«Косящие» от армии: «черная метка» для израильских уклонистов

В Израиле желающих «откосить» от армии не много. Но последние пять лет количество уклонистов непрерывно и резко росло. Почему израильские ультраортодоксы не хотят защищать «неправильное» государство. 

На фото: служба одинакова для всех, независимо от религиозных взглядов. Фото Виктора Литовкина

В моей памяти навсегда останется встреча с младшим лейтенантом ЦАХАЛа Йохананом Коэном, выступавшим перед призывниками в одном из здешних молодежных клубов. Йоханан – инвалид-колясочник. Он родился с детским церебральным параличом (ДЦП). Немало ему пришлось обить порогов, чтобы добиться армейского призыва.

Младший лейтенант Йоханан Коэн более года прослужил в группе интеллектуальной разведки, а в настоящее время продолжает службу в подразделении образования и молодежи. Для Даны Козловской, передвигающейся с помощью «ходунков», и Таль Фортек, страдающей ДЦП, пример Коэна послужил образцом патриотизма, непокоренности обстоятельствам и силы человеческого духа. И Козловская, и Фортек тоже смогли стать военнослужащими ЦАХАЛа. В Израиле желающих «откосить» от армии немного.

Но последние пять лет количество уклонистов непрерывно и резко росло. Только в 2008 году этот процесс удалось приостановить, а в 2009 году он даже пошел на спад.

МОТИВАЦИЯ «КОСЯЩИХ»

В еврейском государстве уклонист уклонисту рознь. Мотивация «косящих» от армии весьма различна. Самую значительную группу составляют вполне здоровые молодые люди призывного возраста, которые «косят» на вполне законных основаниях. Дело в том, что, согласно договоренностям, заключенным между иудейскими ультраортодоксами и правительственными структурами на заре воссоздания еврейского государства в 1948 году, большинство учащихся ультраортодоксальных йешив (иудейских религиозных учебных заведений) освобождаются от армейской службы.

Этот договор называют «Торато-омануто» (в переводе с иврита «Тора – его ремесло»). Имеется в виду, что ультраортодоксальные йешивы готовят служителей культа – раввинов. Но и в ЦАХАЛе служат раввины. Правда, не ультраортодоксальные. Ультраортодоксы не признают Израиль, созданный в основным светскими сионистами, еврейским государством. Хотя пользуются государственным здравоохранением и социальными институтами.

Нельзя не упомянуть и иудейскую религиозную секту «Нетурей карта» (в переводе с арамейского – «Защитники стены») – совершенно маргинальное движение, состоящее всего из нескольких десятков семей, приверженцы которого выступают за немедленный демонтаж светского Израиля.

Представители «Нетурей карта» отказываются получать израильские паспорта. Большинство из них обладают американским, британским и южноафриканским гражданством. Об их службе в ЦАХАЛе и речи нет. Неудивительно, что «Нетурей карта» именуют «еврейской гвардией Ахмадинежада», нынешнего президента Ирана.

В большинстве подразделений ЦАХАЛа выдерживается кашрут, за соблюдением которого следит Военный раввинат. Таким образом, в плане питания претензий к армии у ультраортодоксов быть не может. Но в ЦАХАЛ наряду с юношами призываются и незамужние девушки, а с их присутствием ультраортодоксы смириться никак не могут.

ВЯЗАНЫЕ КИПЫ

Ультраортодоксов из-за их неизменных темных костюмов и черных шляп нередко называют «шхорим» («черные»). Но «шхорим» ни в коем случае нельзя путать с «просто ортодоксами» (отсутствие приставки «ультра» в данном случае – признак лояльности по отношению к сионистскому государству).

«Просто ортодоксы», которых здесь именуют «религиозными сионистами», или «вязаными кипами», наоборот, составляют костяк ЦАХАЛа. Достаточно сказать, что почти 70% офицерского состава израильской армии – вязаные кипы. Но представьте: и среди них встречаются уклонисты. Эти уклонисты в политическом аспекте, несомненно, «правые», ибо отказываются выполнять приказы командования по разрушению незаконно воздвигнутых форпостов или выселению еврейских поселенцев даже в случаях, если таковым было решение суда.

