Гори, гори, моя страна: Почему печальный опыт ничему не учит россиян

Пожары в России стали обыденным делом. «Лесные пожары в Забайкалье перекинулись на Китай», «В Хакасии огнем повреждено около 1,3 тыс. домов», «Более 400 гектаров леса горит в 12 районах Бурятии», «В Приморье введен особый противопожарный режим» — сообщения с Дальнего Востока всё больше напоминают прифронтовые сводки с Донбасса.

 И во многом поэтому они не только не удивляют, но и практически не вызывают интереса у значительной части населения страны, которая уверена в собственной безопасности и считает лесные пожары явлением, характерным исключительно для дальневосточных или приуральских деревень. «Йод» вместе с «Гринпис» разобрался, что и почему горит в России каждый год, что с этим можно сделать и почему ситуация не меняется к лучшему.

Гори, гори, моя страна

ЧТО И ГДЕ ГОРИТ

В этом году сезон пожаров начался раньше, чем это обычно случается. Сообщения о первых возгораниях в регионах России появились в марте. 23 марта начали тлеть торфяники в Брянской и Тверской областях. Пожароопасный сезон был объявлен ещё раньше. С 12 марта в Белгородской области ввели полный запрет на разведение костров в лесу. 19 марта первые возгорания были замечены в Забайкальском крае. Но большой огонь был впереди.

Пожары в Брянской области • Фото: Игорь Подгорный / Greenpeace

Пожары в Брянской области • Фото: Игорь Подгорный / Greenpeace

Красноярский край

25 марта был зафиксирован первый лесной пожар на юге Красноярского края, в Минусинском районе. Площадь возгорания составила 5,5 гектаров. В тушении принимали участие 8 спасателей и 2 единицы техники. Огонь быстро удалось потушить. По предварительной информации, причиной возгорания стало неаккуратное обращение с огнём. Представитель Минприроды Юрий Панчук заявил тогда, что «к предстоящему сезону мы готовы».

Республика Хакасия

25 марта из-за пала прошлогодней травы начались первые лесные пожары в регионе, который, очевидно, больше всего пострадал в этот сезон. Огонь подошёл вплотную к посёлку Усть-Абакан. Тогда победить огонь удалось, избежав жертв и разрушений.

За несколько дней до этого пожара, с 22 на 23 марта, в Хакасии произошло6 возгораний. Два пожара случилось на дачах близ Абакана, ещё два — в дачных банях, также сгорели две надворные постройки, очевидно, сараи. Во всех случаях спасатели заявили о нарушении дачниками техники безопасности при обращении с огнём.

Последствия пожаров в республике Хакасия • Фото: ТАСС

Последствия пожаров в республике Хакасия • Фото: ТАСС

Справившись с лесными пожарами в эти дни, уже через две недели спасатели столкнулись с куда более серьёзным испытанием. 12 апреля в МЧС сообщили о первых жертвах среди населения. Из-за сухой и жаркой погоды (до +27 градусов по Цельсию) и сильного порывистого ветра огонь распространялся практически моментально. Очевидцы рассказывают, что дома выгорали за считанные минуты. На сегодняшний день целиком уничтожено несколько десятков населённых пунктов, более тысячи домов. По официальным данным, погибли не менее 15 человек, несколько тысяч остались без крова.

На помощь к местным спасателям министр обороны Сергей Шойгу отправил военные части и авиацию, которая долгое время была вынуждена ожидать, пока не утихнет штормовой ветер. Власти Хакасии уже пообещали щедрую компенсацию пострадавшим: 10 000 рублей из бюджета каждому, 50 000 рублей в случае частичной и 100 000 рублей — полной утраты имущества. Однако, глава Хакасии заявил, что восстановления домов за счёт государства погорельцам можно не ждать.

На данный момент спасатели сообщают о локализации всех очагов возгорания. Впрочем, распространение огня из-за погодных условий в регионе очень непредсказуемо, поэтому при всём желании вряд ли можно говорить о полном контроле над ситуацией. В регионе всё ещё максимально высокий уровень пожароопасности.

Приморский край

27 марта департамент лесного хозяйства по Дальнему Востоку зафиксировал лесной пожар в Приморье. Площадь пожара составила почти 100 гектаров, но огонь оперативно удалось потушить при участии всего 10 человек и 3 единиц техники. Тогда же появились первые тревожные новости про регион: сильные ветры и значительное потепление значительно повышают пожароопасность в Приморском крае, наряду с Уралом и Сибирью.

