Шпионский документооборот: «Хезболлах» знает всё!

Службы безопасности Израиля потрясены попавшим в их руки внутренним документом ливанской шиитской террористической организации «Хезболлах». На 150 страницах этой «методички» для террористов изложены организационные меры и технические средства, используемые ЦАХАЛом (Армией обороны Израиля) для охраны своей северной границы… 

Завеса секретности, которой армия и ШАБАК (Израильская служба общей безопасности) пытались окутать проводимые мероприятия по отражению вероятной атаки «Хезболлах», никакой тайны для этой мощной экстремистской организации не представляет.

ШПИОНСКИЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Израильские военные считают, что «методичка», составленная в соответствии с канонами военной науки, в принципе выглядит не хуже, чем соответствующие документы ЦАХАЛа по подготовке военнослужащих к отражению атак боевиков. Самое поразительное, что при составлении этого документа «Хезболлах» воспользовалась копиями секретных документов Северного военного округа израильской армии.

Контрразведчики ШАБАКа с удивлением разглядывали фотографии, большинство которых сделано с израильской стороны границы. Агентура «Хезболлах» зафиксировала израильские наблюдательные пункты, способы охраны инженерных сооружений, защиты перевозимых грузов и даже порядок смены караулов.

В документе, составленном исламистскими шпионами, содержится достаточно обширный раздел, описывающий израильские пограничные электронные средства, технические устройства разных поколений, системы раннего оповещения и способы их обхода. В «методичке», в частности, говорится, что «противник» создал сеть наблюдательных постов, включающих камеры слежения, радары и аэростаты. Израильские военные патрули передвигаются на бронемашинах, а командир роты получает информацию не только о нарушениях границы, но благодаря камерам и радарам имеет возможность фиксировать всех находящихся рядом с пограничными сооружениями. «Радар действует автоматически, осуществляя сканирование местности под углом 110 градусов, – отмечается в «методичке», – раз в несколько минут переводится на ручной режим с дополнительным сканированием 35-градусной зоны с каждой из сторон, таким образом, суммарный угол сканирования равен 180 градусам. Эффективная зона радара составляет 6 километров, он используется для контроля полосы местности шириной 5 километров». Неудивительно, что командиры боевых ячеек «Хезболлах» ставят своим подчиненным задачу непосредственно перед вторжением расстрелять камеры наблюдения и радары.

Перечисленное в документе «Хезболлах» вооружение и штатное армейское расписание один к одному совпадают с внутренней документацией Северного округа и конкретно – 91-й дивизии ЦАХАЛа, отвечающей за оборону границы с Ливаном. В исламистской «методичке» совершенно точно указывается, сколько в составе израильского патруля офицеров и каким оружием оснащен личный состав. Так, в документе террористов утверждается, что каждый патруль, помимо личного оружия военнослужащих, вооружен пулеметом, двумя 82-миллиметровыми минометами, ракетницей и гранатами для постановки дымовой завесы, а также осветительными ракетами для стрельбы из миномета.

«Хезболлах» известно, что на патрульных бронемашинах израильтян находятся значительные запасы боеприпасов и мощные средства освещения. И тем не менее кое в чем ливанские исламисты ошиблись – израильские патрули используют 60-миллиметровые, а не 82-миллиметровые минометы.

ДОВЕРЕННЫЙ ИСТОЧНИК

Каким образом «Хезболлах» удается черпать информацию о дислокации частей ЦАХАЛа на северной границе? Ответить на этот вопрос мне помог Антуан Тарата, один из командиров ЦАДАЛа (на иврите – аббревиатура «Армии Южного Ливана»), которая при поддержке Израиля противостояла «Хезболлах» в течение 22 лет. До 1980 года это воинское формирование, разросшееся с четырехсот военнослужащих до более чем четырех тысяч, именовалось Армией Свободного Ливана. Если первоначально основной костяк ЦАДАЛа составляли христиане и мусульмане-сунниты, то позже в него вошли два батальона мусульман-шиитов и батальон друзов.

22 мая 2000 года по указанию Эхуда Барака, возглавлявшего тогда израильское правительство, части ЦАХАЛа были из Южного Ливана выведены. Вслед за израильтянами ливанскую территорию покинуло большинство военнослужащих ЦАДАЛа с семьями. Следует заметить, что ветеранам ЦАДАЛа еврейское государство уже в течение десяти лет оплачивает аренду квартир, а инвалиды южноливанской армии приравнены к инвалидам ЦАХАЛа.

Антуан Тарата, майор по воинскому званию, служил в разведывательном отделе ЦАДАЛа. Сегодня он живет в одном из городов на севере Израиля. По словам Тараты, «Хезболлах» активно использует семейные и криминальные связи между израильскими и ливанскими арабами. «Хезболлах» наладила контакты с контрабандистами наркотиков, – утверждает Тарата, – используя эти преступные элементы в качестве источников информации и вербовщиков агентуры».

Несомненным успехом «Хезболлах» следует признать привлечение к сотрудничеству израильского подполковника, командира одного из подразделений следопытов, бедуина по происхождению, Омара эль Хайбы. Этот подполковник-предатель до своего разоблачения пользовался доверием командования Северным округом. Впоследствии Хайба был осужден за шпионаж и наркоторговлю к пятнадцати годам заключения. Любопытно, что в документе самой мощной ливанской террористической организации перечисляется ряд устаревших инструкций, которые на практике давно не выполняются, но еще не изъяты из штабных бумаг ЦАХАЛа.

