Коррупция в МинЧС: гори законность ясным пламенем!

В Луганском областном Главном управлении МЧС набирает силу корупционный скандал. Начало этой истории в декабре прошлого года положило письмо ветеранов пожарной охраны в областную прокуратуру. В котором бывшие пожарные выразили протест против незаконной приватизации пожарного депо в городе Луганске, по улице Куракина, 14. Трехэтажное здание депо в центре Луганска, где квадратный метр недвижимости стоит около тысячи долларов США, было выкуплено у государства за символическую сумму в 200 тысяч гривен. Кто стоит за этой аферой?Очевидное, на первый взгляд, нарушение законодательства так и осталось без реагирования компетентных органов. Начались длительные проверки, так и не давшие никаких результатов. Вновь назначенное руководство областного Управления МЧС, понимая, что сложившаяся ситуация дискредитирует, в первую очередь, самих работников службы, предприняло собственное разбирательство. И сейчас же начальник Главного Управления МЧС в Луганской области Виктор Кучера был обвинен в лоббировании интересов коммерческих фирм, работающих на рынке противопожарного оборудования и услуг. Ситуация начала принимать все более интересный оборот.

Некий гражданин Олесневич, руководитель одной из таких фирм – ООО «Пожавтоматика» – обратился с письмом в компетентные органы: дескать, В.Кучера на служебных совещаниях и встречах с предпринимателями настоятельно рекомендует никаких договоров с «Пожавтоматикой» не заключать, и акцентирует внимание на других, аналогичных фирмах. Указал г-н Олесневич в оном письме и свой служебный адрес – город Луганск, улица Куракина, 14. То самое пожарное депо, которое было в 2005 году за символическую цену выкуплено у государства – еще одно интересное обстоятельство.

Что же на самом деле произошло внутри пожарного ведомства? Изложим факты по порядку.

В 1998 году начался период, так сказать, легального бизнеса в пожарной охране. В помещениях подразделений пожарной охраны начинают появляться «коммерческие» пульты пожарной сигнализации, размещенные там, как правило, по договорам с коммерческими структурами, но с использованием диспетчеров пожарной охраны. То есть, государственных служащих, которым держава платит зарплату. То же самое происходило и в Луганской области, где тогдашний начальник УГПО УМВД полковник Игорь Савельев в 2001 году заключил соответствующий договор с коммерческой фирмой ООО «Пожарное наблюдение – Луганск».

Впоследствии, однако, Савельев перезаключает с той же фирмой еще один, Генеральный договор, согласно которому расчеты с пожарной охраной фирма… не производит. Договор не был должным образом зарегистрирован, на нем не проставлен номер, однако он все же вступил в силу. И действие предыдущего, официального договора, отменил. Кроме того, от имени начальника Главного Управления, еще один договор (уже в 2005 году) подписал заместитель начальника Игорь Гундар, даже не поставив в известность этого самого начальника. (Здесь мы отметим, что Игорь Савельев к тому времени с постом начальника пожарной охраны области уже расстался. В 2001 году против него и Гундара было возбуждено уголовное дело по фактам злоупотреблений. Делом этим занимались и прокуратура, и областной отдел СБУ, однако до судебного разбирательство это дело почему-то не дошло. Тем не менее, с «генеральскими» амбициями Савельеву пришлось расстаться). Два «лишних» договора создали ситуацию правового «беспредела», в котором теперь можно разбираться бесконечно долго, затягивая принятие какого-либо решения.

В 2005 году Министерство запретило использование «коммерческих» пультов пожарного наблюдения в подразделениях Министерства. Снова не ставя в известность начальника, замначальника ГУ Гундар отчитывается в Министерство, что пульты ликвидированы, хотя на самом деле никаких действий в этом отношении полковник не предпринимал.

