Шоферские привычки – тогда и сейчас

10 июня 1920 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет "Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (правила)". Именно этот документ и стал прадедушкой современной "дорожной грамоты". А вчера, прямо в юбилейный день, в Госдуме прошли парламентские слушания о необходимости придать современным ПДД статус федерального закона, как это принято в большинстве стран мира.

Ведь ныне действующие правила являются всего лишь подзаконным актом – творчеством чиновников, а не законодателей. Корреспондент издания "Неделя" Андрей Коц, изучив ПДД, писанные большевиками, разбирался, откуда и куда мы "катимся"

Скорость

Тогда: "Легковые автомобили и мотоциклы могут двигаться по улицам со скоростью не свыше 25 верст в час, а грузовые не свыше 15 верст в час (26,7 и 16 км/ч соответственно. – "Неделя"). Ночью при отсутствии световых фонарей автомашины не должны развивать скорость свыше 10 верст в час".

Сейчас: Понятно, что сегодня машины не те, что раньше. Под капотами лошадей немерено. Но что толку, мы и в XXI веке тащимся по столице примерно с той же скоростью – пробки. По мнению специалистов НИИ транспорта и дорожного хозяйства, средняя скорость движения по Москве днем – 22 км/ч. В самих плотных пробках показатели еще меньше – не больше 11-12 км/ч.

Сигналы

Тогда: "Все машины должны иметь какой-либо звуковой сигнал. Езда с милицейским свистком (с горошиной в свистке), как вызывающая панику на улицах, воспрещена".

Сейчас: Со свистком в зубах, понятно, сегодня не катаются. На всех автомобилях и мотоциклах и так установлены "клаксоны". Правда, пользоваться ими можно только в двух случаях: для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения ДТП. Милицейский же свисток вполне успешно "морфировал" в "блатные" мигалки. В свою очередь, водители стали все чаще использовать клаксоны как сигнал возмущения тем, кто злоупотребляет разными там "крякалками".

Привилегии

Тогда: "Право поездок на автомашинах как по гор. Москве, так и Московской губернии предоставляется персонально членам президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, народным комиссарам, членам Коллегий Народных Комиссариатов, Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности, членам Малого Совета Народных Комиссаров, членам Революционного Военного Совета Республики, членам президиумов Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, Высшего Совета Народного Хозяйства, Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, Центрального Союза Потребительских Обществ и едущим с ними лицам.

Прочим советским работникам и сопровождающим их лицам разрешается пользоваться автомашинами в особо уважительных случаях по визированным Московской Чрезвычайной Комиссии специальным удостоверениям учреждения, в коем они служат.

Пользование автомобилями для поездки в театры, концерты и т.п. безусловно запрещены".

Сейчас: Сегодня по Москве может "колесить" любой гражданин, обладающий водительскими правами и собственно автомобилем. Впрочем, "крутые парни" – названия должностей у них сегодня, понятно, поменялись, преимущественное право проезда имеют до сих пор. Комиссарская традиция.

Парковка

Тогда: "Воспрещается оставлять машину на улице без присмотра".

Сейчас: Любой мало-мальски грамотный водитель ставит машину на сигнализацию. Поэтому необходимость в постоянном присмотре за авто отпала. Да и завести машину без ключа тогда было в разы проще.

Номера

Тогда: "Самописанные номерные знаки отнюдь не допускаются. Номерные знаки должны содержаться в чистоте и исправности и вполне соответствовать своему назначению: опознанию на ходу машины спереди и сзади".

Сейчас: Тут все осталось без изменений. За грязные номера гаишник вполне может влепить штраф. Правда, самописанные номерные знаки сегодня – это из разряда фантастики. Зато большим спросом среди обеспеченных горожан пользуются "блатные" номера – три "семерочки", депутатские "ЕКХ" и так далее. Впрочем, подобные "понты" по большей части декоративные. Как и новомодная аэрография – нанесенные на корпуса автомобилей специальной краской рисунки. В последних, кстати, предосудительного мало. Так, на День Победы многие автолюбители рисовали на своих машинах надписи вроде "На Берлин!", "Т-34", "За Родину!". Задумка понравилась, как говорят, и ветеранам, и молодежи, и гаишникам.

Манера езды

Тогда: "Езда левой стороной, обгон на узком месте и срезание углов безусловно воспрещаются".

Сейчас: Видимо, и в начале прошлого века встречались любители погонять по встречной, подрезать соседа или покататься по газонам. Подробнее об особенностях "московской" езды сегодня читайте в колонке на этой же полосе.

