Wanted — особо выгодный клиент!

«Наших» «отмоют» сами американцы! Как лоббисты помогают экс-гражданам экс-СССР завоевывать Вашингтон. Самые известные клиенты суперлоббиста джека абрамоффа

Когда-то экс-директор ФБР Уильям Сешенс обличал набирающую силу русскую мафию. «Мы в силах победить организованную преступность», — заявил он, выступая на Московской конференции по вопросам безопасности в 1997 году. А сегодня Сешенс хлопочет за человека, который входит в список ФБР «Особо опасные преступники»: за российского гражданина Семена Могилевича, уроженца Украины, который, по оценке ФБР, является одним из самых могущественных российских криминальных авторитетов.

Действуя от имени Могилевича, Сешенс пытается заключить внесудебное соглашение с министерством юстиции США. Могилевич обвиняется в рэкете, а также проходит в качестве ключевой фигуры по другому расследованию министерства юстиции, касающемуся российско-украинских сделок в области энергетики.

Сегодня многие заметные представители лоббистских кругов Вашингтона получают крупные гонорары за то, что отстаивают интересы клиентов с весьма неоднозначной репутацией из бывших республик СССР.

Их клиенты — известные лица: видные предприниматели, некоторым из которых предъявлены обвинения по уголовным делам, представители политической элиты. Всем им позарез требуются адвокаты по уголовному праву, лоббисты, специалисты по консалтингу. Многие из них разбогатели благодаря неразберихе 90-х, на фоне распада СССР. Теперь же они нанимают лиц со связями в лучших вашингтонских кругах, чтобы обелить свою репутацию на Западе или чтобы убедить инвесторов и чиновников в своей приверженности идеалам честного ведения бизнеса.

Вашингтонской индустрии лоббизма далеко не в новинку иностранные клиенты с репутацией, требующей особо деликатного обращения. Так, Джек Абрамофф, в прошлом году осужденный за мошенничество и подкуп, представлял интересы клиентов в Пакистане и России, а экс-президент Либерии Чарльз Тейлор, ожидающий суда как военный преступник, когда-то пользовался услугами собственного вашингтонского лоббиста.

Но в последние годы число бывших советских госслужащих и промышленников, которые ищут себе друзей в столице США, стремительно растет. Многие из них играют все более важную роль в мировой экономике, поскольку сосредотачивают в своих руках контроль над громадными энергоресурсами и другими природными богатствами Евразии. Все они также приобрели большую политическую власть у себя на родине, что делает их — а, заодно, и их американских советников — ключевыми фигурами для усилий Запада по укреплению стабильности в регионах.

Вот несколько свежих примеров.

За вознаграждение в $560 тысяч Боб Доул, бывший лидер большинства в Сенате и кандидат от республиканцев на президентских выборах 1996 года, помог некоему российскому миллиардеру, которого конкуренты обвиняют в подкупе, получить визу для визита в США в 2005 году, а также оказал другие услуги.

Леонид Рейман, могущественный российский министр и близкий союзник президента Путина, имеет в Вашингтоне своего консультанта по связям с общественностью. В США Рейман является фигурантом в расследовании федеральных органов по обвинению в отмывании денег. Тем временем, он борется с московским конгломератом «Альфа-групп» за контроль над одним российским телекоммуникационным гигантом. Ставки в этой игре весьма высоки. «Альфа-групп» выплатила влиятельной лоббистской фирме Barbour Griffith & Rogers, одним из учредителей которой является Хейли Барбур, губернатор штата Миссисиппи, гонорар в 2 млн долларов.

Пол Мейнефорт, работавший советником в предвыборном штабе Доула, когда тот баллотировался в президенты, консультировал одного украинского миллиардера, владельца крупных металлургических предприятий, а также его ближайшего политического союзника — премьер-министра Украины Виктора Януковича. Янукович, ратующий за более тесные связи Украины с администрацией Путина, как раз сейчас отчаянно бьется за власть с прозападным президентом Украины Виктором Ющенко.

В некоторых случаях подробности обогащения этих рожденных в СССР клиентов покрыты мраком — как и источники, точные суммы и предназначение гонораров, которые они перечисляют на счета вашингтонских советников. Например, в 2005 году украинский политик Юрий Бойко расплатился с вашингтонским лоббистом, который устраивал ему встречи с верхушкой Республиканской партии, через одну из так называемых «фирм-помоек» — компанию, которая зарегистрирована, но не имеет активов.

