Напиться и взлететь – полет нормальный?!

Более четырех с половиной часов пришлось просидеть 287 пассажирам чартерного рейса Петербург — Хургада из-за неадекватного поведения пяти курортников. Причем, как выяснилось, своевременному вылету помешали не только пьяные, но и «не определившиеся» с личной жизнью граждане. Как покончить с обычной для чартерных рейсов «пьяной» практикой.

 Более чем на 4 часа был задержан рейс авиакомпании «Россия», выполняющий 19 октября чартерный рейс Санкт-Петербург — Хургада. Пока представители перевозчика — авиакомпании «Россия» — и сотрудники САБ (службы авиационной безопасности) разбирались с несколькими неадекватными пассажирами, остальные 287 человек, включая маленьких детей, вынуждены были покорно ждать.

Как сообщила «Росбалту» пресс-секретарь авиакомпании Марина Пешехонова, это был «настоящий паноптикум».

«Самолет должен был вылететь по расписанию в 7:00, на борту Боинга-767 находился 291 человек, — сообщила представитель авикомпании «Россия». — Сначала пришлось снять с борта одного пассажира — он был очень сильно пьян. Затем какая-то странная ситуация сложилась с другим пассажиром, уже находящимся на борту. Он отказался лететь, пришлось изымать из багажного отделения его багаж. Увидев это, мужчина вдруг снова решил лететь, сообщив, что «семейные обстоятельства» изменились. Пришлось вновь загружать багаж, выяснять причины столь странного поведения».

Затем, как рассказывают представители ГТК «Россия», произошла еще одна напасть: еще 3 пассажира успели так «наотмечать» начало египетских каникул, что их тоже пришлось снять с борта сотрудникам службы безопасности». В итоге общее время задержки составило почти 4,5 часа. Аэробус полетел в солнечную страну с 287 пассажирами из 291, купившего билеты.

Дискуссии о том, пить или не пить до и во время полета, идут уже не первый год и отнюдь не только в России. Сотрудники авиакомпаний единодушно называют самыми проблемными в этом плане чартерные рейсы отпускных южных направлений. Египетские, турецкие, азиатские, некоторые европейские и африканские направления за последние годы успешно «победили» считавшиеся когда-то тяжелыми в этом плане северные рейсы, на которых возвращались на большую землю получившие большие деньги труженики Крайнего Севера.

«Не секрет, что чартерные рейсы почти всегда стараются сопровождать сотрудники служб безопасности как авикомпаний, так и аэропортов. Правда, аэропортовские смотрят на пьяных пассажиров, как правило, сквозь пальцы — не им же с такими потом «нянькаться», — рассказал «Росбалту» сотрудник одной из российских авиакомпаний, попросивший не указывать его имени по причине того, что часть обнародованной информации может являться профессиональным секретом. — Часто задействованы на вылетах чартеров также сотрудники профайлинга (психологической системы, включающей выборочные опросы граждан, своеобразные ходячие «детекторы лжи» — Ред.). Сотрудники профайлинга курсируют по аэропорту, вычисляя вероятных проблемных пассажиров и проводят с ними своеобразные «интервью» в целях выяснить, нет у пассажира запрещенных предметов, не нарушает ли он правила авиационной безопасности, насколько он адекватен и трезв, в конце концов».

Где будут стоять профайлеры, к кому подходить и что спрашивать — неизвестно. Как рассказала корреспонденту «Росбалта» Юлия Назаретян — сотрудница крупной западной фармацевтической компании, вынужденная по долгу службы очень часто летать по миру, — в Европе, а особенно в Израиле и США уже давно не удивляются подобным «интервью»:

«В Европе, в отличие от России, профайлеры всегда в начале беседы подчеркивают, что интервью исключительно добровольное и я могу отказаться, — рассказывает Юлия. — Меня спрашивали, например, о том, сама ли я собирала свой чемодан и не мог ли кто-то посторонний подложить мне опасный предмет… По нескольку раз за 5-10 минут могли уточнять, точно ли у меня в бутылочке шампунь, а не коньяк или взрывчатка. В аэропорту Франкфурта, например, меня долго пытали, соглашусь ли я выпить в самолете, если мне это предложит незнакомый пассажир. Да, вопросы бывают идиотские, на первый взгляд. Но, я полагаю, что мера эта все-таки вынужденная — например, в Израиле очень хорошо психологически подготовленные эксперты профайлинга «на раз» так вычисляют террористов».

