Угнать и разобрать: самые угоняемые автомобили в России
Завышенные цены на оригинальные автодетали помогли угонщикам сохранить бизнес в кризисные времена. Рынок краденых машин, как и авторынок в целом, отреагировал на финансовый кризис снижением.
По данным статистики МВД (есть в распоряжении Slon.ru), угонять машины стали реже. Впрочем, «черный рынок» снизился лишь на 9%, тогда как спрос на новые машины упал вдвое. Поддержать угонщиков помог переход многих автовладельцев в сервисы гаражного типа.
В некоторых случаях всплеск краж определенных моделей провоцировали сами автоконцерны. В лидеры по угоняемости выбились машины, на детали для которых производители установили высокие цены. В первую очередь, под удар попали японские машины. Цены на них поднимали меньше, но в качестве компенсации дорого продавали комплектующие. Кроме того, в связи с введением заградительных пошлин, угонщикам поступало больше заказов на экзотические праворульные модели, ввоз которых в страну был практически остановлен.
С ОПОЗДАНИЕМ НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ
Всего за прошлый год сотрудники милиции зафиксировали около 33 128 краж автомобилей. Милиция браво рапортует о снижении преступной активности: в 2008 году было 36 388 угонов. Но не она в этом снижении «повинна», а кризис. Многие в прошлом году просто решили не менять машины, неважно, легальным путем или нет.
Крадут автомобили в большинстве случаев под заказ. Если сопоставить рэнкинг самых угоняемых машин со статистикой продаж новых авто, окажется, что лидеры по угонам – это модели, которые лучше всего продавались в салонах несколько лет назад. Самой угоняемой иномаркой стал Lancer – один из лидеров продаж трех–четырехлетней давности. В верхних строчках рейтинга также предпоследняя Mazda 3 и Toyota Corolla – бестселлеры позапрошлого года. Отечественная Priora, самый популярный автомобиль 2009 года (данные AEB), совершила за год самый большой скачок: c 21 строчки переместилась сразу на седьмую.
ВОДИТЕЛИ ВИНОВАТЫ САМИ
Toyota – популярная в России марка, неудивительно, что и угонщикам она нравится, не без гордости отмечают в российском представительстве этой компании. Но в милиции считают, что проблема – в низкой защищенности машин. «Вскрыть Toyota Camry, как правило, не составляет большего труда. Производитель не заботится об антиугонной безопасности. Об этом говорит то, что у Toyota значительно меньше скрытых маркировок», – объясняет начальник 3 отдела (угоны) оперативно-розыскного бюро №9 Департамента уголовного розыска МВД России Ильмир Мухамадияров .
Представитель компании Toyota Татьяна Русакова замечает, что в компании о проблеме знают и в рамках кампании по борьбе с угонами даже изменили процедуру получения дубликатов ключей к автомобилю. По мнению Русаковой, проблема в том, что российские воры более тщательно готовятся, чем их западные коллеги. Они довольно быстро разбираются со штатными сигнализациями, и от этого довольно продвинутая, на самом деле, техника становится неэффективной. А навязывать клиентам дорогие противоугонные системы производитель считает неправильным. В условиях кризиса оно и понятно. Как отмечают дилеры , покупатели стали брать машины практически «пустыми», без систем противоугонной защиты, а потому они косвенно сами виноваты в высокой угоняемости автомобилей.
УТИЛИЗАЦИЯ ПОМОГЛА АВАНСОМ
Соображения милиционеров и автопроизводителей справедливы, но лишь отчасти. Главная причина сравнительной кризисоустойчивости «черного рынка» – в другом. Дилеры признают, что чинить машины сейчас стали чаще. Фактор доступности автокомпонентов в кризис стал решающим для многих автомобилистов. Именно поэтому каждый третий краденый автомобиль – Lada. «Жигули» ломаются регулярно, а починить их можно даже самому, были бы недорогие запчасти.
Действие возымела и утилизационная программа. Именно владельцам пожилых «ВАЗов» она дает наиболее ощутимую выгоду. Программа была анонсирована еще в прошлом году. В результате, многие пытались всеми средствами удержать машины на ходу, чтобы отдать их государству за 50 000 руб. По данным Минпромторга, больше половины сданных в утиль машин – старенькие «ВАЗы». Именно из-за утилизации угонщики в прошлом году получили больше заказов на «классику».
Способствует спросу бэушных деталей на «ВАЗы» и лояльность дилеров. В официальный сервис-центр иностранной марки свою деталь в большинстве случаев принести нельзя, а в «вазовских» сервисах клиенту идут навстречу. В нескольких дилерских центрах, куда обратился сотрудник Slon.ru, менеджеры рассказали, что клиенты приносят с собой детали для ремонта, так как политика центров это допускает.
