Подделки XXI века: половина всех продающихся сегодня картин Айвазовского – контрафакт

Российский бизнесмен Виктор Вексельберг подал иск в Верховный суд Великобритании против аукционного дома Сhrіstіе’s. Он требует возместить ущерб: Сhrіstіе’s под видом картины Бориса Кустодиева «Одалиска» продал ему за 1 млн 700 тыс. фунтов стерлингов подделку.  

Британцы, не желающие расставаться со столь крупной суммой, тянут время в ожидании истечения срока давности. Они, несмотря на утверждения российских экспертов, говорят, что пока не имеют оснований считать работу подделкой. В любом случае репутации известного аукционного дома уже нанесён серьёзный урон. Действительно ли так легко обмануть специалистов и коллекционеров, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

  Борис Кустодиев не прикладывал руки к этой «Одалиске»
Борис Кустодиев не прикладывал руки к этой «Одалиске»

Наука, как известно, не стоит на месте, поэтому создание подделок, как и способы их выявления, постоянно совершенствуется. Существует две методики определения подлинности произведения искусства — искусствоведческая и техническая. «Искусствоведы занимаются изучением истории произведения, как и когда оно могло возникнуть, – рассказали эксперты аукционного дома «Гелос».

– Очень важны биография и творчество создателя произведения. Мы исследуем индивидуальную манеру письма, содержание и стиль произведения. Зачастую малейшие детали картины оказываются очень важны. Не раз и не два подделку отличали благодаря тому, что обнаруживали, например, на картине какие-то мелочи, по которым можно определить, что картина создана в другое время».

Ещё один способ проверки картины – анализ биографии автора. Существуют специальные каталоги, благодаря которым можно узнать, что именно и когда написал художник. Правда, некоторые произведения могут выпадать из списков в силу разных обстоятельств, чем и пользуются создатели подделок.

Подлинность картины можно проверить, только используя все существующие методы сразу, но это крайне затратная – и по времени, и по деньгам – процедура. В результате половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, – подделки, но они пользуются таким успехом, что их всё равно покупают, но по более низким ценам.

К сожалению, как бы эксперты ни старались, иногда определить фальшивку крайне затруднительно. В последние годы возрос интерес коллекционеров к русскому искусству XIX века, чем воспользовались мошенники. Они покупали картины малоизвестных у нас европейских художников того же периода, близких по своей манере к русским авторам.

Подписи затем замазывались, поверх них наносились автографы отечественных художников, при необходимости вносились даже изменения, связанные с особенностью пейзажа, деталей быта или костюмов персонажей. А так как время создания совпадало, определить подделку по особенностям холста, красок или манеры изображения становилось очень трудно.

«Это отнюдь не примитивные подделки, – объяснил научный сотрудник Государственной Третьяковской галерии, крупнейший специалист по русской живописи XIX века Владимир Петров. – Всё было сделано виртуозно. Отбор произведений проводили люди с прекрасной профессиональной подготовкой. Исходный материал – вовсе не работы слабых и посредственных художников. Это известные в своей стране мастера, с высочайшим уровнем письма. Достигнута невероятная аналогия в подборе красок, мазков кисти и других приёмов».

Новая «русская» подпись внедрялась в картины виртуозно, признают эксперты. После первоначальных манипуляций с полотном его «старили», подпись затиралась, залачивалась, и потому её невозможно было различить в ультрафиолетовых лучах, с которыми работает большинство музейных экспертов. Такие подделки удаётся выявить только с помощью сложнейшего химического анализа, который не является обычной практикой.

Подлинность картины можно проверить, только используя все существующие методы сразу, но это крайне затратная – и по времени, и по деньгам – процедура. В результате половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, – подделки, но они пользуются таким успехом, что их всё равно покупают, но по более низким ценам. Известно, что сам художник признавал авторство 6 тыс. работ, тогда как на сегодняшний день признаны подлинными 60 тыс. его картин.

В России в помощь экспертам и обычным гражданам в последние годы Росохранкультура начала выпускать многотомный «Каталог подделок произведений живописи». Кстати, одной из первых разоблачённых в нём фальшивок является та самая работа, деньги за которую пытается вернуть себе Виктор Вексельберг, – «Обнажённая в интерьере», которую также называют «Одалиска». По словам одного из руководителей издания – Владимира Рощина, «Каталог подделок» – это достаточно эффективный способ борьбы с нечистыми на руку деятелями антикварного рынка». Ряды которых так не хочется пополнять специалистам аукционного дома Сhrіstіе’s.

Автор: Мария Ческис, Наша версия

You may also like...