«Аферист века» Кервьель: мошенник или жертва обстоятельств?

Бывший трейдер инвестиционного банка Société Générale Жером Кервьель, из-за незаконных спекуляций которого в конце 2007 года банк потерял около 6 млрд евро, недавно получил беспрецедентно строгий приговор французского суда: три года в тюрьме и еще два — условно, а также возмещение банку астрономической суммы почти в 5 млрд евро. Подробности скандала.

На суде Кервьель настаивал на том, что банк должен разделить с ним ответственность, поскольку рискованные операции он заключал с ведома и молчаливого согласия руководства. Право.Ru с помощью специалистов в области инвестиций пытается разобраться, как в принципе стала возможна подобная ситуация, и действительно ли Кервьель — единственный, кто в ней виноват.

Рискованные операции «мошенника века» стоили ему не только тех денег, которые он не смог вернуть банку и его клиентам. Уголовный суд Парижа, признав Кервьеля виновным по всем пунктам, приговорил его к 5 годам тюрьмы (из них два года — условно).

Кервьель также должен будет возместить 4,9 миллиардов евро, которые банк потерял из-за его действий. Французские СМИ уже посчитали, что при нынешней зарплате в 2,5 тысячи евро (Кервьель работает IT-консультантом), ему понадобится 22 000 лет, чтобы выплатить эту сумму.

В качестве компенсации банк может потребовать прибыль от продаж книги мемуаров Кервьеля и прав на ее экранизацию

Впрочем, сумма эта носит скорее символический характер. Банк сразу после объявления приговора суда заявил, что не собирается настаивать на ее полной выплате, поскольку понимает, что это практически невозможно. Банк заявил, что «и речи не может быть» о том, чтобы требовать подобную сумму с одного человека, и что он «полностью открыт для того, чтобы найти какое-то решение».

Об этом заявила директор по связям с общественностью Каролин Гийоман (Caroline Guillaumin).

Впрочем, сам Кервьель такой благородный жест не оценил, и в интервью французским СМИ подчеркнул, что не готов идти ни на какие сделки с Société Générale и ничего не собирается у них просить.

«Я ничего не прошу у банка. Банк везде заявляет, что будут какие-то переговоры, что они никогда не потребуют у меня этой суммы, распространяются об этом в прессе, однако ни с одним из моих адвокатов не связывались по этому поводу», — говорит Кервьель. При этом на вопрос журналистов о возможности переговоров, он отвечает отрицательно.

Об этом ранее заявил и его адвокат Оливье Метцнер (Olivier Metzner), подчеркнув, что защита намерена подать апелляцию на решение суда, особенно в части выплаты компенсации.

О том, что вопрос о взыскании с Кервьеля ущерба, нанесенного Société Générale, будет окончательно решаться после завершения процедуры апелляционного обжалования, заявил и банк. У Société Générale есть, например, возможность потребовать прибыль от продаж недавно опубликованной книги мемуаров ставшего скандально знаменитым Кервьеля «Спираль: Мемуары одного трейдера» и прав на ее экранизацию.

Адвокат Кервьеля назвал своего подзащитного «продуктом Société Générale»

В приговоре суда говорится, что 33-летний Жером Кервьель «скрывал свои операции, сумев обмануть контролирующие службы банка». Он не получал разрешения, даже скрытого, от своего начальства, выходя за пределы своих полномочий трейдера и ведя рискованные спекуляции на бирже. Поэтому он признан виновным в злоупотреблении доверием, незаконном проникновении в базу данных, а также в подлоге.

Таким образом, суд не усмотрел вины Société Générale в столь крупных потерях от неудачной игры на бирже их сотрудника. А ведь именно на частичной вине банка в том, что такая ситуация в принципе возникла, строили свою защиту адвокаты.

После оглашения приговора адвокат Метцнер был возмущен: «Это несправедливо и неразумно, что лишь он один понес ответственность за творение системы. Интересно, почему это Жером Кервьель должен в одиночку отвечать за дела всего банка?».

