Пока процветает черный рынок орденов и медалей, насилия над участниками войны не остановить

Московские власти предложили ветеранам передавать свои боевые награды на хранение в Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Цель – обеспечить охрану орденам и медалям, которые как магнитом притягивают грабителей. Причем активизировались эти бандиты именно в канун 65-летия Победы, когда оживился черный рынок боевых наград. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, ради наживы в нашей стране каждый месяц убивают несколько ветеранов. 

При этом статистика преступлений против стариков не ведется. В милиции уверяют, что сбыть краденые награды сложно, поскольку скупщики якобы находятся под наблюдением правоохранителей. Однако наши корреспонденты убедились, что и продать, и купить награды можно очень легко.

В конце февраля в Красноярском крае милиционеры задержали трех молодых людей, которые пытали ветерана войны Михаила Степанова. Они хотели, чтобы он отдал ордена, медали, деньги. К счастью, пожилой человек остался жив. Босиком, раздетый, весь в крови, он добежал до дома своей дочери за помощью. Преступление раскрыли быстро, и через двое суток и.о. начальника ОВД по Ужурскому району вручал ветерану найденные боевые награды, а в отношении грабителей возбуждено уголовное дело по статье 162 УК РФ «Разбой». Им грозит до 12 лет лишения свободы.

Ветераны Великой Отечественной войны физически слабы и часто живут в одиночестве. Криминальная хроника милицейских подразделений каждый день информирует о новых грабежах и убийствах пожилых людей. Поражает, с каким цинизмом орудуют юные воры. Вот лишь некоторые преступления против ветеранов за 2009 год…

Волгоградская область, март. Убита вдова ветерана, похищены его боевые ордена и медали. Убийство совершил дальний родственник, чтобы завладеть ценностями. Иркутская область, май. Трое преступников, один из которых несовершеннолетний, убили ветерана и похитили его награды. Тот же месяц, Владивосток. Ветеран задушен. Осуждены трое преступников 20–27 лет. Ноябрь, и снова Иркутская область: грабитель исколол ножом ветерана, украл медаль и пять тыс. рублей. Это похоже на фронтовую сводку. Каждый месяц по всей России ради денег и медалей убивают несколько ветеранов войны.

Число ограбленных ветеранов в милиции назвать не могут, поскольку статистика классифицирует преступления только по статьям, но не по ворованным предметам и возрасту жертв. И случаи избитых и обворованных пожилых людей тонут в общем потоке преступлений по статьям «грабеж», «разбой» и «кража». «Целый китель наград у ветерана воруют крайне редко.

Гораздо чаще преступник забирает награды вместе с деньгами и другими ценностями и сам не знает, как их потом продать. Вот такие грабители задерживаются регулярно, – говорит «НИ» начальник пресс-группы уголовного розыска Москвы, майор милиции Алексей Вахромеев. – Молодые преступники насмотрелись телевизора и решили легко заработать. Но если вы владеете ценной вещью и хотите ее незаконно сбыть, вас поймают очень легко. А у опытного преступника уже есть покупатель и цена. У нас были очень подкованные «товарищи», которые специально изучали историческую литературу».

Продажа государственных наград РФ, СССР и РСФСР в России запрещена. В свободной торговле могут появляться только награды Российской империи. Продавцов и покупателей, реализующих сбыт наград Великой Отечественной, накажут по статье 324 УК РФ «приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград». Им грозит штраф до 80 тыс. рублей или в размере шестимесячной зарплаты. Либо исправительные работы до года. Либо арест до трех месяцев. Но эти меры не останавливают коллекционеров.

«Две недели назад мы задержали преступника, укравшего медали. Когда эту информацию сообщили СМИ, скупщик, который купил награды и не знал, что они ворованные, сам принес их в милицию, – рассказывает «НИ» начальник управления информации ГУВД по Московской области Евгений Гильдеев. – В конце 90-х народ очень пылко шел на такие преступления, сейчас их значительно меньше, потому что реализовать краденое сложнее, и оно, скорее всего, окажется дешевым. Ведь все дорогие медали либо в частных серьезных коллекциях, либо в музеях. Места скупок находятся под прикрытием сотрудников милиции, чтобы на черный рынок не попадали ворованные предметы».

Купля-продажа орденов советского времени в России вне закона

Но оказывается, что любой человек спокойно может узнать точки, где сбываются награды, познакомиться со скупщиком и договориться о встрече. На этих рынках человека, покупающего медали, знают все. В Вернисаже на станции метро «Партизанская» в Москве покупкой ценностей занимается некий Сергей (здесь и далее имена торговцев изменены. – «НИ»). Он тут же спрашивает, что я хочу продать, потом требует показать товар. Ордена Ленина у меня на руках нет, и он начинает подробно расспрашивать: «А паспорт на него есть? А монетный двор какой: ленинградский или московский?».