Еще в 2003 году, с возникновением коммерческой структуры «Пожавтоматика», занимающейся установкой противопожарной сигнализации и систем пожаротушения, Савельев, по утверждению ветеранов ПО, чье письмо было упомянуто вначале, «оказывал содействие» в получении заказов именно этой фирмой. А точнее, будучи начальником управления госпожнадзора, спускал подчиненным на места план – на какую сумму необходимо «выбить» из предпринимателей и предприятий договоры с «Пожавтоматикой». По некоторым оценкам, каждый район области «выдавал» ежемесячно 15-20 тысяч гривен. Соответственно, до полумиллиона гривен в год – по договорам на установку пожарной сигнализации и средств пожаротушения в коммерческих структурах и на промышленных предприятиях. Договора эти проходили через четыре коммерческих структуры. Помимо вышеупомянутого ООО «Пожавтоматика», на этом принудительном «рынке» действовали еще и ООО «ВК «Пожавтоматика», «Добровольное пожарное общество» и ООО «Пожарное наблюдение – Луганск».

Часть услуг названные фирмы оказывали вообще безо всяких договоров, соответственно, никому не отчитываясь за полученные деньги. Таким образом, возможные доходы этих коммерческих структур могут исчисляться десятками миллионов гривен ежегодно. Один только крупный контракт с гигантами местной индустрии мог принести подрядчику около миллиона гривен «левых» денег. То есть, стоимость контракта закладывается на миллион больше, чем его реальная стоимость. Далее – по многократно обкатанной схеме – деньги эти «половинились» (или в другой пропорции – по согласию сторон): половину подрядчик оставляет себе, половину возвращает заказчику (так называемый «откат»).

И ничего удивительного нет в том, что именно эти фирмы и оказались арендаторами, а затем и выкупили то самое пожарное депо по улице Куракина, 14.

При оформлении соответствующих документов возникла необходимость обосновать закрытие пожарного депо. Обоснование нашлось – ветхость здания и улучшение обслуживания центра города Луганска (!) пожарной охраной. Гораздо позже, когда скандал с депо начал набирать обороты, было проведено служебное расследование. Которое установило, что закрытие пожарной части было явным нарушением существующих норм безопасности – радиус обслуживания одной части не должен превышать трех километров. А сегодня центр Луганска обслуживает часть, зона ответственности которой – 10-12 километров в радиусе. Это во-первых.

Во-вторых, практически все документы по приватизации части, вне зависимости от своих реальных полномочий, подписывали только два человека – полковник Савельев (на тот момент – первый заместитель начальника Главного Управления) и полковник Гундар (заместитель начальника ГУ МЧС). Стоит, наверное, отметить, что Савельева с Гундаром связывают десятилетия крепкой мужской дружбы – Савельев долгие годы «вел» Гундара по службе и «по наследству» передавал ему свои должности, уходя на повышение:сначала начальника отдела госпожнадзора, потом – заместителя начальника Главного Управления.

Впрочем, «наследственность» в службе госпожнадзора – «добрая» традиция. Точно так же, как свои посты «в наследство» получал Гундар, в свое время их «унаследовал» и сам Савельев – от своего предшественника Григория Завгороднего. И хотя Григорий Николаевич в данный момент – сугубо штатский человек, уважаемый директор Луганского филиала «Украинской пожарно-страховой компании», об этом человеке в нашей статье так же стоит упомянуть. По мнению людей, знающих Завгороднего лично, именно он является «мозгом» корупционной группы Савельва- Гундара. Сам уроженец Черновицкой области, Завгородний, в свое время, пережил карьерную катастрофу – с должности заместителя начальника Черновицкого областного Управления внутренних дел его «кинули» на должность заместителя начальника отдела госпожнадзора в Луганский УВД. Причем, злые языки утверждают, что «кидок» произошел из-за взяток, которыми Григорий Николаевич так увлекался, что потерял всякий страх, и ни одна область Украины не желала принять взяточника у себя. С большим понижением приняла Луганская, почему – загадка для историков.