ЯПОНЦЫ УПУСТИЛИ ДЕТАЛЬ
В статистике угонов, разбитой по маркам, следом за «ВАЗом» идут пять подряд японских компаний: Toyota, Honda, Mitsubishi, Mazda, Nissan. Это достаточно дорогие марки, которые в кризис «просели» больше других на рынке. Высокий курс иены заставлял производителей изворачиваться: поднимать цены, которые и так оказались выше рынка, значило бы отпугнуть даже самых преданных клиентов. Выход был найден: повышали цены на детали.
Чтобы не покупать у дилеров дорогие комплектующие или достать дефицитную запчасть, люди переходили чинить машины к «неофициалам», в несертифицированные сервисы, куда можно приехать со своими деталями. В некоторых случаях проблема усугублялась еще и тем, что сервисных центров на все машины не хватает. В случае с Toyota на 2,4 млн машин (по данным на 2008 год) в автопарке открыто лишь 70 дилерских центров. То есть каждый салон должен обслужить около 40 000 машин за год, или почти 100 машин за день, и это в том случае, если владелец одной Toyota приедет в сервис всего один раз за год.
В независимых сервисах говорят, что клиентов сейчас заметно больше, чем раньше. Правда, в основном это те, у кого автомобили уже не на гарантии. Проблема в том, что производитель не обеспечивает независимые автосервисы документацией для правильного ремонта своих машин и фирменными деталями. Специалистам независимых сервисов приходится искать их самостоятельно, говорит исполнительный директор «Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта» (НАПТО) Борис Ласкин.
В японских компаниях не верят в необходимость что-то менять в этой ситуации. Ведь у той же Toyota из 2,8 машин лишь около 600 000 – автомобили, проданные с 2002 года через официальное представительство. Остальные ввезены самостоятельно. Многие из этих автомобилей сделаны для японского и американского рынков. Дилеры не отвечают за их ремонт, а потому и достать деталь на такую машину может быть достаточно трудно. А значит, у угонщиков экзотические японские модели останутся в цене.
Топ-45 наиболее угоняемых моделей
2009 | 2008 | |
ВАЗ-2114 | 1 621 | 1 506 |
ВАЗ-2106 | 1 249 | 1 429 |
ВАЗ-2112 | 1 128 | 1 435 |
Mitsubishi Lancer | 1 125 | 696 |
Toyota Corolla | 1 055 | 895 |
ВАЗ-2110 | 951 | 1 213 |
Lada Priora | 879 | 303 |
ВАЗ-2115 | 799 | 855 |
Mazda 3 | 757 | 610 |
ВАЗ-2107 | 731 | 760 |
Toyota Camry | 602 | 550 |
Toyota Land Cruiser | 596 | 618 |
ВАЗ-2109 | 587 | 570 |
ВАЗ-2101 | 573 | 705 |
Honda Civic | 528 | 357 |
ВАЗ-2105 | 494 | 459 |
Honda CRV | 461 | 411 |
ВАЗ-21099 | 423 | 452 |
Volkswagen Passat | 351 | 611 |
Mazda 6 | 337 | 483 |
Ford Focus | 330 | 248 |
ВАЗ-2104 | 285 | 346 |
ВАЗ-2108 | 274 | 292 |
ВАЗ 4×4 (Niva) | 274 | 248 |
Mitsubishi Outlander | 263 | 253 |
ВАЗ-2111 | 226 | 236 |
BMW 5 серия | 208 | 201 |
Toyota RAV4 | 208 | 176 |
ВАЗ-2113 | 185 | 176 |
BMW X5 | 179 | 184 |
Suzuкi Grаnd Vitаrа | 175 | 273 |
Ноndа Accord | 168 | 139 |
Toyota Avensis | 150 | 179 |
Mitsubishi Pajero | 147 | 189 |
Ноndа Fit | 144 | 119 |
Сhеvrоlеt Niva | 144 | 233 |
Volkswagen Golf | 139 | 191 |
Ока | 139 | 189 |
Hyundаi Getz | 132 | 58 |
Dаеwоо Nехiа | 130 | 143 |
Audi A6 | 129 | 211 |
BMW 3 серия | 116 | 140 |
ВАЗ-2103 | 115 | 143 |
Volkswagen Transporter | 93 | 146 |
Lexus GS300 | 91 | 161 |
ИТОГО | 17 821 | 19 792 |
ВСЕГО УГНАНО | 33 128 | 36 388 |
ИСТОЧНИК: МВД
Самые востребованные модели на российском вторичном рынке
(регистрации легковых автомобилей в РФ по итогам 2009 года)