Бойко, ныне — министр энергетики Украины, занимался подготовкой российско-украинских контрактов на поставки природного газа. Сейчас эти сделки стали предметом расследования министерства юстиции США по подозрению в том, что к ним имел отношение клиент Сешенса, предположительно — мафиози. Бойко утверждает, что $98 тыс. , выплаченные в качестве гонорара, были внесены небольшой партией, которую он возглавляет. Зарегистрированная где-то на Карибах «фирма-помойка» Annex Holdings, перечислявшая гонорары лоббисту Бойко, также, судя по документам, участвует в контрактах на поставки газа.

Лоббисты иногда принимают меры к тому, чтобы скрыть имена клиентов. Между тем, федеральное законодательство однозначно запрещает лоббистам заметать следы, принимая гонорары от посредников. Не будь подобных законов, говорит видный специалист по этике, вашингтонский юрист Джен Баран, «мы имели бы только множество «фирм-помоек», одни из которых на бумаге являются лоббистскими, а другие — их клиентами».

Например, в 2004 году британская «фирма-помойка» Foruper Ltd., не имевшая ни активов, ни служащих, выплатила $820 тыс. фирме Barbour Griffith. Foruper создал некий юрист, который составлял договоры о поставках природного газа, ныне являющиеся предметом расследования министерства юстиции США. Следователи разбираются, связан ли учредитель Foruper с Могилевичем, клиентом Сешенса.

Согласно отчетам, представленным Barbour Griffith, эти гонорары получены за «пропаганду более тесного сотрудничества и связей в финансовой сфере между Восточной Европой и Западом».

В 2002—2003 гг. организация под названием Friends of Ukraine («Друзья Украины») выплатила Barbour Griffith $320 тыс. Согласно налоговым декларациям, Friends of Ukraine, ныне упраздненная, имела штаб-квартиру в вашингтонском офисе самой Barbour Griffith, а ее председателем был один из партнеров по Barbour Griffith — Ленни Гриффит. Мы связались с ним по электронной почте. В ответном письме Гриффит заявил, что политика фирмы не допускает обсуждения вопросов, связанных с деятельностью клиентов, но при этом добавил, что Barbour Griffith «скрупулезно выполняет» законы, предписывающие лоббистам раскрывать имена клиентов.

Barbour Griffith ведет тяжбу юридического толка с партнерами российского министра Реймана, чьим вашингтонским советником является бывший репортер Wall Street Journal Марк Д’Анастазио. Сам Д’Анастазио, впрочем, утверждает, что лишь однажды помог Рейману по просьбе друга, но его работодателем российский министр не является.

Уже долгое время действуют федеральные законы, согласно которым граждане США, оказывающие иностранным клиентам услуги в области лоббирования или связей с общественностью, обязаны регистрировать эти факты в федеральных органах, подавая соответствующие отчеты. Но подробности этих отчетов часто дают лишь смутное представление о характере оказанных услуг.

Так, Доул подал в Сенат США отчет о своей работе по поручению российского миллиардера Олега Дерипаски, указав, что она была связана с «визовой политикой и выполнением формальностей Госдепартамента США».

Дерипаска, тесно связанный с Кремлем, после «алюминиевых войн», разразившихся в России в 90-х, завладел фактической монополией на производство алюминия в стране.

За Дерипаской давно уже тянется шлейф судебных исков: конкуренты обращаются в суды США и Великобритании, обвиняя его в том, что свое состояние он нажил с помощью подкупа, запугивания и нанесения телесных повреждений. Эти обвинения, которые сам он отрицает, никогда не были подтверждены существенными доказательствами. Уголовных дел на Дерипаску также никогда не заводили. Но, в связи с этими тяжбами, Госдепартамент много лет отказывал российскому промышленному магнату в визе.

В 2003 году, согласно отчетам лоббистов, Дерипаска выплатил 300 тыс. долларов юридической фирме Доула Alston & Bird. После этого, как утверждают информированные источники, Доул постарался убедить власти США в том, что его клиент — не преступник, и его предпринимательская деятельность вполне прозрачна. В 2005 году, когда Госдепартамент переменил отношение к Дерипаске и дал ему визу, последний, как следует из отчетов, выплатил Доулу и его фирме еще $260 тыс.

Со слов информированных источников, в 2005 году Дерипаска посетил Вашингтон. В прошлом году он также бывал в США.

Доул и официальный представитель Госдепартамента отказались прокомментировать эту информацию.