Защита настаивала на том, что его, по сути, сделали козлом отпущения. «Жером Кервьель в одиночку расплачивается за проблемы всей системы Societe Generale. Он потрясен тем, что ее создатели ушли от ответственности», — заявил его адвокат. По словам защитника, Кервьель «не что иное, как продукт Société Générale». (О том, что эту фразу адвоката можно воспринимать буквально, мы расскажем ниже).

Экс-директор Société Générale: Кервьель — «террорист», который почти развалил банк

Сам Кервьель на протяжении всего процесса настаивал, что его руководство знало о проведении рискованных сделок и поощряло их, пока они приносили доход.

Правда, при этом финансист признался, что зашел слишком далеко и совершал «глупости».

В свою очередь экс-директор Société Générale Даниэль Бутон категорично охарактеризовал Кервьеля: «Жулик, мошенник и террорист, который почти развалил банк».

Сенатор Жерар Лонге считает сумму компенсации, назначенной судом, «немного смешной»

И хотя в вопросе о том, единственный ли виновный в этом деле Кервьель, общественное мнение расходится, но чрезмерность наказания признают практически все. Так, многие французские политики (а дело с самого начала имело широкий, в том числе политический резонанс) сочли приговор абсурдным.

Глава комитета в Сенате правящей партии Жерар Лонге (Gérard Longuet) заявил, что 4,9 миллиардов в качестве компенсации — это «немного смешно». Франсуа Байру (François Bayrou) — председатель центристского Союза за французскую демократию — отметил, что это решение напоминает уникальную американскую практику, где суды могут приговорить преступника к 150 или 200 годам тюремного заключения.

Не все специалисты, работающие на мировом фондовом рынке, согласны с обвинением в том, что Кервьель действовал несанкционированно

Потери банка возникли, как утверждало обвинение, после того как Кервьель открыл несанкционированные позиции на европейских фондовых рынках в размере 50 миллиардов евро.

Трейдер осуществлял арбитражные операции с фьючерсами на фондовые индексы, зарабатывая деньги на разнице цен на эти инструменты на различных рынках. Банку пришлось закрывать позиции на фоне падения биржевых котировок, что привело к потерям в размере 4,9 миллиарда евро (около $7 млрд).

Между тем специалисты, работающие на фондовом рынке, выражают сомнения по поводу того, что Кервьель является единственным виновником происшедшего.

«Я думаю, очень многие удивляются тому, как кто-то мог вести подобную торговлю так долго без того, чтобы на это не обратили внимание», — говорил еще в самом начале скандала Мэтт МакКит из гонконгской инвестиционной компании First State Investments. «Я всегда отношусь с небольшим подозрением к компании, которая сталкивается с подобными обстоятельствами», — добавил он.

Трейдер по кличке Том Круз: почему симпатии многих французов на стороне мошенника?

Французский Че Гевара и Джеймс Бонд Société Générale — это далеко не полный список героических «титулов», которыми французская публика наградила Кервьеля.

Согласно опросам общественного мнения, только 13% населения Франции считают, что действия бывшего сотрудника «Сосьете Женераль» достойны наказания. Больше половины опрошенных, в свою очередь, уверены, что настоящим злодеем в этой истории является сам банк.

Во многом подобные симпатии французов к молодому трейдеру Жерому связаны с его биографией.

Будущий «финансовый гений» родился в небогатой семье

Его мать, Мари-Жозе, была хозяйкой небольшой парикмахерской, носившей незатейливое название «У Мари-Жо», где она совмещала должность руководителя и профессию парикмахера. Отец Жерома, Шарль, был кузнецом.

Семья жила в провинциальном городке Пон-Лаббе с населением всего в 8000 человек. Те, кто знает Жерома с детства, отзываются о нем как о веселом и общительном ребенке. Он был вратарем и капитаном местной детской футбольной команды, а также обладателем коричневого пояса по дзюдо.

Жером нередко подвергался насмешкам ровесников из-за чрезмерной полноты. Однако постоянные нападки сверстников научили Жерома достойно отвечать на них, и сделали его лидером в своей компании. «Его слушали, он имел авторитет. Он был более зрелым, чем мы», — говорит один из друзей детства Кервьеля, Антони.

