Двоечники и законы

Пока за соблюдением законов будут следить «двоечники», наши законы и соблюдаться будут на «двойку». Правоохранители будут заняты чем угодно — «крышеванием», «выбиванием», «отжиманием», только не своими прямыми обязанностями. история очередного «наезда» на Волчанский агрегатный завод.

Уголовные дела когда-то возбуждались исключительно при наличии оснований полагать, что кем-то было совершено преступление. И они были нормальным способом установить истину и собрать информацию, на основании которой суд потом выносил приговор преступившим закон. Казалось, такой порядок будет незыблемым, поскольку сложно было представить необходимость возбуждать дела без преступления и преступников.

Теперь же – это нормальная практика, что признает даже премьер-министр, он же говорит о необходимости ограничить правоохранителей в их возможности возбудить дело, провести обыск и изъять документы. А представители бизнеса подтверждают, что «маски-шоу» на предприятиях стали обыденным кошмаром.

Обыск в здании Волчанского агрегатного завода проводился без проникновения спецподразделений, сотрудники которых все же присутствовали – за проходной. Но изъятие документов создало большие трудности в работе предприятия, которое всегда работало совершенно легально. И уж тем более вызвал недоумение сам повод для возбуждения дела.

Оказывается, по мнению следователя СБУ А. Петрюченко, завод не должен был экспортировать после ремонта дозаторы газа в Россию, поскольку в их состав входят трансформаторы 2,5БВТ-Д-5, которые здесь числятся изделиями двойного назначения. То есть такими, которые можно использовать в военных целях. Следователь обосновывает необходимость проведения обыска тем, что должностные лица ПАО «ВАЗ» во исполнение заключенного ранее контракта осуществили в адрес ООО «ТПК «АгрегатСпецСервис» экспорт трансформаторов вращающихся бесконтактных 2,5БВТ-Д-5 ЛШ3010518 в количестве 4-х штук.»

Это и стало поводом для возбуждения дела– мол, ради этих четырех трансформаторов завод не обращался в госслужбу экспортного контроля, а раз так, то все действия с ними – незаконны. Соответственно, по указанным фактам было возбуждено уголовное дело №2370 по ст. 333 Ук Украины.

Бесспорно, экспорт военной продукции или изделий двойного назначения подлежит государственному контролю. Это понятно – вдруг завтра против нашей державы кому-то в голову взбредет использовать наши же изделия. Но ремонт абсолютно гражданских дозаторов газа – дело совершенно иное, что неплохо бы знать не только таможне и госслужбе экспортного контроля, но и следователю СБУ и прокурору Д. Фильченко. Так, в терминах нашего законодательства ремонт называется переработкой изделий.

Экспортный контроль в Налоговом кодексе Украины называется мерой нетарифного регулирования. И, если исходить из того, что считает следователь СБУ Петрюченко, вина должностных лиц завода заключается в том, что к трансформаторам двойного назначения, использованным для ремонта дозаторов газа, не применялись меры нетарифного регулирования, конкретно – они не проходили экспортный контроль.

Однако согласно приказа Государственной таможенной службы №609 «Об утверждении порядка применения таможенных режимов переработки на таможенной территории Украины и переработки за пределами таможенной территории Украины» и приказа №727 «О внесении изменений в некоторые приказы Государственной таможенной службы», к использованным товарам, которые оформляются по отдельной таможенной декларации, не применяются меры нетарифного регулирования. А на эти самые трансформаторы раздора отдельные таможенные декларации как раз и оформлялись. – опять же, в соответствии с приказом №609. Кстати, во время обыска соответствующие декларации были изъяты следователем Петрюченко.

А если говорить просто – за разрешением на экспорт изделий двойного назначения, которые используются в гражданских агрегатах совершенно незачем всякий раз бежать в службу экспортного контроля. Хотя бы для того, чтобы поменьше плодить бумаг, в которых потом кому-то придется разбираться и поменьше загружать людей, которым надо смотреть за экспортом вполне военной продукции. Достаточно оформить на такие изделия отдельный документ – что и было сделано Волчанским агрегатным заводом. Тем более, что трансформаторы, производимые симферопольским заводом «Фиолент» не содержат в себе передовых технических новшеств и не являются сногсшибательным ноу-хау. К тому же, они в данном случае не вывозились из Украины, а были установлены в готовые изделия вместо сломавшихся.