Курсанты одной из армейских йешив (разумеется, в таких военно-религиозных заведениях обучаются только вязаные кипы) выдвинули ультиматум министру обороны Израиля Эхуду Бараку и начальнику Генерального штаба генералу Габи Ашкенази. Будущие офицеры заявили, что в случае получения приказа о выселении евреев из поселений они подобный приказ не выполнят. Барак вынужден был пригрозить расформированием мятежной йешивы. Только после вмешательства на стороне правительства военного раввината скандал с немалым трудом удалось погасить.

В этой связи видный израильский обозреватель Яков Шаус пишет в русскоязычной газете «Вести»: «Израильский лагерь мира» ополчился на ребят в вязаных кипах, представляя их как экстремистов, главное препятствие на пути к урегулированию. Но эти самые ребята в вязаных кипах, оказываются в элитных частях ЦАХАЛа не по протекции. Эти молодые люди, получившие сионистское воспитание, готовы в любой момент защищать свою страну».

У Шауса есть и объяснение возникшей ситуации: «Проблема не в солдатах в вязаных кипах, а в том, что основные понятия и ценности, которых придерживалось сионистское государство, внезапно оказались под вопросом».

ОТСЛУЖИЛ – ПОЛУЧИ ХОРОШУЮ РАБОТУ

В 2002 году в рамках, как тогда считалось, «совершенствования законодательной системы» депутатом-ультраортодоксом Давидом Талем был инициирован закон, названный его именем. Согласно этому закону, учащиеся ультраортодоксальных йешив получают отсрочку от службы в армии до 22 лет. По достижении этого возраста молодой ультраортодокс сам решает, продолжать ли ему учебу (формально она может продолжаться едва ли не до 50 лет) или пройти армейскую службу.

Еврейский миллиардер из Нью-Джерси Ховард Джонс пообещал трудоустроить каждого ультраортодокса при условии, что он отслужит в элитной пехотной бригаде ЦАХАЛ. При этом высокооплачиваемая работа будет предоставляться в одном из подразделений концерна Integrated Devicе Inc., ведущим производителе микросхем для систем связи.

Несомненно, парни-ультраортодоксы – неплохие солдаты. Об этом говорит такой факт: созданное в конце 1990-х годов подразделение, состоящее исключительно из молодых ультраортодоксов, на протяжении ряда лет признавалось лучшим. Однако из призывников 1988–1989 годов рождения количество обратившихся с просьбой об отсрочке из-за учебы в ортодоксальных йешивах выросло на 5%, что превышает естественный прирост населения. Анализ причин показал, что национально-религиозный лагерь, то есть те же самые «вязаные кипы», разочаровывается в армии из-за привлечения солдат к выполнению полицейских функций при выселении еврейских поселенцев из незаконно возведенных строений.

В беседе с корреспондентом «НВО» 20-летний представитель вязаных кип Роман Рикардо сказал: «Чтобы не идти в армию и не оказаться среди тех, кто изгоняет евреев из своих домов на еврейской земле, я записался в ультраортодоксальную йешиву, хотя всегда был и остаюсь сионистом».

В отличие от представительниц ультраортодоксального иудаизма религиозные девушки из лагеря вязаных кип (во избежание недопонимания, заметим, что любые кипы носят только верующие мужчины-иудеи) обычно проходят альтернативную службу, какой считается, например, работа уборщицами в учреждениях, на вокзалах, на автобусных станциях или санитарками в больницах. Однако немалое количество представительниц слабого пола из религиозного сионистского лагеря до недавнего времени изъявляло желание пройти срочную армейскую службу.

Но опять же ввиду того, что военнослужащих правительство нередко привлекает к выполнению полицейских функций, сегодня религиозных сионисток в армии немного. Показательно, что один из ведущих религиозных авторитетов среди вязаных кип раввин Шломо Авинер, еще недавно призывавший девушек идти в армию и называвший военную службу «богоугодным делом», обращаясь сегодня к религиозной молодой сионистке, фактически отказывается от прежних своих слов. Вот цитата из его недавней тирады: «Ты должна служить народу израилевому всю жизнь, а не только два года в армии… В нынешней армии не самая чистая атмосфера, армия решает за тебя. Не выбирай службу в армии ценой нарушений уложений Торы».

РАВВИНЫ ПРЕДЛАГАЮТ

Важно заметить, что армейские раввины, заинтересованные в призыве в вооруженные силы не только молодых ортодоксов, но и ультраортодоксов, потребовали от соответствующих военных структур «убрать с призывных пунктов представительниц женского пола».

