КОРРУПЦИЯ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ- 3

Многие из нас, попав в больницу, сталкиваются с одной и той же проблемой — необходимые для лечения медикаменты нужно пойти и купить за свои деньги в ближайшей аптеке. Мы считаем такую ситуацию нормальной, хотя на деле эти лекарства должны предоставляться нам бесплатно за счет бюджетных средств. Действительно, законодательно предусмотрено бесплатное лечение населения и бесплатное (льготное) обеспечение определенными медикаментами (Конституция Украины, Постановление КМУ №;1303 от 17.08.1998 г.). Конституция гарантирует населению права, которые на самом деле не выполняются. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации мы решили провести свое журналистское расследование, результаты которого ниже представлены.Наше расследование началось с анализа Государственного Бюджета Украины 2004 г., который предусматривает выделение финансовых средств МЗУ для организации тендерных закупок медикаментов по ряду государственных программ. Например, Сахарный диабет — 132 млн.грн, Туберкулез — 54 млн.грн, Дети Украины, онкогематология — 10 млн.грн, Дети Украины, гормон роста — 18 млн.грн, Онкология — 115,65 млн.грн, Трансплантация — 7 млн.грн и другие. Получив эти данные, возникает вопрос — почему население не получает бесплатно нужных для лечения медикаментов, так как это предусмотрено законодательством? Чтобы разобраться в ситуации, мы решили выяснить, что же закупает МЗУ за бюджетные средства. В этом году уже состоялись тендеры по закупке препаратов для лечения туберкулеза, сахарного диабета, тендер по детской онкогематологии и гормону роста. Как они проходили, мы расскажем ниже.

Туберкулез. Непонятно почему, лекарства, закупленные на тендере еще в январе, до сих пор недоступны больным, которые вынуждены их покупать за свои средства. При этом в больницах говорят, что лекарства против туберкулеза они получили. Странная ситуация — государством выделено более 50 млн. грн. для обеспечения больных в течение целого года, а лекарств уже нет в больницах, хотя после закупки прошло только 4 месяца. Мы сравнили перечень препаратов, которые были закуплены МЗУ со стандартами Всемирной Организации Здравоохранения по лечению туберкулеза — оказывается, наш МЗУ закупило не те лекарства! Тендер уже проведен, бюджетные средства потрачены, больницы завалены медикаментами, но не теми, не нужными больным. Возникает много вопросов. Почему МЗУ одобрило закупку никому не нужных лекарств? Почему МЗУ не спросило мнения главных специалистов? Что делать больным в данном случае?

Инсулины и гормон роста. В марте был проведен тендер по закупке инсулинов для детей, подростков и беременных, которым полагаются инсулины в картриджах (более удобный способ введения). Эти инсулины выпускают несколько иностранных производителей — Авентис, Ново Нордиск и Эли Лилли, но МЗУ закупил инсулины только производства Ново Нордиска. Опять возникает все тот же вопрос — на каком основании МЗУ закупило инсулины только одного производителя? Что делать больным, которые используют другие виды инсулинов (производства Авентис и Эли Лилли)? Снова мы имеем факт, что тендер по инсулинам проведен и профинансирован на всю сумму, а больные не получат нужных им лекарств. Что это, опять случайная ошибка МЗУ или уже закономерность забывать спрашивать у специалистов, что и в каком количестве нужно закупать за бюджетные деньги?

Как выяснилось, в этот раз МЗУ не забыло спросить мнение у специалистов, просто перед тендером МЗУ сменило главных специалистов. То есть убрали неугодных МЗУ сотрудников Института Эндокринологии и Обмена веществ АМН Украины, которые отстаивали интересы больных, заменив их на покорных и управляемых МЗУ сотрудников Института Эндокринной хирургии. При этом смена главных специалистов по эндокринологии произошла не на территории Украины, а в далеком Египте, куда вместе с новыми главными специалистами МЗУ по эндокринологии выехала чиновник МЗУ Педан В.Б. При этом спонсором такой поездки эндокринологов выступила фирма Ново Нордиск. Так поездка в Египет чиновников МЗУ решила судьбы многих детей, родителям которых нужно будет в течение всего года покупать лекарства за собственные средства.

Поездка в Египет сыграла главную роль и в закупке гормона роста. Сегодня на рынке продается гормон роста трех зарубежных производителей — Ново Нордиск (флаконы), Пфайзер и Арес Сероно (картриджи). Из объявления тендера видно, что доля медикаментов Ново Нордиска в нем является доминирующей, хотя гормон роста во флаконах детям применять неудобно.

