Новогодняя авантюра от «Укрзализныци»: раздолье спекулянтам

Несмотря на стремительный рост цен на пассажирские железнодорожные перевозки, продолжает ухудшаться не только качество услуг этого вида транспорта, но и его доступность. Вершиной безответственности чиновников стала отмена в ноябре «именных» билетов в преддверии Нового Года. Как и следовало ожидать, уже в начале декабря приобрести билет на новогодние праздники практически невозможно! Идея отменить продажу билетов по документам, удостоверяющим личность, возникла еще летом у экс-генерального директора «Укрзализныци» Владимира Козака, который, по всей видимости, хотел оставить хоть что-то положительное после себя. Однако, постановление вступило в силу только в конце ноября. Теперь билеты продаются без указания фамилии.

До этого с марта 1997 г. в соответствии с постановлением правительства «О Порядке обслуживания граждан железнодорожным транспортом» оформление проездных документов на пассажирские поезда осуществлялось только по предоставлению паспорта или другого документа, который удостоверяет личность. Тогда железнодорожники вынуждены были пойти на такой шаг из-за активной деятельности спекулянтов, которые сразу же после поступления билетов в продажу выкупали их, создавая искусственный дефицит. Затем они занимались перепродажами по завышенным в несколько раз ценам. При этом очень часто они открыто торговали билетами прямо на перронах перед отходом поездов. После введения «именных» проездных документов железнодорожные спекулянты, как категория просто исчезли.

Однако, вместо уличных дельцов появилась новая форма злоупотреблений. Сегодня «Укрзализныця» реализует через свои кассы, как правило, билеты на верхние и боковые полки. Наиболее «удобные» уходят в туристические агентства или другим посредникам. При этом кассиры «Укрзализныци» зачастую сознательно скрывают наличие таких мест, предлагая простым украинцам самые непопулярные.

Теперь же железнодорожники, похоже, решили окончательно усложнить ситуацию, отменив единственный способ, позволявший избегать открытой спекуляции. Большинство обозревателей объясняют отмену продажи «именных» билетов не более чем желанием воспользоваться политическим хаосом и подзаработать денег перед кадровой чехардой. К слову, стоит отметить, что данное постановление было завизировано вице-премьером Андреем Клюевым, что свидетельствует о том, что он очень давно не ездил украинскими поездами общего назначения.

Действительно, с логической точки зрения такой шаг объяснить тяжело. Принятие такой меры в преддверии Нового Года, когда спрос на услуги «Укрзализныци» достигает годичного пика, ничем иным как сознательным созданием дефицита билетов назвать сложно. К слову, чтобы не быть втянутой в международный скандал, «Укрзализныця» решила не распространять новшества на международные пассажирские перевозки.

Сами железнодорожники объясняют свое поведение «заботой о пассажирах». По их словам, отмена «именных» билетов значительно ускорит процесс продажи и сократит очереди в кассы. А во избежание возможной спекуляции билетами «Укрзализныця» намерена увеличить число поездов на наиболее популярных направлениях.

Оправдание монополиста не выдерживает критики. Во-первых, в этом году сама же «Укрзализныця» отменила круглосуточную продажу билетов, а также сократила количество касс, обслуживающих клиентов, чем увеличила очереди минимум в два раза. Если бы днем работала хотя бы половина касс на ж/д вокзалах, проблема отпала бы сама собой. Во-вторых, введение дополнительных поездов – это традиционное решение, которое принималось и при продаже «именных» билетов, поскольку даже тогда «Укрзализныця» не была способна удовлетворить спрос на услуги со стороны населения.

При этом, учитывая, что украинские граждане уже отвыкли от того, чтобы покупать билеты из рук на перронах, не исключено что в пик спроса на билеты поезда будут ездить пустыми. В свою очередь, «Укрзализныця» опять будет отчитываться о возросших убытках от пассажирских перевозок.

Резкое недовольство украинских граждан безответственной политикой правительства и «Укрзализныци» вынудила Минтранссвязи пойти на попятную. Глава ведомства Николай Рудьковский уже поручил руководству «Укрзализныци» рассмотреть возможность продажи железнодорожных билетов на дополнительные поезда по удостоверяющим личность документам. «Мы можем сделать (продажу ж/д билетов – UGMK.INFO) в пиковые периоды по документам, а когда нет дефицита, то без документов, чтобы не вышло так, что с 15 декабря нам говорят: никуда выехать нельзя», – сказал он. Н.Рудьковский также отметил, что у него есть данные о массовой скупке билетов.

В сложившейся ситуации министр занял рациональную позицию. Однако проблема заключается в том, что мелкие чиновники дошли до того, что позволяют себе открыто заниматься грабежом граждан. Корректировочные меры, вряд ли, окажутся эффективными, если люди, принимавшие участие в этой авантюре, останутся безнаказанными.

Алексей Молдован, UGMK

You may also like...