Сергея интересует все: и форма (цельный или сложенный), и общий внешний вид – винтовой или на подвеске. Получив ответ на некоторые вопросы, он подзывает друга Колю. Коля допрашивает с еще большим пристрастием. Минут через 10 он все-таки признается, что за орден Ленина на подвеске и с паспортом можно получить до 30 тыс. рублей. Но уточняет, что надо еще и внешний вид, сохранность оценить. «Будь товар у вас с собой, сейчас бы позвонили, покупатели быстро бы подъехали, там и о цене договорились бы», – говорит он. И предупреждает: «О таких делах говорить надо тихо, все-таки это статья – как для продавца, так и для покупателя».

Другой рынок располагается у магазина «Нумизмат» на Таганке. Толпу мужчин у лотков, продающих значки и монеты, видно издалека: «Монетки не интересуют? Купить, продать?», – вопрошают они прохожих. На предложение продать орден Ленина скупщик внимательно осматривает покупателя и требует обязательно показать товар, не желая без товара даже называть цену. В это время мимо проходят милиционеры в форме, оглядывая толпу. Видимо, они сюда еще вернутся, но уже в штатском.

На форумах в Интернете можно купить орден Красной Звезды (от 800 рублей до 2,5 тыс. долларов, если он 1940 года), орден Отечественной войны (первой степени – за 150 долларов, второй – за 30 долларов). Популярными среди «сетевых» фалеристов являются медали «За боевые заслуги» (от трех до 150 долларов в зависимости от состояния и года), ордена Славы второй (до 2200 долларов) и третьей степени (четыре тыс. рублей).

Юбилейные ордена и медали ценятся мало, например, юбилейный орден Отечественной войны стоит 10 долларов. Из дорогих наград можно найти орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Октябрьской Революции, орден «Мать-героиня». Цену за них предлагают от 500 долларов до трех тысяч в зависимости от внешнего вида и номера награды. Редкие ордена, как, например, полководческие (Хмельницкого, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова), стоят целое состояние – до 30 тыс. долларов. Стоимость Звезды Героя Советского Союза доходит до 10 тыс. долларов, но и ее можно найти в Сети.

Наш корреспондент связалась с несколькими интернет-продавцами. Никто из них не знает о реальной стоимости «доставшихся» им наград, а ответ на вопрос «откуда медали» – очень путанный. Михаил хочет продать орден Красной Звезды 1943 года, надеется получить за него две тыс. рублей. Откуда у него награда, ответил уклончиво: «Ну, досталась…». Иван хочет продать орден «Знак Почета» (на рынке около двух тыс. рублей), стоимость не знает, документов на орден нет, но обещал достать, потому что награду, по его словам, подарила знакомая женщина. Остальные продавцы ссылались на дедушек и дядей, от которых им перешли медали. Некто Дмитрий хочет продать сразу 15 наград.

Бороться с таким обилием нелегального, зачастую ворованного товара власти хотят, как это бывает часто, не хирургическим, а терапевтическим методом. Вчера в правительстве Москвы сообщили, что с руководством Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе заключена особая договоренность. Теперь столичные ветераны смогут передавать свои награды на временное хранение в музей, дабы их не ограбили во время отпуска или пребывания на лечении. Тема сохранности наград актуальна как никогда: сообщения о мошенниках появляются уже даже в блогах.

Например, под заголовком: «Охота на стариков». «Мой тесть, ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, уехал сегодня в ведомственную военную поликлинику. Когда его еще не было дома, в домофон его квартиры, где оставалась теща, позвонили. На вопрос: «Кто?» в ответ спрашивают: «Это квартира такого-то»? И называют ФИО тестя. Мы из поликлиники, приехали его госпитализировать». У подъезда не было ни машины, ни санитаров с носилками. Теща связалась с районной поликлиникой, где сказали, что никто и никогда таким образом госпитализировать не ездит», – пишет в «Живом Журнале» зять ветерана под ником Палыч.

Наслушавшись тревожных новостей, пожилые люди становятся очень бдительными. «Когда мы с ребятами ходили поздравлять ветеранов 23 февраля, некоторые из них боялись открывать нам дверь, и мы оставляли поздравительные открытки на пороге», – рассказывает «НИ» Руслан Хвостов, представитель одного из молодежных общественных движений Подмосковья. По словам Руслана, нашлась предприимчивая старушка, которая запросила визитку молодого человека и звонила по ней проверять его честность.

Алеся Лонская, Анастасия Александрова, Юлия Соловьева, Татьяна Носова, НИ

You may also like...