Пенсионный лохотрон: жил, жив и будет жить

Остается лишь удивляться тому, насколько много желающих есть на белом свете сделать нас счастливыми за нас же счет. Только в итоге оказывается, что при любом раскладе ты всегда остаешься в проигрыше. О том, как в стране с самым высоким уровнем коррупции, обесцененным трудом и падающей продолжительностью и без того мучительной жизни власть затеяла “реформу” пенсионной системы.

«Белые придут – грабят! Красные придут – грабят!
Куды бедному крестьянину деваться?!»

(х/ф «Чапаев», 1934 год)

Взяться за перо меня заставили два события, произошедшие на этой неделе. 1 февраля в Киеве побывал на обучающем семинаре для региональных журналистов «Пенсионная реформа в Украине». Вернувшись в Луганск, на остановке увидел объявление с приглашением на семинар «Как за 4-8 лет заработать европейскую пенсию».

Чтобы сравнить «национальные» и «европейские» подходы к пенсионной проблеме, отправился после учебы в столице и на местный семинар. Впечатления, полученные на обоих семинарах, можно охарактеризовать одним словом – «лохотрон».

Современному читателю этот термин, думаю, знаком. В лохотроне выгоду получают все, кроме тех, кому обещают светлое будущее. Объектом процесса промывания мозгов является так называемый лох, который не может хотя бы в первый момент времени понять, что его уже развели на деньги. По количеству облапошенных граждан лохотрон делится на массовый и единичный. В массовом лохотроне количество участвующих может исчисляться миллионами, а в единичном лохом может оказаться тот, кто покусился на халяву что-то поиметь.

Изучением массового лохотрона под названием «Пенсионная реформа в Украине» мы вначале занимались на столичном семинаре в гостинице «Русь». Каких только доводов о необходимости изменения пенсионного законодательства там не звучало: и о потребности в адаптации пенсионной системы к негативным демографическим реалиям, и о нехватке средств в Пенсионном фонде Украины, и о направленности реформы на защиту незащищенных, и о глобальном кризисе в пенсионных системах многих стран мира.

Предлагаемая пенсионная система будет формироваться на трех уровнях. Первый уровень – солидарная или перераспределительная система, т.е. базовое пенсионное обеспечение, зависящее от стажа работы и уровня учитываемой при начислении пенсии заработной платы. Второй, и самый каверзный уровень – обязательная накопительная система. Третий уровень – добровольное, т.е. самостоятельное пенсионное страхование.

По мнению вице-премьер-министра, прежде всего, необходимо совершенствовать существующую солидарную пенсионную систему. Смысл предстоящих преобразований будет направлен на ужесточение (т.е. сокращение) пенсионных выплат, чтобы уменьшить дефицит государственных пенсионных закромов.

Основной упор модернизации этой системы делается на поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет и для мужчин-чиновников – до 62 лет. Кроме того, будет увеличен минимальный страховой стаж на 10 лет, а максимальный размер пенсии ограничен уровнем в 12 прожиточных минимумов. Предстоящие пенсионные преобразования коснутся практически каждого, кто до выхода новых законов не оформит пенсии.

С.Тигипко посетовал, что пенсионеров становится все больше и живут они все дольше. Только он почему-то не вспомнил, что пенсионеры достались нам в наследство от страны, в которой продолжительность жизни была большей, чем сейчас, и рабочими местами были обеспечены все граждане, и тогда пенсионеры не были лишним балластом.

Высокопоставленный чиновник все больше ссылался на опыт европейских стран, где пенсионный возраст выше, чем в Украине, скромно умалчивая, что уровень жизни в наших странах и прожиточные минимумы разительно отличаются. Лучше бы он рассказал людям, где им работать, как до пенсии дожить, и главное — как потом на нее выжить. Только С.Тигипко больше интересовали не люди, а деньги.