Отсюда же вытекает один из основных вопросов, на который должно ответить следствие: кому, каким образом и в каком объеме был нанесен ущерб? Если судить по самой статье, инкриминируемой руководству завода, то ущерб был нанесен государству – тем, что, возможно, симферопольские трансформаторы будут использованы в военных целях. Но тут же возникает и контраргумент – дозаторы газа являются изделиями сугубо гражданскими.

Трансформаторы – чисто теоретически – могут являть собой пик достижений научно-технического прогресса в нашей державе. Но на это можно возразить: они уж несколько десятилетий вывозятся с территории Украины в составе различных гражданских изделий. А конкретно те, что стали причиной возбуждения дела – были ввезены сюда из России, так что никаких секретов в себе точно не содержат. С таким же успехом можно объявить военной продукцией детские лобзики, выпускаемые тем же заводом «Фиолент».

Если в этом нехитром механизме оформления способен разобраться один журналист, то уж юристы с высшим специальным образованием и подавно обязаны это знать как отче наш. А если не знают – возникает вопрос об их квалификации и профпригодности.

Конечно, возможны случаи, когда следователи и прокуроры «забывают» о существовании законов и нормативных актов со вполне корыстными целями – скажем, ради помощи желающим захватить предприятие. Но я уверен – если спросить следователя СБУ Петрюченко, его начальника и прокурора Фильченко, не помогали ли они кому-либо нагреть руки на захвате завода, все они ответят отрицательно. Да еще и долго будут заверять, что помыслы их чисты, а действия направлены на торжество закона. И если так, то получается, что законы эти, которые они защищают, они же и не знают. Двоечники. Их бы обратно за парту – на повторный курс, читать научить. А затем – объяснить, что законы надо соблюдать, а не рыбу в них заворачивать.

Заодно стоило бы объяснить горе-юристам и разницу между обыском и выемкой. Обыск – это от слова искать – когда ищут неизвестно что, или известно что, находящееся непонятно где. А выемка – это когда следователь просит выдать материалы, необходимые для приобщения к делу, местонахождение которых совершенно точно известно, и получает их. В данном же случае не было вообще никакой необходимости приходить на завод – таможенные декларации хранятся не только там, но и на таможне. И потому обыск был скорее не следственным действием, а устрашением заводчан, что никакими законами не предусмотрено.

Следователю же еще и курс профподготовки пройти бы по новой. А то он считает, что преступление совершали должностные лица ПАО «ВАЗ» вместе с руководителями ООО «ТПК «АгрегатСпецСервис», которое до сих пор является аффилированной структурой завода. Но то, то что это не так элементарно проверяется через запрос в регистрационную палату РФ. Но следователю его отправить было недосуг.

Насколько мне известно, он сейчас занят написанием представления на предмет лишения Волчанского агрегатного завода права вести внешнеэкономическую деятельность. А для градообразующего предприятия, чей экспорт достигает 90% объемов производства, это грозит миллионными убытками, которые придется, в конечном итоге, компенсировать инициаторам такого лишения. Да и несколько тысяч людей, лишенных работы и зарплаты вряд ли будут благодарны следователю и его начальству.

Следует отметить немаловажную деталь: ПАО «ВАЗ» имеет значительный опыт защиты от различного рода посягательств с целью захвата. Кстати, сейчас Харьковская областная прокуратура поддерживает обвинение в суде против исполнителей воли заказчика предыдущего «наезда». Вот такой парадокс…

В общем же, пока за соблюдением законов будут следить такие двоечники, наши законы и соблюдаться будут на двойку. Правоохранители будут заняты чем угодно – «крышеванием», «выбиванием», «отжиманием»., только не своими прямыми обязанностями И спасибо за это можно и нужно сказать все тем же «слугам закона» – следователям, прокурорам и судьям.

Сергей Ермаков, Харьков, специально для «УК» 

You may also like...