Онкология. Тендер по детской онкогематологии, который состоялся в начале марта, был отменен, и дети остались без жизненно важных для них лекарств. 2 и 3 июня должен состояться тендер МЗУ по онкологии для взрослых. Для нашего расследования мы опросили некоторых главных специалистов по онкологии. Выяснилось, что к числу самых распространенных видов рака относится рак легкого у мужчин и рак молочной железы у женщин. При этом главные онкологи нам назвали перечень лекарств, которые используются в этих случаях и подтвердили, что заявки на эти препараты отправили в МЗУ — в Департамент оказания медицинской помощи населению. В перечне лекарств для закупки мы не нашли многих медикаментов, которые были заказаны главными онкологами. Теперь мы четко понимаем, что это не случайная ошибка МЗУ, когда МЗУ полностью игнорируя мнения главных специалистов, нарушает Конституцию Украины и Постановление КМУ №;1303 от 17.08.1998 г

Что же происходит в МЗУ? Почему полностью игнорируются интересы больных при закупке лекарств? Почему закупаются на большие суммы никому ненужные медикаменты? В чем причина такой политики МЗУ, направленной на геноцид собственного народа? В личной финансовой заинтересованности чиновников МЗУ во главе с Министром Пидаевым А.В., бывшим Министром Здравоохранения МЗ АР Крым, или их мести украинскому народу за выселение советской властью своих предков — татар из Крыма в 1944 г.?

Ответы на эти вопросы мы нашли в системе закупок МЗУ. Организация закупки выглядит следующим образом: главный специалист МЗУ по профилю закупаемых лекарств обосновывает перечень препаратов к закупке и разрабатывает технико-экономическое обоснование тендера, экономическое и финансовое обоснование обеспечивает Директор Департамента Экономики и Финансов МЗУ Карамушка Л.И., юридическое обоснование — юрисконсульт Чалова Ю.А., организацией тендерных торгов занимается тендерный комитет, начальником которого является Сафронов А.И. Интересно, что все эти чиновники (кроме главных специалистов) были назначены на свои должности в 2003 году, после прихода в декабре 2002 года на должность Министра МЗУ Пидаева А.В.

С приходом на соответствующие должности МЗУ этих чиновников были изменены основные правила игры в тендерах. Основное изменение — введение обязательного банковского страхования поставки медикаментов по тендеру. Почему-то в качестве банка, который выступает гарантом поставки, МЗУ выбрало банк, который не входит даже в 20 самых крупных банков Украины. Это Черноморский Банк Реконструкции и Развития (ЧБРР). При этом гарантии других банков в МЗУ не принимаются к рассмотрению.

Председателем наблюдательного совета ЧБРР является некий господин Клименков Н.В., а главным бухгалтером была Карамушка Л.И. до ее назначения на должность чиновника МЗУ. Сафронов был охранником этого же банка, а Чалова — юристом. Что же заставило команду банковских служащих сменить теплые места работы в коммерческой структуре на скромные зарплаты государственных чиновников? Ответ прост — Пидаев с назначением на должность министра МЗУ организовал с их помощью криминальную структуру из чиновников МЗУ и родственного ему банковского капитала для хищения бюджетных средств в особо крупных размерах.

Схема хищения денег достаточно простая. Главные специалисты обосновывают перечень препаратов к закупке в количестве и ассортименте, нужных криминальной группе. В случае несогласия главных специалистов быстро меняют, как в случае с главными эндокринологами. Потом проходит тендер, из которого выходят победителями только управляемые группой операторы — фирмы Л-Контракт и Ганза. Интересно, что эти организации не занимаются регулярно фармацевтическим бизнесом, их нет ни в каких рейтингах фармацевтического рынка, бюджетные закупки у них не производит никто, кроме МЗУ, они не имеют необходимых cкладов, холодильников и транспорта. Одно общее, что связывает эти две фирмы — это наличие счетов в ЧБРР. Почему же известные производители соглашаются поставлять медикаменты на МЗУ через этих сомнительных операторов? Ответ тоже очень прост — господин Клименков ведет переговоры с представительствами производителей медикаментов в Украине, требуя от них заключения контрактов под тендеры МЗУ с фирмами Ганза и Л-Контракт, при этом, оговаривая четкий процент комиссионных, которые в результате должны достаться МЗУ. В зависимости от результатов этих переговоров Клименков и команда чиновников МЗУ формирует перечень закупаемых медикаментов! Очевидно, что проигрыша на тендере у Ганзы и Л-Контракта просто не может быть — они выигрывают все тендеры в МЗУ по очереди. После победы по тендеру, государство перечисляет оператору на его счет в ЧБРР бюджетные деньги. Дальше этот оператор производит со своего счета в ЧБРР оплату производителю за продукцию. А разница остается в банке и передается группировке в зависимости от их долевого участия в тендере и структуре учредителей самого банка.

Что же делать больным, которые надеются получить бесплатно нужные им лекарства? Это чиновников МЗУ не интересует, хотя именно они в этом году принимают решение о закупке медикаментов!

Сергей Лебедев, «УК»

Читайте также: