«Столичные стандарты медицины»: уж лучше сразу в гроб

Знаете, во что обойдется городской казне один визит пациента к семейному врачу? В бюджете на это заложено аж 50 копеек! А на помощь пациенту в травмпункте заложено 2 гривны. О том, как в Киеве внедряют столичные стандарты медицины: очковтирательство вместо реформ. И дешевый балаган вместо реальной, вдумчивой работы городских властей.

Как-то по телевизору показывали жителя провинциального немецкого городка, который прославился тем, что изобретает колесо. Неизвестно, чем ему не угодил круг, но начал он с треугольника. Когда экспериментальный велосипед с треугольными колесами отбил ему все, что можно было отбить, чудак вспомнил о квадрате. Последний вариант — шестиугольное колесо, по мнению изобретателя, значительно приблизилось к идеальной форме.

Этот чудак невольно вспомнился когда в СМИ началась пиар-кампания очередной затеи КГГА — руководство города объявило о создании и внедрении так называемого столичного стандарта медицины. В этой ситуации бюргер даже вызывает симпатию — экспериментирует за свои деньги, на себе же испытывает. В отличие от украинских чиновников.

Весь прошлый год городские власти радовали нас сообщениями о том, сколько новых амбулаторий семейной медицины открыли в Киеве. Цель благая — приблизить медпомощь к жителям города. Очевидно, ради этого многие амбулатории открывали буквально рядом с поликлиниками — в пяти минутах ходьбы. Обещали создать ровно 100 амбулаторий, выделив на это 100 млн. грн.

Киевляне размечтались — будет и у нас все, как в Европе: никаких очередей, доктор — сама предупредительность, ведь за пациентом ходят деньги. Осенью, когда денег осталось мало, число амбулаторий уменьшили до 90. Сколько открыли? Да кто его знает. По одним подсчетам — 70, по другим — полсотни, на больше денег не хватило. Все дело в том, как считать — в список новоселов «случайно» попадали и те, что давным-давно работают. (Например, амбулатория в Тверском тупике на Печерске ведет прием более пяти лет. Есть такие и в других районах.)

По словам медиков, были случаи, когда медучреждение торжественно открывали, а на следующий день вывозили оборудование, чтобы украсить им следующий объект. Трудно угадать, куда ушел миллион гривен, когда видишь скромные помещения амбулатории, в которой из оборудования — тонометры, градусники, в лучшем случае — весы. Главврачи поликлиник жалуются — им от сердца пришлось отрывать столы, стулья и кушетки, которые увозили на новостройки.

Тратя миллионы, экономили на мелочах, забывая, что скупой платит дважды. В одной из амбулаторий Шевченковского района, где уже подготовили праздничные шарики и ленту с ножницами, ночью прорвало трубу горячей воды. Случилось это в выходной. До понедельника сползли обои со стен, покоробило полы и мебель. Все пришлось выбрасывать и ремонтировать по новой. На мебель не тратились — экспроприировали в поликлиниках. А причиной аварии стал гибкий шланг, дешевле которого, по мнению сантехников, не бывает.

Неразговорчивые в нынешних условиях главные врачи поликлиник и стационаров все же позволяют себе некое свободомыслие в неофициальных беседах — слегка критикуют реформы, сознаются, что не понимают, куда те движутся, не стесняются в выражениях, когда речь заходит об амбулаториях семейной медицины. Деньги, которые можно было направить на переоборудование больниц, в которых лечебная и диагностическая база хромают на обе ноги, — пустили на унитазы.

Считайте сами — для каждой амбулатории нужно купить трубы, краны, счетчики, плитку, установить умывальники, оборудовать туалеты и т.д. Даже если это не 100, а 70 амбулаторий, сумма получается внушительная. Не лучше ли было за эти деньги приобрести необходимую аппаратуру? Почему семейных врачей нельзя разместить в свободных кабинетах поликлиник, где не хватает участковых врачей? Посмотрите на расписание приема врачей в любой больнице — сколько клеточек там пустует! Кто занимает их кабинеты?

Во многих из них уютно устроились приватные лаборатории и медцентры, хотя содержатся здания за счет городского бюджета.
Сегодня стандарт столичной медицины — это диагностическое и лечебное оборудование, которое служит 20 и даже 30 лет. Много найдется желающих ездить на автомобиле такого возраста?! Более 10 лет эксплуатируется большинство рентген аппаратов — 91 из 151, а также половина КТ и маммографов. Более 50% операционных столов уже отработали по 25–30 лет, некоторые разваливаются во время операции. Непростая задача для пациента найти в коммунальной больнице современный электрокардиограф, реоэнцефалограф, аппарат УЗИ и т.д. Хочешь получить точный диагноз — ищи частную или академическую клинику. И деньги, разумеется.

Чиновники утверждают, что сокращение стационаров неизбежно — лишние койки съедают львиную долю бюджета. В то же время в Киеве завели еще одного «пожирателя» бюджетных денег — амбулатории, на содержание которых уже в нынешнем году придется выделять немалые средства.

Недавно состоялось заседание, на котором в очередной раз хвастались итогами реформирования столичной медицины, — оказывается, руководители ГУОЗ вполне удовлетворены результатами 2011 года. В процессе реструктуризации было создано девять центров ПМСП и пять консультативно-диагностических центров. Лихорадка реформ из пилотных Днепровского и Дарницкого районов перекинулась также на Шевченковский и Подольский.

Центры ПМСП в Днепровском и Дарницком районах еще толком не начали работать, но уже продемонстрировали результаты, которыми вполне гордится городская власть, — количество вызовов скорой помощи и уровень госпитализации больных в стационары, по данным ГУОЗ, уменьшились на 16–17%. И самое главное, как доложили на совещании, киевляне с энтузиазмом восприняли реформу медицины. Уровень охвата семейной медициной подскочил с пяти до 21%, а количество пациентов, довольных медицинским обслуживанием, выросло на целых 7%.

Наша читательница Оксана П., очевидно, не попала в когорту этих счастливчиков. Тридцатилетней женщине стало плохо прямо на работе, да так плохо, что пришлось вызывать «скорую». С высоким давлением шутки плохи, поэтому на следующий день она пошла к участковому, точнее к врачу общей практики в амбулаторию семейной медицины, открытую неподалеку от ее дома.

Молодая доктор пообещала выписать больничный лист, но только после того, как пациентка проконсультируется у узких специалистов в поликлинике — врач еще не научилась ставить диагноз при помощи тонометра и градусника, а другого оборудования в амбулаторию семейной медицины не дали. Оксана честно проходила всю неделю в поликлинику, которую теперь называют консультационно-диагностическим центром. Любой доктор знает, что скачки давления и головную боль могут спровоцировать десятки причин, правильный диагноз без обследования поставить невозможно.

Оксана тоже это понимает, поэтому и сидела два дня по пять часов (!) под кабинетом невропатолога, но на прием не попала — талончиков нет, а живую очередь, похоже, нужно занимать с ночи. Кардиолог и эндокринолог тоже оказались недоступны — кабинеты с табличками есть, специалистов — нет. Чтобы попасть к врачу, работающему на полставки или на четверть, действительно, нужно везение. Обследование закончилось быстро — кардиограмму сделать не удалось, потому что аппарат в очередной раз сломался, рентген она недавно проходила, а больше бюджетная медицина ничего не смогла ей предложить.

Семейный врач не удивилась, услышав отчет пациентки, но посоветовала проверить щитовидку и сосуды головного мозга, может это объяснит, почему так скачет давление. Анализы на гормоны и обследование сосудов придется пройти в частных медучреждениях, — предупредила она.

— Я попросила написать, какие лекарства принимать, когда состояние ухудшается, — вспоминает Оксана. — Доктор посоветовала: без диагноза назначать сложно, вы посмотрите, что принимает ваша мама или бабушка в таких случаях. Если им помогает — и вам должно помочь. Это уже проверено.

— Теперь я понимаю, почему их называют семейными врачами, — шутит Оксана, рассказывая историю своего лечения.
Дай Бог, чтобы хоть такие были — дефицит медиков в столице достигает почти 4000, из них 500 — врачей первичного звена. В Дарницком районе укомплектованность — 83%, в Шевченковском — 60%, в Святошинском — 56%. Вакантные должности имеются в 84 амбулаториях. Непонятно, почему медики не выстраиваются в очередь — по словам руководителя ГУОЗ, в прошлом году столичные врачи первичного звена в среднем получали 3206 грн.В нынешнем году их вообще ожидает изобилие — 3974 грн.

Не спешите завидовать. Эксперты утверждают, что бюджет столичной медицины относится к эконом-классу — в нем урезали все, что возможно и невозможно. На зарплату медикам уйдет 56%, но чтобы врачи и медсестры получали предусмотренные законодательством надбавки за интенсивность и результативность труда, необходимо еще минимум 240 млн.грн. Таких денег в бюджете нет, и вряд ли тут что-то изменят предстоящие выборы. Речь идет даже не о стимулах и мотивации работать лучше, а о простой возможности выживать и кормить своих детей. Правда, министр здравоохранения обещает, что в нынешнем году зарплату медикам повысят на 13% , президент гарантирует — на 30%. А руководство КГГА, открывая амбулатории, обещало, что врачам первичного звена зарплату вообще удвоят — с этого начинаются столичные стандарты.

Сколько бы семейный доктор ни взял себе участков и пациентов, ему всей жизни не хватит, чтобы заработать на квартиру в Киеве. Столичное руководство обещает помочь и в этом вопросе — в Киеве построят жилье для медиков. А.Попов заявил, что под это уже выделена площадка. И не где-нибудь, а в Печерском районе. Боюсь, что это обещание из серии «мы скоро победим туберкулез».