Уже в Луганской области за свои выдающиеся качества характера и хватку Григорий Николаевич получил прозвище – «Черный полковник». Пройдя тернистый путь в службе госпожнадзора, Григорий Николаевич около двадцати лет посвятил выстраиванию схемы поборов. Внешне все выглядит красиво, даже конкуренция, якобы, присутствует между фирмами. Все эти фирмы могут одновременно участвовать в каком-нибудь тендере на поставку оборудования, создавая видимость состязательности. Понятно, что итог такого тендера предопределен – у всех фирм-участников один хозяин, так что победитель известен заранее. Но самое главное – заказы для этих фирм обеспечиваются административным прессом. А именно – работниками госпожнадзора на местах, которые имеют полномочия просто закрыть строптивое предприятие, ежели оно не пожелает заключать договор с нужной фирмой и по диктуемым ценам. Нужно ли добавлять, что «Украинская пожарно-страховая компания», чей Луганский филиал возглавляет Завгородний, всегда обеспечена клиентами?

Скорее всего, именно в голове Завгороднего и родилась идея приватизации пожарного депо. Депо было приватизировано, в нем разместились четыре упомянутые выше фирмы, плюс частное рекламное агентства «Аврора», занимающееся размещением коммерческой рекламы, а заодно – рекламы политической на бигбордах – по всей Луганской области. В общем, ничего особенного. Однако, интересно то обстоятельство, какие именно бигборды использует агентство. Это конструкции, установленные силами пожарных подразделений на местах и переданные в собственность местных Советов – для размещения на них бесплатной (!) социальной рекламы. Наверняка многие читатели «УК» эту рекламу видели: «Герой-спасатель года», «Служба спасения» и т.д. И на этих же бигбордах, так же бесплатно, как и все остальное, «Аврора», время от времени, размещает коммерческую и политическую рекламу. То есть, затрат – никаких, доходы – максимальные. Наверное, не стоит удивляться, что директором агентства оказался отец одной из сотрудниц ГУ МЧС – Майи Михайловны Гринько, помощника начальника Управления по пропаганде. Вот эти-то коммерческие структуры и стали авторами «наезда» на нового начальника ГУ МЧС в Луганской области Виктора Кучеру. И, если помните, «озаботило» их то, что новый начальник «лоббирует интересы» отдельных фирм.

Однако статистика свидетельствует о следующем. Всего 17 фирм имеют лицензии на проведение противопожарных работ и установку оборудования в области. Но 75% обслуженных объектов приходятся лишь на 4 коммерческие структуры. Разумеется, те самые, которые расположены в бывшем пожарном депо, по адресу улица Куракина, 14: ООО «Пожавтоматика», ООО «ВК «Пожавтоматика», «Добровольное пожарное общество» и ООО «Пожарное наблюдение – Луганск». Причем, за границами статистики остаются объемы выполненных работ: доходы коммерческих структур – комерческая тайна. А объект объекту, понятно, рознь. Пожарную сигнализацию можно установить в маленький магазинчик на окраине, а можно – в огромный супермаркет. Единица объекта в обоих случаях – одна, а объем выполненных работ и оплата за них – существенно разнятся. Кроме того, по свидетельству специалистов, расценки фирм-монополистов даже на беглый взгляд выше аналогичных на 10-30%.

Разумеется, формально никакого отношения к этим коммерческим структурам офицеры МЧС Савельев и Гундар не имеют. Однако оба офицера ездят на недешевых иномарках: Савельев – на «БМВ» одной из последних моделей, Гундар – на «Шкоде-Октавия». Причем, за последние два года оба уже успели поменять автомобили. Поначалу оба офицера предпочитали «Шкоды», но затем Савельев пересел на «Бумер», а Гундар остался верен чешской марке, правда, сменил уже «старый» двухлетний автомобиль на новенький, из салона.