Пожары в Приморье • Фото: Мария Васильева / Greenpeace

Пожары в Приморье • Фото: Мария Васильева / Greenpeace

Амурская область

Первый пожар в Амурской области был зарегистрирован 6 апреля. Площадь составила всего 21 гектар. Огонь ликвидировали в тот же день силами 26 человек и 6 единиц техники. Разрушений пожар не причинил, пострадавших среди населения также нет.

Смоленская область

В ночь на 12 апреля в деревне Ореховка Хиславичского района случился пожар. В Ореховке — всего два дома, в одном из них проживали 2 семьи с детьми, всего 7 человек. Их дом полностью сгорел, но узнали об этом спасатели только утром, от другой местной жительницы: в посёлке нет сотовой связи, поэтому вызвать пожарных оперативно не удалось. Точная причина пожара будет установлена в ходе следственных мероприятий.

Забайкальский край

Уже с 25 марта в регионе ввели режим ЧС из-за лесных пожаров, однако наибольшее распространение они получили в последние дни. 13 апреляпоявилась первая жертва — трёхлетняя девочка сгорела в автомобиле, на котором её пытался вывезти из опасной зоны сосед. Мужчина не справился с управлением и врезался в дерево.

Пожары в Забайкальском крае • Фото: РИА Новости

Пожары в Забайкальском крае • Фото: ТАСС

В этот же день в МЧС сообщили о горящих складах Минобороны под Читой, в селе Лесной городок. Более ста человек эвакуированы — в основном, пациенты больницы в Читинской области. К тушению пожаров привлечены несколько сотен людей, вертолёт Ми-8, два пожарных поезда. Площадь пожаров на 13 апреля составляла более 3000 гектаров, горели 33 лесных массива.

Иркутская область

Первый в области пожар начался в Ольхонском лесничестве 13 апреля. Распространился огонь всего на 3 гектара, так что сотрудники лесохраны справились с ним быстро без привлечения дополнительных сил. До 10 мая в регионе введён противопожарный режим, запрещающий сжигание мусора и разведение костров в лесу.

Москва

13 апреля в деревне Мешково, относящейся к территории «Новой Москвы»,загорелись деревянные постройки. В МЧС поспешили заверить, что пожар начался по вине жильцов дома и внутри здания, а не из-за пала травы. С сарая огонь перекинулся на сухую траву, затем на соседний жилой дом. Жертв удалось избежать.

Всего с пятницы, 10 апреля, в Московской области зафиксировано более 80 возгораний на территории Троицкого и Новомосковского округов. Вечером 12 апреля москвичи жаловались на запах гари в восточных районах столицы. Корреспондент «Йода» наблюдал на западе Московской области повсеместный пал травы вдоль Киевской железной дороги.

КАК БЫЛО РАНЬШЕ

СССР, 1972 год

Крупнейший пожар из тех, что случились ещё на нашей памяти или памяти наших родителей, — бедствие 1972 года. Огнём была охвачена территория почти 2 млн гектаров в десяти областях центральной части страны.

Аномально бесснежная зима и весенне-летний сезон, сопровождавшийся жаркой погодой в отсутствие значительных осадков привели к возникновению массовых лесных и торфяных пожаров. Горели леса в Подмосковье, в Пензенской и Горьковской (Нижегородской) областях, бушевал огонь в Марийской автономной республике (Марий-Эл). На борьбу с огнём бросили военных, студентов, рабочих, крестьян — всего около 360 тыс. человек. Сгорело несколько десятков населённых пунктов, погибло более ста людей. Огонь уничтожил почти 1 млн гектаров леса. Тушили лес с первых дней июля до ликвидации очагов к началу сентября и полной ликвидации пожаров к концу сентября — то есть три полных месяца.

Россия, 2010 год

Середина и конец лета стали самым разрушительным пожароопасным сезоном в новейшей истории страны. Продолжительная засуха и высокая температура привели к тому, что малейшее возгорание в лесу приводило к возникновению полноценного пожара. Здесь же впервые был обнаружен масштаб проблемы: из-за халатности или неподготовленности лесных служб о пожаре иногда узнавали только когда он вплотную подходил к населённым пунктам. Многие горожане в этот период заработали хронические заболевания.