Весьма показательно, что, когда командование ЦАХАЛа пошло на компромисс с Военным раввинатом и «убрало» с призывных пунктов женщин, как солдат, так и офицеров, количество ультраортодоксов, которые предпочли армейскую службу учебе в йешивах, и в самом деле резко увеличилось. Призыв ультраортодоксов на военную службу – особый проект ЦАХАЛа, в рамках которого религиозные юноши будут направляться в разведку, а также обучаться специальностям военных программистов. Несколько групп молодых ортодоксов в рамках проекта «Голубой рассвет» были зачислены на службу в израильские ВВС. Правда, в качестве авиационных техников.

Эхуд Барак как глава израильского военного ведомства приказал группе военных юристов пересмотреть критерии, на основании которых ультрарелигиозной молодежи предоставляется освобождение от призыва. В настоящее время более 50 тысяч учащихся почти 900 йешив уклоняются от армейской службы. Таким количеством солдат можно укомплектовать четыре полноценные дивизии!

КАБАН – «ДУША-ЧЕЛОВЕК»

Светским призывникам избежать срочной воинской службы на законных основаниях непросто. Согласно данным ЦАХАЛа, 7% молодых израильтян освобождаются от армейских тягот по состоянию здоровья, причем 5% из них – по проблемам, связанным с психикой. Еще 4% оказываются потерянными для призыва, ибо проживают за границей, а 3% – из-за того, что состоят на учете в полиции.

До сих пор правом рекомендовать солдата освободить от срочной армейской службы обладает только КАБАН (ивритская аббревиатура «кцин бриют нефеш», в дословном переводе «офицер по душевному здоровью»). Должность КАБАНа может занять только профессиональный врач-психиатр, который отделит действительно психически нездоровых людей от симулянтов.

В 2009 году 12,5% солдат-срочников покинули армейские ряды уже в первый год службы. Из них почти две трети были комиссованы после освидетельствования у КАБАНа, то есть армейского психиатра. По оценкам экспертов Министерства обороны, около половины из тех, кто покинул армейские ряды по «психологическому фактору», не страдают никакими психическими заболеваниями, а просто не желает служить.

Армейскому призыву подлежат израильские граждане соответствующего возраста независимо от национальности и вероисповедания. В ЦАХАЛе наряду с военными раввинами действуют и военные мусульманские имамы. Исключение делается для арабов, составляющих 20% населения Израиля и пользующихся в остальном одинаковыми правами с еврейскими гражданами. Сразу же после провозглашения Израиля, когда армии пяти арабских государств атаковали еврейское государство, руководство страны посчитало недопустимым по моральным соображениям заставлять арабов воевать против соплеменников.

И тем не менее находится немало представителей арабской израильской молодежи, решающей войти в состав ЦАХАЛа на добровольной основе. Недавно представитель правительства огласил проект, согласно которому будут сняты все ограничения для службы арабской молодежи.

Общественное мнение уклонистов не жалует. Считается, что здоровые парни и девушки, избегающие службы в армии, не патриоты. Показательно, что начальник кадрового управления ЦАХАЛа генерал Ави Замир призвал к бойкоту товаров, рекламируемых известной израильской манекенщицей Бар Рафаэли, которая, чтобы избежать службы в армии, оформила фиктивный брак с 37-летним дальним родственником. Для полноты картины надо упомянуть о нескольких десятках израильских манекенщиц, которые без всяких скидок тянут солдатскую лямку.

В настоящее время ЦАХАЛ усиливает допризывную работу: составляются личные дела, собираются сведения о семье, социальном, финансовом положении и медицинском статусе. В досье включаются также и сведения о технических способностях будущего солдата. И хотя парламентарии от левой партии «Мерец» («Молния») выступают категорически против составления подобных досье, называя их «нарушением права на личную жизнь учащихся», похоже, без «черных меток» теперь уклонисты не обойдутся. «Черные метки» действительно могут сильно подпортить жизнь. Уклонист будет лишен всех пособий и привилегий, полагающихся демобилизованному солдату.

Дезертира ждут военный суд и тюремное заключение. Но проблемы возникнут и у тех, кого демобилизовали раньше срока не по медицинским показателям. Запись «освобожден по причине резко отрицательного поведения» создаст молодым людям сложности при приеме на работу и затруднит получение прав на вождение автомобиля и ношение оружия.

Захар Гельман, Иерусалим, Независимое военное обозрение

You may also like...