Марка | Модель | Всего, шт. | Всего подержанных, шт. | Доля подержанных от общего кол-ва рег. по модели |
Lada | Classic | 675 311 | 597 323 | 88,45 |
Lada | Samara | 593 569 | 500 784 | 84,37 |
Lada | 110 | 280 964 | 273 647 | 97,40 |
ГАЗ | 20, 21, 24, 3102, 3110, 3111 | 127 574 | 123 316 | 96,66 |
Lada | Niva | 116 121 | 91 565 | 78,85 |
Toyota | Corolla | 85 943 | 67 162 | 78,15 |
Volkswagen | Passat | 53 715 | 42 388 | 78,91 |
Ford | Focus | 94 818 | 41 405 | 43,67 |
УАЗ | 469, 3151, 3160, 3162, 3163 | 42 574 | 35 221 | 82,73 |
Daewoo | Nexia | 50 053 | 32 006 | 63,94 |
Mitsubishi | Lancer | 49 969 | 27 072 | 54,18 |
Toyota | Camry | 44 379 | 26 939 | 60,70 |
Toyota | Land Cruiser | 41 943 | 26 265 | 62,62 |
Chevrolet | Niva | 51 016 | 26 241 | 51,44 |
Mercedes | E-Class | 24 497 | 23 312 | 95,16 |
Hyundai | Accent | 36 217 | 21 924 | 60,54 |
Volkswagen | Golf | 27 507 | 21 900 | 79,62 |
BMW | 5 series | 22 952 | 20 228 | 88,13 |
Nissan | Almera | 29 696 | 18 843 | 63,45 |
Lada | Kalina | 77 094 | 18 744 | 24,31 |
Opel | Vectra | 20 089 | 18 544 | 92,31 |
Toyota | Carina | 17 599 | 17 599 | 100,00 |
Honda | CR-V | 26 664 | 17 389 | 65,22 |
Audi | 80 | 17 354 | 17 354 | 100,00 |
Toyota | Corona | 17 032 | 17 031 | 99,99 |
Nissan | Primera | 16 586 | 16 584 | 99,99 |
Toyota | RAV4 | 25 446 | 15 979 | 62,80 |
Toyota | Mark | 15 419 | 15 418 | 99,99 |
Opel | Astra | 35 079 | 15 396 | 43,89 |
Daewoo | Matiz | 30 152 | 14 076 | 46,68 |
Honda | Civic | 24 826 | 14 062 | 56,64 |
Renault | Logan | 67 004 | 13 600 | 20,30 |
ИТОГО | |
4 679 169 | 3 335 106 | 71,28 |
источник: автостат
Елена Ходякова, Роман Ошаров, Служба информации Slon.ru
От УК: Что угоняют в Украине
По уже сложившейся традиции, с далеких 90-х прошлого столетия, самыми востребованным у украинских угонщиков остаются ВАЗы. В минувшем году в Украине было угнано 1605 "Жигулей". На втором месте – Daewoo (1304 авто). Далее с большим отрывом следуют Skoda (193), Toyota (181), Mercedes (173), Lexus (157), Volkswagen (148), Chevrolet (144), Mitsubishi (134) и "Волга" – 128 автомобилей. Надо отметить, что существенно "сдали позиции" Volkswagen, Skoda, Chevrolet и Mitsubishi. В 2008-м году, судя по статистике угонов, их "заказывали" значительно чаще, чем в кризисном 2009-м.
Зато Toyota, Lexus и Mercedes лишь закрепили за собой репутацию самых угоняемых авто. К удивлению, мизерными по сравнению с прошлыми годами оказались угоны BMW и Porsche. Если в период с 2006 по 2008 годов такие модели как Porsche Cayenne и BMW X5 даже страховые компании вносили в черный список самых угоняемых, то в 2009 эта тенденция поменялась в пользу законных владельцев данных моделей. В Киеве было X5-х было угнано всего 4 (по Украине – около 25-ти), а без любимого Porsche Cayenne остался лишь 1 киевлянин и 6 хозяинов по всей Украине.
А вот обладателям Toyota Land Cruiser (независимо от версий и года выпуска) надо по-прежнему быть начеку. Только в Киеве в прошлом году угнали 19 Land Cruiser 100/200 и 4 Land Cruiser Prado. Не желательно оставлять без присмотра и Лексусы, особенно внедорожные модели. Опять же только в столице в 2009-м "увели из под носа" владельцев 23 автомобиля серии RX, 10 GX и 17 LX570/LX470.
Что касается процента раскрываемости автоугонов, в 2009-м году этот показатель снизился. В минувшем году была раскрыта каждая третья автокража (1399, процент раскрываемости – 36%), в то время как в 2008-ом – 2230 угонов (44,5%). О чем это говорит? В правоохранительных органах считают, что о росте профессионализма угонщиков.
Tweet