Фото: ТАСС

Фото: ТАСС

Всего за то лето выгорело более 500 тыс. гектаров леса. Погибло, по официальным данным, 55 человек, уничтожено несколько тысяч домов. Деревни сгорали целиком, несколько раз проводилась эвакуация даже в крупных городах: Тольятти и Нижнем Новгороде. Другой проблемой стал смог, плотно окутавший многие крупные города в центральной России: Москву, Тулу, Рязань, Воронеж, Саратов, Владимир, Омск и другие. Из-за аномальной жары в сочетании с загрязнённой атмосферой в разы увеличился уровень смертности в городах. В Москве, например, соответствующий показатель вырос почти в 2 раза: с 360 до 700 человек в день.

ПОЧЕМУ ГОРИТ

Халимат Текеева, пресс-секретарь Гринпис России:

Это комплексная проблема, из-за которой каждый год сгорают тысячи гектаров ценных лесов, сгорают дома, люди лишаются крыши над головой. Каждый год мы узнаем о десятках погибших из-за поджогов травы. Жгут по всей России: как только сойдёт снег, пожары начинаются в конце февраля в Астраханской и Волгоградской областях, потом жители Дальнего Востока выходят в поля и начинают поджигать.

Поджигатели приводят много разных объяснений, но почти все они не выдерживают никакой критики. Кто-то считает, что будет лучше расти новая трава (как раз наоборот), кто-то избавляется от клещей и гадюк (а в итоге иногда избавляются еще и от соседей), кто-то просто оправдывается: все жгут, если я от себя не пущу огонь в чужую сторону, он ко мне оттуда сам придет. Многим кажется, что они «уследят» за огнём, мол, это же просто горящая трава. Но это очень коварный пожар, и в лучшем случае пострадает только имущество. В худшем случае гибнут люди.

Формально часть вины за случившееся лежит на органах местного самоуправления поселений, которые по закону должны были обеспечить безопасность деревень. Но поселения, как правило, совсем нищие: у них нет денег на самые элементарные меры противопожарной безопасности. С другой стороны, по тому же закону организация тушения пожаров — зона ответственности региональных властей. Обычно регионы договариваются о тушении пожаров силами МЧС, но отвечают за ситуацию именно региональные власти.

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАЮТ И ПОЧЕМУ ЭТО НЕ РАБОТАЕТ

Обводнение торфяников

Прямо во время пожаров 2010 года Владимир Путин, ещё в должности премьера, поддержал федеральную программу по обводнению торфяников в Подмосковье. На её реализацию планировалось потратить 4,5 млрд рублей.

Проблема с торфяниками не нова: их осушение началось почти что 100 лет назад, а последствия проявились только в 70-е в виде крупнейшего пожара последних десятилетий в 1972 году. С тех пор торфяники горят в СССР и затем в России практически каждый сезон. До сих пор эту проблему решить не удаётся, хотя средства выделяются немалые.

За 2011-2014 годы в Московской области было построено 36 гидротехнических сооружений системы обводнения торфяных месторождений. В феврале 2015 года в Минприроды отметили, что вероятность возникновения торфяных пожаров в Подмосковье значительно снизилась. На данный момент завершено обводнение 5 тыс. гектаров торфа, проект на ещё 6 тыс гектаров должен быть реализован в ближайшее время. В результате реализации программы торфяники Подмосковья, в отличие от других регионов, пока не подвержены возгоранию.

Пожары в Хакасии • Фото: РИА Новости

Правда, опасность всё равно высока. На многих месторождениях торфа или в непосредственной близости от них стоят дачи, коттеджи, жилые дома или иные объекты инфраструктуры, из-за которых обводнение не удаётся совершить — будет нанесён вред имуществу. По мнению руководителя центра пожарных программ «Гринпис» России Григория Куксина, угроза лесных пожаров Московскую область не минует и в этом году, хотя в некоторых регионах работы по обводнению были проведены действительно качественно.

Техника и технологии

После 2010 года власти на местах осознали, что закупить технику заранее куда выгоднее, чем после выплачивать пострадавшим компенсации. 8 апреля текущего года власти Москвы объявили конкурс на постановку новой пожарной техники: требуются 14 автоцистерн последнего поколения максимальной стоимостью в 280,5 млн рублей. На эти же деньги будет проведено обучение 300 человек личного состава пожарных.

В других регионах новая техника обходится значительно дешевле. С 2010 года Чувашская Республика закупила 65 единиц современных машин и оборудования на сумму около 100 млн рублей.

