работали на полях под надзором украинцев, которые избивали каждого, кто отваживался спросить об обещанной зарплате или начинал протестовать против условий работы.

Около 400 мужчин и женщин после изнурительного труда на полях отвозили на их место жительства – строительные площадки или скотобойни.

Один из сводных братьев Карины был уверен, что у него на руках настоящий контракт с работодателем, хотя и на чешском языке. Позже выяснилось, что ему выдали ничего не стоящий кусок бумаги – старую лицензию на аренду гаража.

Через два месяца безоплатной работы под надзором вооруженной охраны Карина поняла, что она не получит денег никогда, и начала протестовать. Однако тут же получила угрозу, что ее перепродадут сутенерам в Прагу в качестве проститутки. Летом 2008 года ей, ее мужу и брату удалось бежать…

50-летний Костица Хириак из села Горбанешти в северной Румынии рассказывает похожую историю. Он тоже стал невольником и совершил побег с полей (которые обрабатывает та самая компания BSK) после нескольких ужасных месяцев безоплатной работы.

Вместе с дочерью он работал на полях с мая по июль 2008 года. Когда он дошел до полного отчаяния, – решил бежать. Они бежали с дочерью 6 часов, преодолев путь в 45 километров. «Страх помогал мне бежать, – рассказал Костица. – Мы с дочерью работали бесплатно на протяжении трех месяцев, ели только хлеб и вареные сливы. Они били нас, заставляя работать быстрее. Мы едва могли спать в общежитии из-за порезов и синяков».

Больше всего он боялся за свою 16-летнюю дочь, которую украинский мастер заставил спать в одной кровати с китайским рабочим. Охрана сказала, что она должна выйти замуж за китайца, чтобы тот получил румынское гражданство и паспорт ЕС (вероятно, китаец за это был готов заплатить охране).

Костицу и его дочь заманил в Чехию один из родственников, который познакомил их с мужчиной, позже обвиненным в сотрудничестве с преступной сетью Бентса. По словам Хириака, позже выяснилось, что вербовщик получил по 150-200 евро за каждого отправленного в Прагу работника.

Некоторые работники пытались связаться с румынскими дипломатами в Праге. Сотрудник румынского консульства Юлиан Георгий рассказывает о звонке в посольство в марте 2007 года от мужчины, работавшего на спаржевых полях. Звонивший сообщил об ужасных условиях труда, об истязаниях со стороны охраны, но не смог объяснить местонахождение фермы и сообщить данные о ее владельце.

Он только знал, что ферма находилась недалеко от Праги, возле окрашенной стены. Консульство связалось с чешской полицией, и там дипломатам рассказали о возможных способах бегства, чтобы те сообщили его рабочим. По этой схеме с этой фермы вскоре сбежало от украинской охраны 67 румын (несмотря на оставшиеся у «рабовладельцев» документы). После этого побеги стали происходить почти каждую неделю. Люди приходили в посольство и рассказывали о происходивших на ферме вещах. Потом за дело взялась чешская полиция, которая нагрянула на ферму и освободила последних 36 человек.

Для полиции в данном случае проблемой стало то, что иностранные работники просто боялись идти в полицию. Украинцы и молдаване вообще не имели права находиться в ЕС, а у румын не было разрешения на работу в Чехии. Во всяком случае, именно этим объяснил медлительность полиции офицер чешской полиции Давид Родр, отвечающий за связи с Румынией, Молдовой, Болгарией и Украиной. Он, также оправдывался тем, что жертвы не предоставляли полиции достаточное количество информации и данных, поэтому полиция не могла идентифицировать их. «Как мы могли помочь жертвам, если они даже не говорят на чешском языке?», – сказал Родр.

Прокуроры и полицейские из Дирекции по исследованию организованной преступности и терроризма (DIICOT), которая является частью румынского офиса Генеральной прокуратуры, начали расследование дела о сетях вербовщиков в марте 2007 г. Начали с мониторинга двух сетей, находящихся в северной и южной Румынии.

Боссом обеих сетей оказался Бентс. 31-летний гражданин Украины, проживающий в Чехии. Два его помощника тоже оказались украинцами – 37-летний Владимир Дубленых и 25-летний Михаил Заватский. (Последние были арестованы в феврале 2009 года в небольшом городке в 50 км от Праги. Их обвинили в торговле людьми и создании организованной преступной группировки.).

Свою компанию по поиску персонала Bear Loging CZ s.r.o Бентс основал в 2003 г., согласно Регистру чешских компаний. Помимо этой компании, был создан ряд фирм, связанных между собой.

Штаб-квартира Bear Loging была расположены на девятом этаже арендованной квартиры в городе Мельник, на улице Св.Спортовни 2723. В компании числилось пять сотрудников. Сейчас там пусто, только металлический почтовый ящик с надписью Bear Loging напоминает о существовании компании.

Южная и северная сети

В южной части Румынии, в графстве Прахова, около 20 жертв рассказали, что в 2008 г. приехали какие-то люди, которые начали вербовать безработных, готовых ехать на заработки за границу.

В сентябре 2008 года был арестован главарь южной сети, 38-летний Габриель Нита, владелец двух румынских компаний. Следствие по его делу все еще идет, однако самого Ниту освободили из-под стражи в середине декабря 2009 года.

Его адвокат Ионут Матеску говорит, что его клиент был всего лишь наемным работником чешской компании и водил автобус из Бухареста в Прагу, который перевозил рабочих. «У прокурора нет достаточного количества свидетельских показаний – только 36 заявлений жертв, которых не хватает, чтобы вынести приговор», – говорит адвокат.

Всего румынские прокуроры идентифицировали 50 жертв южной сети, среди них двое молодых людей в возрасте 16 и 17 лет.

В северной, бедной части Румынии, в графстве Ботосани, десять опрошенных жертв говорят, что их вербовал Лоренти Дранга. Этот 46-летний мужчина из города Ботосани был арестован в Румынии в марте 2009 года как глава северной сети. Его обвинили в продаже Бентсу 120 человек. Дрангу также освободили из-под стражи на время ведения следствия, после чего ни его самого, ни его адвокатов найти не могут.

Список от румынских прокуроров по этому делу также содержит имя Нурди Антаева (по документам –украинца) как еще одного члена северной сети. Это имя также «всплыло» во время разговора в одном из баров Тирасполя (Приднестровье), где мы интервьюировали четырех рабочих, также попавших в «чешскую ловушку».

Эти люди рассказали, как их привезли на работу на спаржевые поля, при этом они не знали ни местности, где находятся эти поля, ни названия фирмы-работодателя. Естественно, с оплатой их обманули так же, как и всех остальных. А завербовал их Антаев и некая Оксана Голубева, на вид примерно 50 лет. После вербовки рабочих отправили в Одессу, к брату Голубевой, а позже переправили в Чешскую Республику.

Властям Приднестровья и Молдовы имена указанных работорговцев не известны. В Одессе мы их тоже не нашли, однако нам удалось найти брата Голубевой. Но когда мы его спросили о бизнесе сестры, он просто захлопнул дверь и угрожал вернуться с дробовиком.

Мы не знали, что будет дальше

Когда мы посетили спаржевые поля BSK в мае 2009 года, они выглядели пустынными. Мы нашли только охранника. К сожалению, не удалось найти агронома BSK Михаила Цервенка, который в свое время дал несколько интервью об экспорте BSK на рынки Германии и Голландиии о поставках в супермаркеты Tesco в Чехии. В 2006 г. он рассказал чешскому сельскохозяйственному сайту о том, что все рабочие в BSK, а это почти 200 человек, иностранцы, в большинстве своем из Восточной Европы,а вот сбор урожая координирует голландский специалист.

Мы попросили охранника связать нас с Михаилом Цервенка, но после нескольких телефонных звонков тот сообщил, что абонент не доступен. Номер телефона агронома охранник не дал.

Следующую остановку мы сделали в штаб-квартире компании Procint, которая владеет BSK, на улице Зандберг в Хельдене, в юго-восточной Голландии. Однако в доме №15 никакой вывески с логотипом не наблюдалось. Вместо нее присутствовал торговый знак компании Teboza Holding B.V.Владельцем обеих компаний является упоминавшийся в начале Вилл Тьювен. Обе компании – крупные поставщики спаржи.

Интересно, что веб-сайт Teboza гордо сообщает, что компания выиграла the Prix d’Sparanghel в 2006 г., и что среди ее клиентов – дорогие рестораны в Маастрайте, Роттердаме и Ваалре, а также пятизвездочные отели в Амстердаме. Кроме того, Teboza спонсирует две голландские футбольные команды.

Мы не застали Тьювена во время визита в Хелден. Позже он ответил на наши вопросы о чешской ситуации по электронной почте. «Наша компания создавала условия для наших работников с тем, чтобы они работали с удовольствием и им хотелось бы возвращаться к нам в последующие годы», – написал он по поводу рабочей силы из Восточной Европы.

На вопрос о Бентсе и Дубленых, арестованных в Чешской Республике за торговлю людьми, Тьювена ответил, что они посещали BSK и предлагали услуги компании Bear Loging. «Я никогда не встречал этих джентльменов лично», – написал Тьювен. И добавил, что его компания никогда не имела прямых контактов с работниками, которые заключали контракты с Bear Loging. «Наша политика- не вмешиваться во внутренние дела партнеров, – сообщил он. – Bear Loging готовил жилье и средства для работников, а чешский менеджер BSK был только «интерфейсом»в отношениях с Бентсом».

После ареста двух украинцев BSK разорвала связи с Bear Loging. «Мы узнали об этих ужасных вещах только после того, как полиция начала расследование. Мы предоставили все факты полицейским», – пишет Тьювен.

…Бывшие работники спаржевых полей не получили никакой компенсации за то, что они пережили. Хириак пробует восстановить прежнюю жизнь. Но ему пришлось продать всех своих коз, чтобы оплатить дорогу до Чехии, так что в ближайшее время ему будет очень нелегко. Тем не менее, он говорит: «Я больше никогда не оставлю свой дом. Я не буду больше работать за границей.То, что случилось там, для меня более чем достаточно. Я только надеюсь, что моя дочь сможет пережить этот кошмар».

«Возможно, там кто-нибудь есть, – сказал он в конце разговора, указывая на небо. – Кто осудит их».

Эта статья опубликована при поддержке Европейского Фонда Исследовательской Журналистики (www.journalismfund.eu.)

Исследование сделано при поддержке Scoop.

Источник: http://i-scoop.org/

МАИР

You may also like...