Впрочем, даже если САБовцы или инспекторы профайлинга вычислят потенциальных или реальных пьянчужек, поделать с ними особо ничего не могут — максимум, снимут с рейса. К тому же желающий выпить человек всегда найдет способ, как и где это сделать: перед входом в здание аэровокзала, до регистрации или уже в «стерильной» зоне. К тому же особо бояться им нечего. В России, в отличие от США и Европы, ответственность за подобное поведение смешная: согласно статье 11.17. КоАП «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте», оштрафовать пьяного дебошира можно … на 100 рублей! Максимальное наказание по другой «хулиганской» статье КоАП — административный арест на срок до 15 суток. Между тем в большинстве стран штрафы могут доходить до нескольких тысяч евро, а в США за пьяное хулиганство на борту можно угодить в тюрьму. Но самое, пожалуй, экстравагантное наказание – 10 дней отсидки в зиндане в Египте.

За последние годы лишь один раз удалось подать на пьяных дебоширов в суд и заставить их оплатить авикомпании материальные потери. В 2007 году решением Василеостровского суда Петербурга два несостоявшихся пассажира должны были оплатить ГТК «Россия» материальный ущерб на сумму 291 тыс. 984 руб.: в результате противоправного поведения молодых людей (пьянства, устроенной на борту драки) авиакомпания была вынуждена прервать полет в курортный Даламан и вернуть самолет в Пулково.

«Этот случай хоть и не единственный в России, но он определенно был прецедентом для петербургской авиации. В нашей стране еще не создана эффективная правовая база для борьбы с нарушителями в воздухе, поэтому компании приходится брать решение всех вопросов на себя. В то время как, например, в Америке такому «беспокойному пассажиру» могло бы грозить до нескольких лет тюрьмы», — прокомментировал «Росбалту» ситуацию бывший в недалеком прошлом начальником комплекса авиационной безопасности ГТК «Россия» Денис Муравьев.

Точной статистики ЧП с нетрезвыми пассажирами нет, однако в среднем цифры представить можно: ежегодно только в России около 150 различных чартеров вынуждены сбиваться с расписания из-за не в меру загулявших пассажиров. Впрочем, снимают их с рейсов только в исключительных случаях.

Не прошла и попытка МВД не допускать пьяных на борта самолетов: профессионалы резонно задумались о том, каким образом вычислять «в меру» или «не в меру» принявших на грудь путешественников — ну не обнюхивать же их, в самом деле.

Кстати, в большинстве своем сами пилоты и бортпроводники особого греха в «культурно выпивающих» не видят — лишь бы это действительно было культурно и не на борту самолета прямо из горла купленной в «дьютике» бутылки.

«Если таких не пускать, рейсы в Турцию и Египет будут летать полупустыми», «У нас и трезвых дебилов выше крыши», «Ничего страшного нет, если пассажир с аэрофобией примет 100 г для храбрости — это лучше, чем истерить в каждой воздушной яме будет…», «Лично видел в MLA плакат, посвященный программе, заботящейся о здоровье пассажира (которую аэропорт поддерживает). Там черным по белому была прописана рекомендация «принять» перед полетом бокал красного вина (со ссылками на исследование)», — пишут на авиационномфоруме авиаторы.

Скептически относятся они и к усилению предполетных «антиалкогольных» досмотров: «Еще бы установили ответственность за безосновательный недопуск на рейс. А то подозревать будут каждого первого. А доказательством трезвости будет сунутая в карман купюра», — пишет пользователь под ником B52.

Непонятно также, как измерять меру лояльности остальных десятков и сотен пассажиров, которые вынуждены просиживать на борту или в душных «накопителях», пока службы разбираются с проблемными гражданами. Очевидно, что только запретами проблему не решить. И бороться тут надо не с алкоголем на борту, а с бескультурьем и хамством.

Автор: Марина Бойцова, Росбалт

You may also like...