В апреле, на фоне разгорающихся лесных пожаров, активизировались власти пожароопасных регионов. В Новосибирске губернатор Владимир Городецкийвручил пожарным ключи от 14 новых автоцистерн. 12 апреля в Татарстане такжепоявились новые автоцистерны, которые, правда, не могли пройти оформление аж с начала февраля — но, очевидно, в связи с нарастанием общественного внимания к теме пожаров и усилением госконтроля за исполнением поручений, теперь все проблемы решились в один миг.

Пожары в Приморье • Фото: Мария Васильева / Greenpeace

Пожары в Брянской области • Фото: Игорь Подгорный / Greenpeace

Правда, обеспечивая отряды МЧС техникой, местные власти забывают о том, что применение технологий наблюдения и оповещения о пожарах куда важнее, чем увеличение контингента автоцистерн в регионе. К апрелю 2015 года в подмосковных лесах установили всего 54 видеокамеры для фиксации и раннего предупреждения о возгораниях. Эта система охватывает всего 70% лесного массива области. Из-за сокращения финансирования программы оставшиеся камеры до конца 2015 года, как планировалось, установить не удастся — а это значит, что пожары по-прежнему могут быть не выявлены до тех пор, пока не разгорятся настолько сильно, что их будет заметно с земли или воздуха.

Такая же ситуация в Тюменской области. Там установку камер, отслеживающих ситуацию в лесных территориях региона, планируют завершить уже в этом месяце — правда, охват также составит чуть более половины лесного массива. Во многих других регионах установка камер осталась на уровне проектов или даже не обсуждалась вовсе.

В Калифорнии, где лесные пожары из-за куда более засушливой погоды, связанной с особенностями климата, являются практически нормой, на протяжении последних лет работают пожарные беспилотники, запущено несколько спутников, осуществляющих контроль за ситуацией. Эти меры предотвращают разрастание возгораний в полномасштабные бедствия с жертвами и уничтоженным имуществом.

Ситуация в Хакасии показала: российская техника не справляется с серьёзными пожарами. Выделенные Министерством обороны самолёты долгое время не могли даже подняться в воздух из-за сильного ветра.

Работа с населением

Контроль за пожарами осложняется высоким уровнем безграмотности населения относительно ведения сельскохозяйственных работ. В сознании дачников и особенно деревенских жителей всё ещё живёт представление о пале травы как о безопасной и необходимой работе. МЧС проводит обучение граждан правилам экологической безопасности и устанавливает таблички в лесах и прилесных зонах. Но как можно контролировать огромные российские пространства, если учесть, что очаги возгорания зачастую возникают в посёлках, где нет даже сотовой связи — непонятно.

Пожары в Хакасии • Фото: РИА Новости

«Гринпис» вместе со спасателями призывает жителей пожароопасных регионов не оставаться равнодушными к проблемам, которые могут коснуться любого. Создаются «лесные дозоры» из добровольцев — в одном из таких отрядов патруль совершал корреспондент «Йода». Но этих сил недостаточно для обеспечения контроля хотя бы большей части регионов и предупреждения жителей сельской местности о недопустимости весеннего пала прошлогодней травы, который при сильном ветре превращается в бесконтрольные пожары.

ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ

Халимат Текеева, пресс-секретарь «Гринпис» России:

Необходим запрет поджогов травы на брошенных землях (сельхозназначения и землях запаса). Это как раз земли, где происходит большая часть пожаров. И запрос на такой запрет есть; точнее, на создание правил выжигания, которые делали бы поджоги травы очень ответственным и хлопотным мероприятием и фактически запретили бы проводить это без надлежащего контроля.

Ещё в 2013 году после кампании Гринпис «Весна без огня» президент России Владимир Путин поручил правительству разработать документ о поджогах травы. Поручением должны были заняться МЧС, Минприроды и Минрегион (ныне упраздненное министерство). В итоге документ появился, но без запрета поджогов травы как раз на бесхозных землях. О том, что необходим запрет на поджоги травы на землях сельхозназначения, недавно заявил Рослесхоз.

Увы, Хакасия — не первый и не последний регион в этом году, где были и будут пожары. Судя по снимкам со спутников, опасная ситуация сложилась в Амурской области, Забайкалье, Приморье. «Гринпис» призывает федеральные власти и губернаторов не доводить до беды и просит граждан обратиться к главам наиболее опасных регионов, чтобы те не жалели сил на борьбу с пожарами. Ещё не поздно принять меры в этих субъектах, чтобы не повторить хакасскую беду.

 

Источник:   ЙОД

You may also like...