12 лет в бегах. Приятелям не хватило духу выдать убийцу

Человек, совершивший преступление, иногда может скрыться от следствия и суда. Но это не значит, что он проведет спокойную жизнь. Если не угрызения совести, то постоянный страх быть пойманным может стать наказанием почище темницы. А бывает, и сама судьба выносит преступнику приговор, словно утверждая, что наказание неотвратимо… Эта трагедия произошла 12 лет назад. Все эти годы ее вольные и невольные участники несли свой крест, расплачиваясь кто за содеянное, а кто – за малодушие.

Осенью 1993 года трое молодых сумчан – Евгений, Борис и Александр – подъехали на уазике к жилому дому на Веретеновке. Они поднялись на нужный этаж и позвонили в дверь одной из квартир. Открыл их сверстник Сергей.

– Я пришел за деньгами, – сказал Евгений. – Надеюсь, ты еще помнишь, сколько мне должен?

По всему было видно, что хозяин не очень рад этому визиту. И все же ему пришлось впустить гостей. Между Сергеем и Евгением начался нелицеприятный разговор о деньгах. Хозяин заверял, что пока не в состоянии вернуть долг. Евгений настаивал. С каждой минутой тон их беседы становился все более резким. Постепенно Евгений перешел к откровенным оскорблениям и начал повышать сумму. «Я включил счетчик!» – заявил он.

Молчавшие до этого приятели решили, что пора вмешаться. Разговор принимал слишком уж опасный оборот.

– Женька, остынь! – попросил Александр. – Ты не прав. По поводу счетчика у вас никакого уговора не было.

Коренастый Евгений резко повернулся в его сторону:

– Что ты сказал, щенок? Яйцо еще будет учить курицу! Оборзел, да?

И неожиданно для всех он подошел к Александру и залепил ему звонкую пощечину. Тот не посмел дать сдачи: Евгений был лидером в их трио, немного старше и физически сильнее. Александр сразу сник.

– Ладно, ладно, – ретировался он. – Я все понял. Боря, пойдем отсюда! Пусть они сами разбираются.

И парни вышли на лестничную площадку. Прошло около получаса, прежде чем показался Евгений. Он выставил на порог какие-то объемистые сумки и велел:

– Несите к машине! Я убедил Серого рассчитаться со мной вещами.

А вещей оказалось на удивление много. Были среди них и кожаная куртка, и телевизор, и видеоплейер, и магнитофон… Неужели Сергей столько Евгению задолжал? Наверное, уже тогда Борис и Александр могли заподозрить что-то нечистое. Но они не посмели ни о чем спрашивать Евгения и покорно выполнили все его требования.

А на следующий день парни узнали, что Сергей погиб. Он был кем-то жестоко избит в своей квартире и скончался на месте от нанесенных травм. Имя убийцы тогда еще никому не было известно. Милиция и прокуратура только начинали следствие. Но Борис и Александр уже догадывались, чьих рук это дело. Встретившись с Евгением, они попросили объяснить, что произошло в квартире.

– Ну, замочил я его, – признался в конце концов Евгений. – Так получилось. Хотел просто вмазать, но не рассчитал силы. Слабым он оказался… Такие вот пироги. Только учтите, вы оба тоже были в той квартире. И если что, вас вместе со мной заметут. Пойдете как соучастники. Пятнашку как минимум дадут. А может, и вышку. Поскольку групповуха. Так что лучше держите язык за зубами!

Борис и Александр не на шутку перепугались. Получалось, что вот так, ни с того ни с сего, они становятся соучастниками тяжкого преступления. Но разве это справедливо? Они же ничего не сделали! А Евгений, которому нужно было просто заткнуть свидетелям рты, продолжал натиск:

– Если меня схватят, я на себя все брать не стану. Какой резон? А в квартире обязательно найдут ваши пальчики. Да и тот пацанчик, что возле подъезда стоял, когда мы выходили, – помните? – вас видел. Милиция спросит – расколется.

– Что ж делать-то? – запереживали приятели.

– Помалкивать! Про убийство вы ничего не знаете. Меня в тот день не видели. Да, насчет машины. Если спросят, скажете, что ее у нас одолжили на сутки люди с рынка. Их имен вы не знаете. Машину вернули утром. И еще… Поможете мне вещи Серого сплавить…

Евгений старался скрыть улики. И тем не менее следствие с каждым днем приближалось к разгадке. Чувствуя, что скоро на него могут выйти, убийца опять собрал приятелей и заявил:

– Плохи дела! Менты у нас на хвосте. В общем, сваливать надо из Сум. Всем троим. И чем скорее, тем лучше.

– А куда ж бежать-то? – растерялись Борис и Александр.

– Не знаю. Куда-нибудь подальше. Хорошо бы за границу. Тут подумать нужно.

Обсуждая этот вопрос, они вспомнили об общих знакомых в Киргизии. И решили, что это самое подходящее место для того, чтобы отсидеться. Чтобы самому не светиться, Евгений заставил Бориса сходить на вокзал за билетами.

23 сентября 1993 года все трое выехали поездом «Сумы – Москва» в Россию, а оттуда перебрались в Киргизию. Там через знакомых Евгению удалось раздобыть три поддельных паспорта на другие имена.

– Теперь наши дорожки расходятся, – сказал он тогда землякам. – Дальше каждый сам за себя.

Главная его цель была достигнута: Борис и Александр уже не донесут на него в милицию. Скрывшись вместе с ним, они тем самым записались в соучастники и будут молчать. Он больше в них не нуждался.

С фальшивыми документами каждый из троих пытался самостоятельно начать на чужбине новую жизнь. Но память о прошлом не отпускала. И первым испытал на себе возмездие судьбы Евгений.

Став на путь преступлений, он уже не мог остановиться, раскаяться. Вскоре сошелся с местными уголовниками и, принимая участие в разбойном нападении на жителя города Бишкек, был убит. Но даже после его смерти Борис и Александр не решались вернуться в Сумы. Им казалось, что там их никогда не оправдают, заставят ответить за чужую вину. Они жили в постоянном страхе, опасаясь слежки, проверки документов, даже просто задушевных бесед, чтобы случайно не проговориться, откуда они родом.

Подозреваемых, действительно, все эти годы разыскивали. Между странами СНГ существует договор о взаимодействии силовых структур в розыске преступников.

8 сентября 2004 года Борис был задержан милицией в Махачкале. А в апреле этого года, в соответствии с ходатайством прокуратуры Сумской области, его доставили в Сумы, в СИЗО.

В ходе следствия его непричастность к убийству была установлена и доказана. И теперь он проходит по этому уголовному делу лишь по ч.1 ст.396 УК Украины – за сокрытие тяжкого преступления. Если бы у него хватило здравого смысла сразу пойти в милицию и рассказать всю правду, ему не пришлось бы 12 лет скитаться. А с его приятеля Александра обвинение вообще было снято за недоказанностью.

По материалам ст. помощника прокурора Ковпаковского района г.Сумы Елены Сухоставец, Ваш шанс

You may also like...