Программа реформирования медицины включает в себя раздел «Индикаторы успеха». Один из них — снижение смертности от туберкулеза на 30%. Кстати, до 2014 года должны также снизить преждевременную смертность на 25%, и сократить долю теневых платежей в системе здравоохранения с 10–15% до 5–7%. Смело, правда?

Наши источники в ГУОЗ утверждают, что при составлении бюджета были полностью проигнорированы стандарты диагностирования и лечения пациентов. На медикаменты и перевязочные материалы запланировано всего 183 млн.грн. , а если исходить из нормативов, утвержденных Минздравом, Киеву необходимо в восемь раз больше. Знаете, во что обойдется городской казне один визит пациента к семейному врачу? В бюджете на это заложено аж 50 копеек! Сколько больных должен принять доктор в семейной амбулатории, чтобы получить ту зарплату, которую называли чиновники?!

На помощь пациенту в травмпункте заложено 2 грн. Индикаторы жизни в стационаре показывают 7 грн. в сутки на одно койко-место, при том, что самый скромный набор лекарств и расходных материалов стоит не менее сотни. В реанимационном отделении необходимо примерно полторы тысячи гривен в сутки, бюджет обещает всего 58. В разы меньше, чем необходимо, получит на медикаменты городская больница скорой помощи, отделения неотложной медицины, служба скорой помощи и т.д. Это и есть реальные стандарты столичной медицины.

Киевляне обязаны заплатить налоги, а потом еще раз достать кошелек, чтобы рассчитаться за лекарства и диагностику, а также позаботиться о своем меню — в стационаре на питание предусмотрено 11 грн. в сутки. Это уже с учетом инфляции. Туберкулезные больные, при норме 46,5 грн. в сутки, в лучшем случае получают еду на 10 грн. По подсчетам экспертов, чтобы придерживаться норм питания, необходимо дополнительно выделить 120 млн. грн., острая потребность — 13 млн.грн.

Но если с питанием пациентам помогут их родственники, то с капитальным ремонтом — никто не подсобит. На это выделено 21 млн. грн., а требуется в 20 раз больше. Поэтому и длится капитальный ремонт инфекционного отделения в Александровской городской больнице более семи лет. Чиновники обещали открыть его в декабре, потом перенесли на январь, но опять не сложилось. Собственно, даже если и перережут ленточку, не факт, что там сразу же начнут принимать пациентов.

Такое столичные стандарты допускают — вспомните центр ПЭТ-технологий в городской онкологической больнице. Коллега из Москвы нам завидовала: «Вечно жалуетесь, что в бюджете нет денег, а ваш премьер-министр уже третий центр ПЭТ-технологий в Киеве открывает!» Пришлось объяснять, что не третий центр, а третий раз.

Госчиновников, желающих резать ленточки перед телекамерами в нашей стране много, а объектов — мало, поэтому повторяют на бис. Им не важно, что дорогостоящее оборудование два года простояло без дела, хотя могло бы спасать людей. Вопреки обещаниям, до сих пор не открыли перинатальный центр, хотя с финансированием проблем, вроде бы, не было.

Кстати, чиновники не раз обещали закладывать в бюджет средства на поверку и калибровку сложной медицинской техники, но дальше слов дело не пошло — даже на запчасти и горюче-смазочные материалы для карет скорой помощи не нашлось достаточных средств. Столице для обеспечения бесперебойной работы скорой и неотложной помощи необходимо дополнительно выделить около 35 млн.грн. Авторы реформы постоянно твердят о том, что скорая помощь в городе будет приезжать на вызов через 10 минут. А без горючего или без зимней резины за сколько доберется?!

В последнее время медицина пребывает в центре внимания руководителей всех рангов. Мало кто удерживается от соблазна пропиариться на важной социальной теме. Да собственно, больше не на чем — из двух десятков реформ, которые были запущены, ни одна не показала результатов, достойных внимания и одобрения громады. Я уже не говорю о понимании и поддержке. Чего стоят кулуарные решения, когда в рамках экономических реформ Минобразованию передали сотни учебных заведений из разных ведомств, в том числе все университеты и академии медицинского профиля.

Премьер-министр, министр здравоохранения, профильный комитет ВР — никто не усомнился в необходимости такого шага. Все были «за» такую реформу. Правда, до тех пор, пока президент не раскритиковал эту идею: «Нашлись люди, которые предложили систему образования в здравоохранении отключить от медицинских университетов, институтов, медицинских баз. У нас хватает людей, которые, как говорится, не дружат с головой. Мы отметили эту глупость. Я дал поручение правительству, уже принято решение прекратить этот дурацкий эксперимент».

Жаль только, конкретных фамилий изобретателей очередного колеса президент не назвал. Может потому что список слишком длинный?

Автор: А. Сова, О. Скрипник «Зеркало недели. Украина» №5 

You may also like...