Юный Кервьель поначалу отверг приглашение Société Générale и намеревался уйти в политику

Способности Жерома к финансовым операциям стали проявляться, когда мальчик поступил в один из университетов города Лион. Финансовая школа в вузе была создана при содействии трех самых крупных банков Франции, в число которых, как известно, входил и Société Générale. Однако Жером не сразу принял приглашение занять одну из рядовых должностей в этом банке. По окончании обучения в 2000 году он получил степень магистра в области финансовых рынков, но вопреки ожиданиям решил пойти по пути, далекому от финансов.

По совету тогдашнего мэра Пон-Лаббе, Тьерри Мавиака, вчерашний студент подал заявку на место в муниципальном совете партии правых взглядов «Коалиция за республику» RPR. Но заявка Жерома была отвергнута. И тогда юный Кервьель принял приглашение банка и стал обычным менеджером среднего звена в «Сосьете Женераль».

На начальной стадии карьеры в обязанности молодого человека входил мониторинг прибылей и убытков банка. На этой должности Жером проработал 5 лет. Однако эти годы не прошли для него даром: именно тогда молодой человек не только изучил основные принципы работы банковского трейдера, но и создал собственные схемы игры на фондовом рынке, втайне мечтая применить их потом в реальности.

Банк активно продвигал способного трейдера, но не обратил внимания, что у него стрессовая ситуация

Удача улыбнулась Кервьелю в 2005 году, когда, заметив незаурядные способности юноши, руководство банка решило перевести талантливого финансиста в трейдерское подразделение Société Générale в Париже, назначив его младшим трейдером. В то же время молодой человек навсегда избавился от клички Толстяк. Он внешне похорошел и даже, по мнению друзей, стал напоминать голливудского актера Тома Круза — так его и звали в узком кругу.

Однако, как только мечта Жерома об управлении крупными капиталами стала сбываться, в его судьбе стали происходить трагические события.

В 2006 году от тяжелой болезни скончался отец Жерома. И на плечи молодого человека легла обязанность содержать и морально поддерживать свою престарелую мать. Личная жизнь Жерома тоже не складывается: вскоре Кервьель разводится с супругой.

«После развода он был всегда один. Он привлекателен и всегда элегантно одет, но при этом всегда один. Я никогда не видел его с девушкой», — рассказывает сосед Жерома.

Все это, а также новые обязательства, которые на него легли с переходом на новую должность, стало для Кервьеля большим испытанием. Тетя Жерома, Сильвиан Легольф, говорит, что в последний год он испытывал очень большой стресс. «Ему следовало уйти оттуда. Он взял на себя слишком большую ответственность».

Игра по-крупному: как Кервьель обошел защитные механизмы

Примерно за год до скандала Кервьель разрабатывал схему, которая позволяла ему обойти механизмы банковского контроля, открыв несанкционированные позиции на европейских фондовых рынках, размеры которых превышали 50 миллиардов евро.

Трейдер осуществлял фьючерсные операции на фондовых рынках, зарабатывая деньги на разнице цен. По признанию самого Кервьеля, в его практике гигантские прибыли, достигавшие порой небывалых размеров в миллиарды евро, сменяли такие же убытки.

Так, летом 2007 года он был в минусе на 2,5 миллиарда евро, но к декабрю сумел переломить ситуацию и получить чистый доход в 1,4 миллиарда евро.

Похожая ситуация сложилась и в конце 2007 года. Только на этот раз убытки сильно превысили прибыли, составив в общей сложности 4,9 миллиарда евро, и банку пришлось сообщить о своих потерях французскому правительству, после чего и произошел громкий скандал.

Молодой человек был арестован и допрошен французской полицией. В ходе допроса Кервьель признал, что скрывал свои торговые операции, однако, по его словам, делал это, чтобы получить репутацию талантливого биржевого игрока, а не для того, чтобы нанести ущерб своему банку.

Сегодня трейдер утверждает, что руководство банка знало о его рискованных операциях, и это еще больше запутывает вопрос об ответственности банка за беспрецедентные финансовые потери.

Автор: Елена Голотенко, Право.ру

You may also like...