Осторожно, супермаркет! Торгаши дурят по-прежнему…

В советские времена у большинства магазинов были две основные проблемы: пустые полки и угрюмые продавцы. Сегодня «храмы торговли» завалены всевозможными товарами на любой вкус, а обслуживающий персонал порой даже пытается быть вежливым. Но это вовсе не значит, что в торговых точках отказались от мошенничества – просто его способы тоже стали современнее и искуснее. Какими именно методами сейчас чаще всего обманывают покупателей в столичных супермаркетах? Море жалоб

Со времени появления первых супермаркетов киевляне не устают жаловаться на процветающий в них обман клиентов. «Около моего дома есть три больших супермаркета, в которых я постоянно покупаю продукты питания, бытовую химию, косметику и всякие мелочи, – рассказывает жительница Днепровского района Лариса Андрусышин. – Рядом также расположен рынок и несколько мелких торговых точек, но цены там выше магазинных, а ассортимент товара очень невелик – поэтому реальной альтернативы маркетам в микрорайоне нет. Но с момента открытия в этих магазинах не прекращается обман покупателей. Совсем недавно взяла там запакованные куриные ножки, а дома, сняв целлофан, обнаружила, что они протухшие».

Аналогичный случай произошел и с домохозяйкой Еленой Черновой: «Несколько дней назад в большом торговом центре купила плавленые сырки – они оказались засохшими и отвратительными на вкус. На обертке указывалось, что продукт годен к употреблению в течение 30 дней с момента изготовления, но при этом не было никаких пометок о дате выпуска! Надувательство происходит и в отделах с фруктами: самые гнилые заплесневелые плоды, которые никто уже не купит даже на корм свиньям, там кладут в корзинки, сверху прикрывая это безобразие свежим товаром. В магазине вскрыть корзинку нельзя, поэтому подлог выявляешь уже дома. Подобные проблемы возникают постоянно на протяжении многих лет. Кто бы подсказал, что делать в таких случаях, как защитить свои права и вернуть потраченные впустую деньги?»

Рецепты кота Базилио

Самая распространенная махинация в отечественных супермаркетах – путаница в ценниках. Наверное, и вы не раз попадали в ситуацию, когда на полке под товаром была указана одна цена, а при оплате выяснялось, что она другая – причем, как правило, большая. Автор и сам попадался на такую уловку: однажды, взяв красивое стеклянное блюдо «всего за 20 грн.», на кассе узнал, что на самом деле покупка обойдется втрое дороже. Хаос с ценниками характерен практически для всех супермаркетов – порой, реальную стоимость товара можно узнать только в момент расчета. Бороться с этим «свинством» можно двумя методами: сверять цифры штрих-кода товара и ценника – они должны быть одинаковы; если же цена вообще нигде не указана, можно обратиться к кассиру, который ее должен назвать.

Второе место в списке махинаций занимает «продленка» срока годности. Ею не брезгуют даже солидные торговые сети – ведь деньги никому не хочется терять. Начинают с малого: на первый план выставляют товар, срок годности которого истечет совсем скоро. Многие покупатели даже не смотрят на дату изготовления продукта и берут такую вот «устаревающую» еду. Если же вы твердо решили получить «свежачок», придется хорошо «покопаться». А что же происходит с товаром, который совсем уж залежался, и срок его годности истек? В обществе защиты прав потребителей рассказывают, что такие продукты периодически «освежают». К примеру, колбасу могут отчищать, а затем натирать растительным маслом, чтобы блестела и выглядела более аппетитно. Мясные продукты «с душком» частенько используют в различных салатах. Залежавшиеся замороженные куры идут на гриль. Просроченные конфеты смешивают со свежими или откладывают до сезона праздников, когда их продадут в готовых подарках. Могут и вовсе удалить информацию о сроке годности товара: дату изготовления регулярно стирают на фольге тех же плавленых сырков, смывают информацию о сроках хранения и проставляют новую на упаковках молочных продуктов и на коробках с тортами.

Третью строчку в списке уловок занимают махинации с весом. Свежемороженые продукты специально замораживают до обледенения, а уже после этого расфасовывают. В результате покупатели часть денег отдают за обычную воду. Практически всегда продукты взвешивают вместе с пластиковым контейнером и пленкой. Казалось бы, мелочи, но при покупке, скажем, осетрины по цене около 100 грн. за кг, даже десяток «лишних» граммов выливается в гривну. Некоторые продукты (прежде всего фрукты и овощи) при хранении теряют вес, поэтому такой товар в супермаркетах часто фасуют сразу же по получении. Таким образом, магазин перекладывает свои убытки на потребителей: ведь, например, упаковка киви с наклейкой «1 кг» через неделю может весить лишь 900 г. Уловки продолжаются и на кассе. Если вы доверху набили свою тележку товарами, вполне вероятно, что кассир попытается приплюсовать к вашему счету покупку предыдущего клиента, добавить несколько лишних товаров или вместо трех взятых вами пачек сока пробить четыре. Защитники прав потребителей советуют обращать внимание на монитор кассового аппарата, на котором перед подсчетом суммы вашей покупки должен высвечиваться ноль, а после оплаты внимательно изучить чек.