Саймон Мойз, лондонский представитель Дерипаски, сообщил, что на данный момент у этого бизнесмена есть виза на многократный въезд в США, но отказался дать более подробные комментарии или документально подтвердить визовый статус Дерипаски.

Бывший политтехнолог Доула Мейнефорт, а также Брюс Джексон, в свое время собиравший средства в Фонд избирательной кампании Доула, получали гонорары и пожертвования от украинского миллиардера Рината Ахметова, политического покровителя премьер-министра Януковича.

Мейнефорт и Джексон сыграли важную роль в свете недавнего визита украинца в Вашингтон. Он встречался с представителями администрации США, в том числе — с вице-президентом Чейни. Одна из компаний, подчиненных Ахметову, в 2005 году внесла $300 тыс. в благотворительный правозащитный фонд, которым руководят Джексон и его супруга. Это зафиксировано в документе Федеральной налоговой службы, с которым ознакомились корреспонденты The Wall Street Journal. Джексон заявил, что благодарен за эту финансовую поддержку.

Мейнефорт, не зарегистрированный в качестве консультанта украинского лидера, не отреагировал на нашу просьбу дать комментарии.

Могилевичу, клиенту Сешенса, в Филадельфии предъявлены обвинения по 45 пунктам в рэкете и отмывании денег, а также — в организации изощренной аферы с акциями, осуществленной с помощью европейской сети «фирм-помоек». По словам информированных источников, министерство юстиции также расследует, причастен ли Могилевич к недавнему заключению ряда миллиардных сделок на поставки природного газа между российским газовым гигантом ОАО «Газпром» и Украиной. Следствие проводит отдел по борьбе с организованной преступностью и вымогательством минюста.

Информированные источники сообщают, что недавно Сешенс связался со своими бывшими коллегами по министерству юстиции и сделал им необычное предложение: Могилевич сообщит американским властям сведения о тайной деятельности исламистских террористов, если следователи начнут с ним переговоры по вопросу о претензиях к нему со стороны правоохранительных органов США. Следователи министерства отвергли это предложение, говорят юристы и другие информированные лица.

Фирма Сешенса и официальный представитель министерства юстиции воздержались от комментариев.

Вопросом переговоров с Могилевичем занимался видный вашингтонский эксперт в области безопасности Нил К. Ливингстон, ненадолго получивший известность в 1980-е годы во время скандала «Иран-контрас» (он разрабатывал вопросы терроризма вместе с сотрудником Белого дома Оливером Нортом).

Ливингстон отказался обсуждать переговоры с Могилевичем, сообщив лишь, что они касались «чрезвычайно щекотливых тем».

До самого последнего времени Ливингстон был исполнительным директором вашингтонской фирмы GlobalOptions, которую сам и учредил. GlobalOptions занимается корпоративной разведкой и безопасностью. В ее консультативный совет входит Сешенс. По словам представителей фирмы, большинство ее клиентов — «предприниматели в России и в Карибском бассейне».

Среди клиентов GlobalOptions и ранее были бизнесмены из бывших республик СССР. По словам Ливингстона, в 2004 году лоббисты из Barbour Griffith свели представителей GlobalOptions с базирующейся на Кипре фирмой Highrock Holdings. Highrock контролирует украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ, который признает, что среди крупнейших акционеров фирмы когда-то была супруга Могилевича.

В 2003—2005 годах Фирташ имел отношение к заключению нескольких сделок на суммы в миллиарды долларов между «Газпромом» и правительством Украины. Highrock это принесло крупную прибыль, а Украина подверглась критике со стороны посла США, так как сделки были недостаточно прозрачными.

По словам Ливингстона, в 2004 году Highrock заключила контракт с GlobalOptions, чтобы та помогла ей получить федеральные сертификаты безопасности на пассажирские авиалайнеры, которые Фирташ надеялся экспортировать в Центральную Азию.

Однако недавно GlobalOptions подала на Highrock в суд, по обвинению в неуплате по счетам, утверждая, что Фирташ нанял ее для проведения некой «особой операции» (характер которой не уточняется) в интересах некоего украинского государственного служащего. Тяжба между сторонами, проходившая в суде федерального округа Колумбия, завершилась после оплаты счета, но иск так и не был отозван.

Представитель Фирташа заявил: «Мы не знаем компании под названием GlobalOptions», а также добавил, что Фирташ уже несколько лет как порвал отношения с Могилевичем.

Гленн Р. Симпсон, Мэри Джейкоби , The Wall Street Journal, перевод ИноСМИ.Ru

You may also like...