«Глобалжулик». Мошенник достанет простака и с другого конца света

Как писал классик: на каждого мудреца довольно простоты. Невольно хочется добавить: на каждого простака достаточно афериста. Они могут обмануть доверчивого, законопослушного и непуганого гражданина, достав его дистанционно из другого полушария Земли.

 Статистику по фактам мошенничества вести трудно, поскольку далеко не все обманутые доносят нужные сведения до нужных инстанций.

— Я хочу, чтобы на моем горьком опыте учились другие, — рассказал редакции «Времени» Сергей Павлович Н., пенсионер, ветеран труда с 60-летним стажем. — Я на старости лет стал жертвой мошенников. Моя дочь в настоящий момент находится в США. У нее довольно непростая жизненная ситуация, и она позвонила домой, попросив прислать ей немного денег.

Буквально через пару минут после звонка дочери на мой мобильный с телефона со скрытым номером позвонил некий молодой человек, который назвал себя Виктором П. Он и договорился со мной, чтобы деньги я выслал на его имя, так как он и есть доверенное лицо моей дочери. Мужчина продиктовал по буквам, согласно латинским символам, свои данные — имя и фамилию. Попросил сделать перевод максимально быстро и пообещал, что через час перезвонит. Он также попросил к этому времени назвать контрольный номер денежного перевода через систему Western Union. Этот Виктор сообщил, что моя дочь стеснена в обстоятельствах и не может сама вести переговоры. Я все сделал максимально быстро.

В течение часа денежный перевод до востребования без открытия банковского счета через систему Western Union мною был отослан. Для этого я заполнил фирменный бланк печатными латинскими символами, отдал оператору бланк, оплатил деньги в размере 115 долларов США, чтобы дочь получила не менее 100 долларов. Мне дали квитанцию с контрольным номером, который я и передал получателю.

В отделении банка пояснили, что по указанным данным — имени и фамилии, но без этого контрольного десятизначного номера, получатель не сможет востребовать деньги. Я указал страну назначения и город. Все сделал оперативно. Через час я сообщил Виктору номера. Если бы меня попросили отослать сумму в десять раз больше, я бы занял деньги, но все же выполнил просьбу дочери, — рассказал отец.

Эта история о небольшой материальной помощи, отосланной на другой конец земного шара, так и осталась бы эпизодом из семейной хроники, но дело в том, что доверчивый отец стал жертвой мошенников. Дочь денег не получила.

Их получил некий Виктор П., так называемое третье лицо. Получил и забрал себе. Читатель обратился к нам с просьбой разобраться в ситуации.

— Деньги были получены согласно устной договоренности между отправителем и получателем и заполненной квитанции на фирменном бланке «Надiслати грошi», — пояснили в центре обслуживания системы Western Union. — По справочному телефону 8-800-500-1000 можно узнать подробности о переводе. Такое случается с доверчивыми людьми, но система в данном случае не может вызывать претензий. Сотрудник отделения банка, откуда были отправлены деньги, всегда сможет ответить о состоянии денег на текущий момент.

Если бы мошенник не успел получить деньги, то их можно было бы отозвать или заблокировать.

Многовариантность афер

— Предостережения в данном случае самые элементарные, — говорит юрисконсульт Евгения Горянчикова. — Если вы переводите деньги незнакомому лицу, то можете стать жертвой мошенничества. Вероятнее всего, мошенник стал преднамеренно или невольно свидетелем телефонного разговора реального получателя и отправителя. Есть также вероятность, что телефоном настоящего получателя воспользовался аферист, уже осведомленный о возможном переводе. Зная телефонные номера, можно сыграть на форс-мажорной ситуации и родственник наверняка кинется спасать родственника.

Если мошеннику известен номер телефона, то договориться об ускоренной пересылке средств — дело техники и коммуникабельности мошенника. Всегда следует остерегаться маловероятных и чрезвычайно привлекательных предложений. Есть золотое правило: если вас торопят, то, вероятнее всего, хотят обмануть. Будьте осторожны, общаясь с лицами или компаниями, которые используют адрес «до востребования». Если от вас требуют заранее оплатить «издержки», то вероятнее всего, такое предложение обманное.

В интернете можно полистать «черный список» с предупреждением: «Мошенничество!». Там пострадавшие оставляют координаты своих обидчиков. Ряд лиц, телефонов, компаний регулярно повторяются. Возможно, что неизвестный незаконно владеет документом некоего Виктора П. и пользуется им многократно при получении средств.

В ряде стран, если сумма невелика, отосланные средства можно получить вообще без предъявления документов. Достаточно договориться с отсылающим деньги по системе переводов Western Union о так называемом тестовом вопросе и ответе. Если получатель-мошенник узнает в устной беседе с отправителем правильный ответ на вопрос, то проблем получить деньги еще меньше. Но это касается переводов не во все страны. По Украине потребуется паспорт для предъявления.

Обычные проторенные пути мошенников — это выкуп за потерянное домашнее животное. Часто люди ищут домашних любимцев через объявления. Следует также остерегаться предложений о дорогостоящей электронике по низким ценам. Если вам предлагают отправить денежный перевод для получения выигрыша в лотерее — расслабьтесь, это стопроцентный обман.

Последние, наиболее «свежие» жульнические находки — это неожиданные письма по электронной почте от компаний из Нигерии с различными заманчивыми предложениями. Письма могут носить вполне официальный характер. И наиболее популярный «развод», ставший классикой: вам звонят из «правоохранительных органов» и сообщают, что с родным или близким человеком случилась беда, он арестован. Не спешите бросаться на помощь и передавать деньги.

Даже если телефон «арестованного» молчит или в нем при дозвоне раздаются звуки, от которых холодеет кровь в жилах. При потере или краже телефона мошенники без труда отыщут по списку из контактов ближайшего родственника и сообщат ему «роковую» новость.

При перезвоне обманутый родственник может услышать запись из какого-нибудь чернушного боевика с криками о помощи и прочими «страшными» звуками. Центр обслуживания клиентов также предупреждает: «Если вам пришло сообщение по электронной почте от компании, представляющей себя как Western Union, в чем вы сомневаетесь, не щелкайте ни на одной из ссылок в этом сообщении! Сообщите об этом в Центр обслуживания клиентов. Western Union никогда не отправляет сообщения по электронной почте с просьбами указать сведения о вас, вашей электронной почте и данные о переводе».

Автор: Нина Спасская, ВРЕМЯ

You may also like...