Большие продуктовые магазины предоставляют услугу заказа товаров на дом. Она действительно очень удобна: из офиса по телефону или через интернет можно заказать еду на вечер, чтобы не тратить драгоценное время на хождение за покупками. Но когда заказ привозят, оказывается, что картошка размером с горошину, шоколадка и маринованные грибы совсем другой марки, а киви вообще раздавленные. Иначе говоря, нередко именно таким образом супермаркеты пытаются сбыть залежавшийся или непопулярный товар.

<
b>Нужно знать

В Главное управление по вопросам защиты прав потребителей Киевской горадминистрации за 9 месяцев этого года поступило 1773 различных жалобы граждан – в том числе и на супермаркеты. Претензии к качеству и промтоваров, и продовольствия, и услуг. Чаще всего потребители недовольны мобильными телефонами, электронно-бытовыми приборами, мебелью, автомобилями и запчастями, трикотажными изделиями. Массово жалуются и на некачественные ремонт техники, связь, изготовление окон, хамское обслуживание на стоянках и мойках машин, недобросовестную рекламу. Если говорить о продуктах питания, то больше всего обращений поступает из-за низкого качества алкогольной, мясной и молочной продукции, просроченной рыбы, кондитерских изделий, детского питания.

Если потребитель уверен, что его права были нарушены, он – подчеркивают в мэрии – может позвонить в ее call-центр по номеру 051, там примут жалобу. По словам же начальника отдела контроля продовольственных товаров Юлии Коваленко, можно подать заявление и непосредственно в их учреждение: «Прежде всего, нужно обратиться в торговое предприятие, где были куплены некачественные продукты. Там обязаны вернуть деньги или обменять бракованный товар на аналогичный качественный, но для этого покупатель должен предъявить чек. Если произвести замену отказываются, в книге жалоб и предложений запишите свою претензию, указав обратный адрес. Если же магазин не ответит на вашу жалобу, обращайтесь к нам в общественную приемную, работающую каждый день. При себе нужно иметь все тот же чек, подтверждающий покупку, и паспорт. Обычные жалобы рассматриваются весьма быстро, в срок не дольше месяца». По словам специалиста, если на приобретенном в супермаркете товаре не указана дата изготовления, а значит невозможно определить срок годности (такую ситуацию, собственно, и описала одна из покупательниц), человек вправе жаловаться как на торговую точку, не имевшую права продавать такой продукт, так и непосредственно на производителя.

Настоящее «кидалово»

Впрочем, в отечественных магазинах могут промышлять не только мошенничеством, но и самым настоящим вымогательством и «разводом» на деньги. Схема простая, но действенная. Охрана супермаркета договаривается с кассиром, чтобы тот, как бы невзначай, забыл пробить какой-нибудь товар в чеке. При большом количестве приобретенных вещей и продуктов человек вряд ли заметит это, а если даже и увидит, из жадности, скорее всего, ничего не станет говорить. Дальше покупатель с полными сумками направляется к выходу, но по дороге его останавливают охранники и просят показать содержимое пакетов. Обнаруживают, что у вас в сумках, к примеру, 5 пакетов молока, а в чеке только 4, и обвиняют в воровстве. Начинается психологический «прессинг»: милицию вызовем, посадим, на работу сообщим, опозорим. Если уж вы попали в такую неприятную историю, ни в коем случае нельзя сдаваться и признавать себя виновным.

Часто «расколовшиеся» начинают упрашивать работников магазина не давать делу хода, а те милостиво соглашаются забыть об инциденте за некоторое денежное вознаграждение. Чтобы этого не случилось, нужно самому потребовать милицию и пригрозить, что будете писать заявление по поводу мошеннических действий персонала торговой точки – и последний скорее всего сам пожелает как можно быстрее уладить конфликт. Права охранников позволяют им только задерживать покупателя до приезда представителей правоохранительных органов, на обыск и прочие действия разрешения они не имеют.

Дмитрий Радченко, Киев, Грани +

You may also like...