Например, израильские пограничники уже давно не отмечают белой сигнальной лентой место проникновения террористов на свою территорию. Однако авторы «методички», по всей видимости, не знают об этом. По данным майора Антуана Тараты, «боевиков «Хезболлах» до сих пор предупреждают опасаться этих лент, особенно в случаях, когда границу с Израилем одновременного переходят несколько групп террористов».

Для противостояния беспилотным летательным аппаратам, активно используемым ЦАХАЛом против террористов, руководство «Хезболлах» разработало специальные инструкции, которыми ливанские боевики поделились с хамасовцами. Согласно этим инструкциям, в случае появления в воздухе израильских беспилотников боевикам следует разбегаться в разные стороны и обязательно соблюдать радиомолчание.

«Хезболлах» признает особую опасность, которую представляют для ее боевиков засады, устраиваемые ЦАХАЛом в приграничных районах. В «методичке» описываются виды засад, вооружение, которое при этом используется, состав и распределение обязанностей патрульных. Именно предательство подполковника Хайбы позволило разведке «Хезболлах» получить сведения о расположении танковых засад израильтян в пограничных зонах, камерах наблюдения и о частотах связи, используемых патрулями. Нельзя исключить, что определенную информацию об израильской армии выдал «Хезболлах» бывший полковник ЦАХАЛа Эльханан Танненбаум, обманным путем захваченный боевиками этой организации в арабской стране, и в 2006 году вернувшийся домой в результате обменной сделки.

ИГРЫ РАЗВЕДЧИКОВ

Весьма осведомленный израильский журналист Ронен Бергман пишет в самой популярной израильской газете «Едиот ахронот»: «В течение девяти лет, прошедших с момента вывода израильских войск из Ливана, «Хезболлах» смогла заметно повысить свой военный уровень благодаря щедрой поддержке Сирии и Ирана, в частности, иранской разведки, контакты с которой шиитская террористическая организация поддерживает через посольства в Дамаске и Бейруте. Иранское посольство в ливанской столице давно превратилось в огромный многопрофильный разведывательный комплекс».

Бывший руководитель спецслужб «Хезболлах» Имад Мурние, убитый 12 февраля 2008 года в Дамаске, в начале 90-х годов создал специальное подразделение из палестинцев, проживавших в Ливане. Они неплохо владели ивритом, и Мурние поставил им задачу прослушивать радиопереговоры ЦАХАЛа на армейских частотах. Позже Мурние решил повысить уровень «прослушивателей» и организовал «курсы переподготовки и повышения квалификации» своих разведчиков и контрразведчиков в Центре исламской науки и культуры, который действовал сразу в столицах трех государств – Ирана, Сирии и Ливана. Совершенные технические средства были предоставлены Ираном. Разведка «Хезболлах» научилась прослушивать переговоры израильских офицеров по гражданским линиям.

Высокий профессиональный уровень спецслужб «Хезболлах» невозможно отрицать. И тем не менее разведка и контрразведка этой организации не идут ни в какое сравнение со спецслужбами Израиля. И дело не только в том, что «методичка» в конце концов попала в руки АМАНа (Израильской военной разведки). По словам Антуана Тараты, израильская агентура вполне в состоянии уничтожить Хасана Насраллу, лидера «Хезболлах», но, во-первых, в данный момент не видит в этом смысла, а, во-вторых, подобное покушение может поставить на грань провала лучших израильских агентов в стане противника. И это еще не все.

Разведка «Хезболлах» может рассчитывать только на помощь своих коллег из Ирана и Сирии. Другие мусульманские страны от контактов по линиям спецслужб с такой одиозной организацией, какой является «Хезболлах», воздерживаются. Что же касается спецслужб Израиля, то известно, что с ними сотрудничают спецслужбы Египта, Саудовской Аравии, Иордании, стран Магриба и даже Ливана. Конечно, контакты мусульманских стран с разведчиками и контрразведчиками «сионистского врага» – тайна за семью печатями. Но для суннитских государств шиитский Иран, попавший под власть аятолл, стремящихся, заполучив ядерное оружие, подмять под себя исламский мир, – враг более опасный, чем вполне цивилизованные сионисты. «Хезболлах» же рассматривается, как «боевой авангард» того же Ирана.

Сирия не раз заявляла, что ливанское Главное управление общей разведки (ГУОР, по-арабски «Амн-Эль-Амн»), которую возглавлял капитан Висам Айд, помогло в ликвидации Мурние. Сирийцы считают, что к организации покушения на «главного разведчика «Хезболлах» приложила руку и частная разведывательная Служба ливанских друзов, лидер которых Валид Джумблат не может простить клану Асада, несколько десятилетий находящемуся у власти в Сирии, активную роль, которую тот сыграл в 1977 году в убийстве его отца, лидера ливанских друзов Камила Джумблата.

Никто не взял ответственность за ликвидацию Мурние, но тот факт, что капитан Айд был убит в Бейруте 25 января 2008 года, а через две с половиной недели в Дамаске взорвали Мурние, наталкивает на размышления. Антуан Тарата полагает, что гибель Мурние, безжалостного террориста, но одновременно и талантливого разведчика, нанесла такой удар разведслужбе «Хезболлах», что хищения новых секретных документов ЦАХАЛа шиитским террористам придется ждать очень долго.

Захар Гельман, профессор; Иерусалим, НГ-НВО

You may also like...