Где Украина «забуксовала» на пути в НАТО, и почему это не страшно

Очевидно, путь Украины в НАТО оказался более тернистым, чем многие из власть имущих себе представляли, однако не настолько тернистым, как хотели бы видеть враги

Отношения между Украиной и НАТО за годы независимости нашего государства преодолели множество разных этапов, но лишь после Революции достоинства перешли наконец с декларативного на конструктивный уровень – когда в декабре 2014-го Верховная Рада Украины внесла изменения в два закона, отказавшись от внеблокового статуса государства.

Затем, 6 июня 2016-го года президент Украины ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 20 мая 2016-го года о “Стратегическом оборонном бюллетене Украины”, в котором прописаны основные направления реализации военной политики Украины и развития сил обороны до конца 2020-го года, в частности четко определенно направление движения в НАТО.

“Стратегический бюллетень определяет пути достижения целей военной реформы, в частности относительно увеличения возможностей сил обороны до уровня, который позволит обеспечить выполнение задач обороны государства и восстановление ее территориальной целостности, активное участие в реализации Совместной политики безопасности и обороны Европейского Союза и активное сотрудничество с НАТО с достижением критериев, необходимых для получения полноправного членства в Организации Североатлантического договора”, – указано в самом документе.

Таким образом, Украина взяла на себя обязательства к 2020-му году обеспечить полную совместимость своих вооруженных сил с силами стран-членов НАТО. Однако, буквально вчера глава представительства Украины при НАТО Вадим Пристайко заявил, что несмотря на позитивный темп перехода Украины на стандарты НАТО, завершить этот процесс к 2020-му году точно не удастся.

“Мы на прошлой неделе передали более 500 стандартов в Минобороны Украины, которые требуются не только для того, чтобы ВСУ и силы НАТО взаимодействовали на поле боя, а, например, и для совместимого производства военной техники. Они очень важны для будущего нашей армии и нашего государства. Полный набор стандартов мы точно не успеем внедрить до 2020-го года”, – заявил Пристайко.

Сказать, что подобное заявление Пристайко стало неожиданностью – не сказать ничего. Ведь еще в апреле этого года государственный секретарь Министерства обороны Украины, генерал-полковник Александр Дублян сообщил, что более 60% структур Генерального штаба Вооруженных сил Украины приведены в соответствие к структурам штабов НАТО.

“Утвержден единый перечень каталог-возможностей Министерства обороны и ВСУ. Проведен значительный объем работ Генштабом ВСУ. Более 60% структур Генерального штаба и других органов военного управления приведены к штатной структуре штабов НАТО. Для подготовки в вооруженных силах используется 668 стандартов НАТО и 975 отечественных стандартов. По стандартам НАТО подготовлены 10 батальонов и 25 рот, более 1400 национальных инструкторов”, – заявил тогда Дублян.

Еще ранее президент Украины Петр Порошенко осуществил ряд шагов, направленных на оптимизацию работы Службы внешней разведки Украины в соответствии со стандартами Североатлантического Альянса.

Также в соответствии со стандартами НАТО, был изменен статус министра обороны с военного на гражданский, с последующей отставкой Степана Полторака со службы в ВСУ.

Конечно, были просчеты в процессе интеграции в НАТО. В частности, принятый 5 апреля этого года в первом чтении Проект закона “О национальной безопасности Украины”, в котором далеко не все соответствует стандартам НАТО.

Кстати, стандарты НАТО – это не нечто абстрактно-условное, как многие думают. Они выписаны вполне четко в “Соглашении по стандартизации”, которое представляет собой международный договор, регламентирующий общие правила, определяющий общий порядок действий, закрепляющий единую терминологию и устанавливающий условия унификации технических процессов, а также вооружения и военной техники, прочей материальной части вооруженных сил НАТО и стран-партнеров.

Стандарты НАТО (а всего их более 1300), условно можно разделить на административные, оперативные и материально-технические. Административные стандарты определяют процессы управления и обмена информацией, а также порядок работы с документацией. Оперативные стандарты направлены на оперативное планирование применения войск. Материально-технические стандарты определяют единые требования к вооружению и военной технике союзников, управлению жизненным циклом, а также кодификации предметов обеспечения.

Доподлинно неизвестно, в какой именно части происходит “пробуксовка”, но можно предположить, что речь идет прежде всего о материально-технической составляющей. Поскольку по первым двум пунктам у Украины проблем возникнуть не должно – их реализация зависит в первую очередь от желания и решается, в основном, организационной работой. А вот с материально-техническими стандартами до сих пор существуют проблемы, потому что они предполагают привлечение значительных материальных ресурсов.

Вместе с тем, существуют достаточно примеров из жизни, которые красноречиво свидетельствуют, что без перехода на данные стандарты НАТО в цивилизованном мире нам делать нечего.

Например, в августе 2016-го года Литва отказалась покупать украинские БТРы по той причине, что они не соответствуют стандартам НАТО. Зато Минобороны Литвы решило купить 88 бронемашин Boxer немецко-голландского консорциума Artec. Эти бронемашины обошлись литовцам по цене 4,3 млн евро за штуку, при том, что стоимость украинских БТР-4 составляет в районе 2 млн евро за машину.

“Есть стандарты, которые приняты в странах НАТО, чтобы оперировать и принимать участие в действиях сообща. Этим требованиям отвечала немецкая техника”, – пояснил тогда министр обороны Литвы Юозас Олекас.

Также можно вспомнить, как в конце 2014-го года в СМИ появились сообщения, что Канада предложила подарить 20 самолетов McDonnell Douglas CF-18 Hornet Воздушным Силам Вооруженных Сил Украины и предоставить 10 пилотов-инструкторов для обучения украинских пилотов, но украинская сторона отказалась от этого предложения из-за проблематичной эксплуатации и невозможности быстро переучить пилотов (в Украине на вооружении традиционно находятся советские самолеты марок Су и Миг).

Таким образом и получается, что переход Украины на стандарты НАТО – это не прихоть, а суровая необходимость.

Вместе с тем, не все так плохо. В “Соглашении по стандартизации” указано, что стандарт НАТО принимается консенсусом и может быть реализован полностью или частично, с замечаниями или без. А это, как вы понимаете, может стать лазейкой для принятия в Альянс (а членство в НАТО является конечной целью всех этих процессов) даже на этапе незавершенного реформирования наших вооруженных сил.

И, тот же Пристайко излучает оптимизм по этому поводу: “Я не думаю, что даже среди членов Альянса есть такие, кто полностью соответствует всем без исключения стандартам”.

Хотя, конечно, надеяться на исключения для себя не стоит – лучше упорно работать в заданном направлении, чтобы лишить скептиков возможности поставить под сомнение правомерность будущего членства.

Руслан Рудомський, Depo.Война

You may also like...