Понаехавшие

Тогда: "На каждую машину, допущенную к движению по гор. Москве и Московской губ., Транспортным Отделом выдается особый пропуск без указания N машины и фабричной марки, долженствующий при езде всегда находиться при машине. Машины, не имеющие пропуска, подлежат немедленному задержанию как автомобили, не входящие в общий план автодвижения по гор. Москве, и как машины, использующие нелегально приобретенный горючий материал".

Сейчас: Сегодня иногородние водители могут спокойно колесить по столице. Хотя разговоры об ограничениях въезда в Москву идут все чаще 

Автогражданское непослушание

1. В последнее время весьма популярна тема "синих ведерок". Водители, недовольные тем, что обладатели спецсигналов ведут себя на дороге абы как, устраивают своеобразные флешмобы: клеят на крыши своих авто детские ведерки, напоминающие по форме мигалки. Самым ярким эпизодом "мигалочной эпопеи" стал пробег Леонида Николаевa из арт-группы "Война" по крыше автомобиля ФСО с ведерком на голове, совершенный им прямо под стенами Кремля.

2. В апреле-мае активисты Федерации автовладельцев России призывали москвичей высказывать недовольство поведением машин со специальными звуковыми сигналами и мигалками. Планировалось, что как только "крутое" авто, скажем, вырулит на "встречку", со всех сторон раздастся осуждающий "би-и-ип". Акция, впрочем, идет вразрез с ПДД – сигналить в городе можно лишь в чрезвычайных ситуациях.

3. Нелюбовь москвичей-пешеходов к "криво" припаркованным машинам общеизвестна. Но зачастую она выливается в откровенное противостояние. Бывали случаи, когда на крышу припаркованного на газоне под окнами автомобиля прилетал, например, кирпич…

4. Многие водители теперь записывают свою беседу с гаишниками на видеокамеру. Также "жертвами" операторов становятся владельцы все тех же мигалок. С помощью интернета подобные видеоролики предаются огласке.

Особое мнение

Правила без правил

Сергей Канаев, руководитель московского представительства Федерации автовладельцев России:

Правила дорожного движения – это по сути общественный договор. Как мне кажется, на сегодняшний день ПДД (особенно в Москве) потеряли эту свою суть. Сейчас они являются правилами для одних и исключениями из правил для других. Хотя тогда, в далеком 1920-м, они задумывались именно как правила для всех без исключения. Вот есть игра, допустим, в "Монополию". У нее есть правила, и все игроки равны друг перед другом. Попробуй нарушь. С тобой завтра никто играть не сядет. Так же должно быть и на дорогах. На сегодняшний же день ситуация такова. Многие "возмутители спокойствия" из числа водителей с мигалками и спецсигналами пользуются своими кто реальными, а кто и купленными привилегиями и нарушают правила дорожного движения. Естественно, этим они "подают пример" другим. Кто-то просто возмущается, а кто-то со словами "тварь ли я дрожащая или право имею" тоже начинает нарушать.

Правила дорожного движения в Москве (и не только) сильно трансформировались. И это естественно. Время идет, прогресс не стоит на месте, город растет, увеличивается и количество автомобилей. Но трансформируются эти правила, на мой взгляд, не в лучшую сторону. Во-первых, в столице давно уже своя культура вождения, люди, по сути, ездят как хотят. Более того, из-за загруженности дорог и массовости пробок граждане считают, что у них нет другого выбора, кроме как нарушить. Во-вторых, не секрет, что водительские права можно купить. Зачастую такие покупатели не знают не то что ПДД, но знак "Парковка запрещена" от знака "Главная дорога" отличить не могут!

Что касается намерений наших депутатов придать ПДД статус федерального закона, сомневаюсь, что это как-то серьезно повлияет на ситуацию на российских дорогах. В чем преимущества и недостатки данной меры? Удобно было сделать ПДД постановлением правительства, так как в таком случае можно быстро внести в них коррективы. Но, учитывая, как быстро у нас принимают законопроекты, ничего толкового из этого может и не выйти. Если есть постановление, которое может повлиять на колоссальное количество людей (а водит в России около 35 миллионов человек), то его нужно разрабатывать и рассматривать максимально вдумчиво. И обязательно с оглаской на народное мнение. Однако никаких общественных слушаний по поводу изменения статуса ПДД не было.

Хотя, по сути, идея здравая, во многих странах мира ПДД являются федеральным законом. Однако повторюсь, этот закон должен быть един для всех. Очевидный плюс "ребрендинга" – ПДД перестанут "подстраиваться" под многие другие законы, а станут самостоятельной величиной. И под него уже будут разрабатывать нормативные акты, сводить все вместе. Если этим будут заниматься адекватные люди, не понаслышке знающие, что сейчас творится на дорогах, то может и выйдет толк.

 Андрей Коц, "Неделя"

You may also like...