Позаботились офицеры и о недвижимости. В течение двух лет Савельев купил две квартиры: одну детям, другую – в элитном доме – уже упомянутой Майе Гринько, помощнику начальника ГУ МЧС. Майя Михайловна так же приобрела себе транспортное средство – автомобиль «Форд». Трудно представить себе, что все это имущество суммарной стоимостью в несколько сот тысяч долларов (!) офицеры МЧС приобретали за одну только зарплату.

Как уже было сказано выше, по фактам злоупотреблений Савельева и Гундара уже возбуждалось уголовное дело, которому не было дано хода. После первого письма ветеранов пожарной охраны, написанного в декабре прошлого года, последовали аналогичные письма – в Кабмин, в МЧС, в Генеральную прокуратуру, народным депутатам и лидерам политических партий. Следом за письмами начались проверки разных ведомств. Однако проверки эти, как правило, «умирали» в областной прокуратуре. В ситуации, когда прокуроры, и не только областные, но и генеральные, меняются с коллейдоскопической быстротой, когда страна уже около полугода живет без правительства, искать крайнего – неблагодарное занятие. Однако, мы можем предположить, что группа лиц, приобретающая имущество на сотни тысяч долларов, в состоянии заплатить сумму со многими нолями за свою безнаказанность. В нынешнем правовом бардаке всегда найдется должностное лицо в областной прокуратуре, готовое поправить свое финансовое положение за счет не очень щепетильных дельцов в погонах.

Впрочем, не отстает прокуроров и аппарат МинЧС. Савельева уже несколько раз переводили с должности на должность, увольняли, а затем отменяли приказы об увольнении. У стороннего наблюдателя складывается впечатление, что любое решение на любом государственном уровне просто стоит определенную сумму денег. И если у вас достаточно средств, вы можете устроить буквально цирк, и даже на государственном уровне – с назначением и переназначением нужных людей на должности, присвоением званий, созданием и расформированием подразделений и так далее. Нужно только исправно платить тем, кто каждое конкретное решение непосредственно принимает. А с прейскурантом вас ознакомят.

Похоже, что Савельев все больше убеждается в собственной безнаказанности и вседозволенности. Он позволяет себе уже не только лоббировать интересы отдельных фирм, но и не чурается хулиганства и рукоприкладства. Так, 11 ноября минувшего года, прямо в помещении ГУ МЧС в Луганской области, полковник Савельев, в присутствии множества свидетелей, сначала обматерил, а затем избил работника облисполкома, заслуженного ветерана пожарной охраны Геннадия Резникова, который позволил себе высказать критические замечания в адрес нашего «героя». Резников дважды – в ноябре 2005 года и в марте нынешнего обращался в прокуратуру Ленинского района города Луганска и в областную прокуратуру – с требованием возбудить уголовное дело по данному возмутительному факту. До сих пор уголовное дело не возбуждено. То есть, ситуация вновь повторяется: есть законы «для всех», и есть законы для «избранных». Наверное, если бы избили самого Савельева, то преступники уже сидели бы в тюрьме. А полковнику Савельеву, который совершил хулиганский поступок, продлевают срок службы.

Вот так обстоят дела с приватизацией пожарного депо и тем, что ему сопутствовало. И хотя все тайное в этой истории постепенно становится явным, и монопольное положение «крышуемых» Савельевым фирм потихоньку расшатывается, проблема остается. Во-первых, кто будет отвечать за уже совершенные злоупотребления? А во-вторых, неопределенность судьбы главных действующих лиц этой истории вселяет неверие в справедливость и торжество законности в сердца простых работников госпожнадзора на местах.

А тем временем пожарное депо остается в частной собственности. И предприятия-владельцы продолжают уверенно «стричь» купюры в карман все того же Савельева и Ко: для оплаты новых автомобилей, квартир и подкупа государственных служащих.

Виталий Кухаренко, специально для «УК»

You may also like...