Сегодняшние реформаторы благодаря нововведениям надеются получить следующую динамику дефицита в Пенсионном фонде страны: 2010 г. – 26,6 млрд. грн., 2011 г. – 17 млрд. грн., 2012 г. – 10 млрд. грн., 2013 г. – бюджет фонда станет бездефицитным. После этого они собираются начать второй этап пенсионной реформы – внедрение обязательной накопительной пенсионной системы.

Смысл последней заключается в том, что всех граждан моложе 35 лет наше государство заставит делать обязательные отчисления из своей зарплаты в размере от 2% до 7% (через пять лет) в накопительный фонд с правом получения дополнительной пенсии только через 30 лет ежемесячных отчислений. Через два года после начала второго этапа граждане получат право выбирать любой негосударственный пенсионный фонд для накопления средств для дополнительной пенсии.

Слушать сказки чиновников – это одно дело, а вот жизненные реалии – совсем другой коленкор. Мы не услышали жестких гарантий со стороны государства не только доходности, но и элементарного сохранения пенсионных взносов. Держава, инициировавшая реформу, по сути, снимает с себя ответственность за ее результаты.

Еще свежи в нашей памяти печальные итоги деятельности в 90-х годах прошлого века без вести пропавших трастовых компаний и коммерческих банков, завлекавших граждан в свои пенсионные программы. Во многих семьях до сих пор хранятся как реликвии советские сберкнижки с невостребованными накопительными вкладами, когда государство просто обмануло своих граждан.

Да и сейчас работает на украинском рынке немало финансовых посредников, которые на глазах у специалистов Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг строят новые финансовые пирамиды и просто разводят местных лохов, обещая им через десятилетия золотые горы европейских пенсий. «Если слышен денег шелест – значит, лох пошёл на нерест»!

В убыточном государстве, где нет экономической стабильности, где нет эффективного контроля за действиями власти, трудно прогнозировать свое будущее. В экономике, в которой доминируют отрасли с низкой добавленной стоимостью, избежать финансовых потрясений практически невозможно.

За два десятилетия истории современной Украины мы уже были свидетелями нескольких обвалов экономики. А сие означает одно – долгосрочные вложения гарантированно будут обесцениваться. К тому же долгосрочность перечислений в накопительный фонд открывает неограниченные возможности для сокрытия реальной эффективности вложений. Но главное – конфискационный характер изъятия средств у потенциальных пенсионеров делает массовый лохотрон неизбежным.

В обществе, где нет политической стабильности, где на вершине управленческой вертикали лишь регулярно меняются кланы, отражающие интересы крупного капитала, априори не может быть надежной системы социальной защиты. Общество системного потребления не оперирует абстрактными категориями морали, а зиждется на принципах прибыльности.

Поэтому наши высшие чиновники проводят интенсивную санацию государства-банкрота за счет не дающей прибыли социальной сферы. Обещания в далеком будущем защитить незащищенных, сделать общество справедливым чем-то напоминают действия Ходжи Насреддина. Этот фольклорный персонаж мусульманского Востока, помнится, без риска лишиться головы брался за 20 лет обучить ишака грамоте. «Или падишах умрет, или ишак, или я, грешный», – здраво рассуждал хитрец.

Организаторы семинара поведали журналистам и о том светлом далеком будущем, которое неизвестно когда настанет, в виде ожидаемых результатов пенсионной реформы, а именно:

1) гарантии 100% выплат пенсий сейчас и в будущем,

2) формирования социально справедливой системы пенсионного обеспечения,

3) повышения престижности работы работников бюджетной сферы,

4) стабилизации и улучшения состояния государственных финансов,

5) детенизации экономики,

6) экономического роста и благосостояния украинцев.

Слушая их, невольно возникали у нас ассоциации с уже известными Нью-Васюками из «Золотого теленка» и Полем Чудес из «Золотого ключика». Что-то подобное было и в прежней нашей истории: и хрущевский коммунизм к 1980 году, и горбачевские квартиры каждой семье к 2000 году, и ющенковские 5 млн. рабочих мест к 2010 году.

Конечно, нельзя не согласиться с мнением С.Тигипко о том, что если сейчас ничего не делать с пенсионной системой, то вскоре возникнут серьезные проблемы с выплатой пенсий. Уже сегодня более 63% людей получают пенсию менее 1000 грн. Чтобы преодолеть трудности Пенсионного фонда, по мнению вице-премьер-министра, есть два пути: либо сокращение уровня пенсий, что невозможно сделать ни по закону, ни по моральным причинам, либо реализация механизмов наполнения фонда. Вот только как реально (а не теоретически) увеличить поступления для пенсионных выплат, участники семинара не услышали.

Наполнение Пенсионного фонда похоже на решение арифметической задачки о наполнении водой бассейна с двумя трубами. Только наше правительство знает, как перекрыть трубу оттока из пенсионного «бассейна», но не умеет решить проблему притока денежных средств в государственные пенсионные закрома.

Чтобы уменьшить число пенсионеров, «реформаторы» поднимают пенсионный возраст, при этом забывая решить вопрос занятости населения, что приведет к росту уровня безработицы, особенно среди молодежи. Искусственное уменьшение количества пенсионеров формально даст экономию государственных пенсионных расходов, но не добавит пенсионных поступлений. Эти действия лишь обострят ситуацию на рынке труда, что потребует увеличения объема социальной помощи растущему числу безработных. Здесь сработает принцип сообщающихся сосудов: экономия средств Пенсионного фонда приведет к затратам фонда по безработице.

Нам рассказывали и показывали соответствующие слайды о том, как многие цивилизованные страны встали на путь изменения пенсионного законодательства. Однако никто не возражает против модернизации этого процесса. Непопулярное решение об увеличении пенсионного возраста украинское население еще могло бы понять и принять, если бы уровень оплаты труда и пенсий в стране соответствовал европейскому уровню, если бы не было такой разницы в концентрации богатств в руках у малочисленной так называемой элиты и балансирующего на грани бедности большинства жителей страны.

Старший международный советник по пенсионным вопросам Г.Таггарт, рассказывая на семинаре о зарубежном опыте проведения пенсионных реформ, откровенно заявил, что не хотел бы жить на среднюю украинскую пенсию, достигающую 50% средней украинской зарплаты, а предпочел бы иметь среднюю пенсию англичанина, соответствующей лишь 20% средней зарплаты в Великобритании. Что ж, его понять можно: в стране с самым высоким уровнем коррупции, обесцененным трудом и большим риском для предпринимательства можно лишь раздавать советы, но жить лучше подальше от нее.

Наша власть лишь декларирует политические лозунги о социальной справедливости, делая практические шаги совсем в другом направлении. Мы так и не услышали от организаторов столичного семинара, почему нет прогрессивного налога на богатство тех, кто успел за бесценок или в результате криминальных разборок «прихватизировать» так называемую общенародную собственность, почему не декларируют своих расходов коррумпированные чиновники, почему социальная сфера в стране не развивается, а лишь сокращается, почему люди не имеют возможности работать в стране и получать достойного вознаграждения за свой труд, почему в Украине правит не Закон, а понятия…

Не получив ответа на волнующие многих украинцев вопросы, вернулся в родной Луганск, который некоторые аборигены называют Лоханском. Не откладывая в долгий ящик, отправился на новый семинар, чтобы узнать, как за несколько лет заработать «европейскую пенсию».

По мнению организаторов семинара, если включиться в сетевой бизнес их сомнительной компании, то через 4-8 лет, если достигнете соответствующего уровня продаж, фирма гарантирует европейское пенсионное обеспечение. На просьбу познакомить со счастливчиками, имеющими статус европейского пенсионера, представитель фирмы «Рога и Копыта» пояснил, что в Лоханске желающих получать инвестиционный доход в размере 2000 долларов за многолетнюю деятельность компании пока не нашлось.

Остается лишь удивляться тому, насколько много желающих есть на белом свете сделать нас счастливыми за нас же счет. Только в итоге оказывается, что при любом раскладе ты всегда остаешься в проигрыше. Грабит нас как родное государство, так и местные Остапы Бендеры.

Автор: Олег Перетяка, Свободный репортёр

You may also like...