Операция «Розенхольц»

У каждого в шкафу спрятан свой скелет. А уж тем более – у политиков и государственных чиновников. Когда их тайны становятся достоянием общественности, карьера оказывается под (вспомнить хотя бы известную историю с «человеком, похожим на генерального прокурора»). Однако бывают тайны и похуже приключений в бане. Будучи раскрытыми, они могут потрясти все общество. Именно таких потрясений опасаются сейчас немцы: в Германии объявлено, что гриф «секретно» снимается с части так называемого «архива Розенхольц». Этот архив представляет собой картотеку из 317 тыс. записанных на микропленку досье, которые велись службой госбезопасности ГДР (Staatssicherheit или «Штази») в отношении так называемых «неофициальных информаторов» на территории ФРГ – политиков, госчиновников всех уровней, ученых и т.д. Кроме того, архив содержит 77 тыс. оперативных материалов о действиях Главного управления разведки – «внешнего» подразделения Штази – на территории Федеративной республики. Это собрание было названо «Розенхольц» («Розовое дерево») по созвучию с операцией ЦРУ Rosewood, в результате которой оно попало в руки агентов американской разведки в 1989 году.

Подробности операции до сих пор не разглашаются, однако многие специалисты полагают, что разведчики обошлись в то время без погонь и стрельбы «а-ля Голливуд» — весь архив был оптом продан американцам одним из высокопоставленных чинов советского КГБ. В 2003 году Белый Дом официально передал немецким властям это собрание. Причем, опять-таки, неизвестно, каким образом была достигнута эта договоренность: то ли за какую-то равноценную информацию, то ли просто так, по доброте душевной – все равно американские эксперты выжали за 14 лет из этого архива все, что им только могло потребоваться.

Как только немецкое правительство получило «архив Розенхольц» в свое распоряжение, оно назначило специальную комиссию, возглавляемую Марианне Биртлер, которая должна была разобраться с этим столь серьезным массивом информации. Комиссия работала четыре года и вот теперь объявила о начале публикации. В качестве своеобразной «затравки» фрау Биртлер сообщила, что, согласно выкладкам ее специалистов, только в период с 1969 по 1972 годы и только в составе депутатского корпуса Бундестага ФРГ находились 43 человека, от которых Штази так или иначе получало информацию.

Подобные цифры, естественно, взбудоражили воображение общественности, и немецкие СМИ окрестили еще не названных по именам экс-депутатов «парламентской фракцией КГБ». Однако Марианне Биртлер немедленно вступилась за парламентариев: в одном из телеинтервью она подчеркнула, что понятие «неофициальный информатор» не означает автоматически секретного сотрудника на зарплате у спецслужб. Многие из депутатов попросту попадали к Штази «под колпак»: их телефоны прослушивались, передвижения отслеживались и т.д.

К настоящему времени из 16 депутатов Бундестага, чьи «дела» будут представлены на всеобщее обозрение первыми, 11 уже умерли. Их родственники были в числе тех, кто еще в 2003 году обратился с коллективным иском в Конституционный суд ФРГ, добиваясь запрета на публикацию этих материалов, однако суд иск отклонил. Тем не менее, неприятный привкус у этого дела остался, и Марианне Биртлер поспешила заверить всех, что в отношении этих 11 человек отсутствует и тень подозрения в сотрудничестве со Штази – скорее, их можно назвать жертвами «разработки». Что же касается еще пятерых ныне здравствующих экс-депутатов от различных партий, то они как раз были платными сексотами ГДРовской и советской разведок, но успели в этом покаяться самостоятельно, как только стало известно о том, что «архив Розенхольц» находится в США. Очевидно, рассудили, что шила в мешке не утаишь, а повинную голову меч не сечет.

Марианне Биртлер не устает подчеркивать, что как работа ее комиссии, так и сам архив представляют собой ускоспециализированный, чисто исторический интерес. Доступ к нему открыт по записи – в данный момент были получены заявки от 20 человек: журналистов известных немецких изданий и сотрудников нескольких университетов Германии. Тем не менее, страна замерла в ожидании сенсационных разоблачений. В конце концов, немцам не привыкать к подобным детективным историям – ведь даже один из величайших канцлеров ФРГ Вилли Брандт вынужден был уйти в отставку, когда выяснилось, что его личный референт Гюнтер Гийом много лет работал на разведку ГДР.

Так что, несмотря на все заверения госпожи Биртлер, открытие «архива Розенхольц» таит в себе мощный, взрывоопасный потенциал, способный изменить лицо нынешней, уже объединенной Германии и разрушить карьеры многих людей. Именно этого ждут жадные до сенсаций немецкие обыватели и опасаются немецкие политики: вне зависимости от партийной принадлежности, многие из них выступали и выступают с призывами «обходиться с этими сведениями так, словно это – готовая взорваться бомба».

Борис Альтнер, Росбалт

You may also like...