ТАЙНА НОВОГО САМОУБИЙСТВА В УКРАИНЕ

В собственной квартире в Киеве найден мертвым с огнестрельным ранением головы заместитель начальника департамента инновационной политики Министерства образования Украины Игорь Марголич. По предварительной версии, он застрелился. Это подтвердили в департаменте.”5 канал” сообщил, что Игоря Марголича обнаружила жена. Трагедия произошла, предположительно в четверг в 14:00. В пресс-службе МВД и Службы безопасности Украины пока не комментируют данную информацию. Ожидается, что в ближайшее время поступит официальное подтверждение обнародованного факта.

Самоубийство чиновника Минобразования может быть напрямую связано с расследованием, котрое провели несколько месяцев назад журналисты Издательского дома “CN-Столичные новости”.

Несколько месяцев назад Счетная палата опубликовала информацию о нецелевом использованию и хищению бюджетных средств Министерство образования Украины. Именно заместитель начальника департамента инновационной политики Минобразования Игорь Марголич и его инновационный отдел были главными фигурантами в этом деле.

Оказалось, что на детях можно делать неплохие деньги. Нет-нет, классический пример с Остапом Бендером вспоминать не будем. Обратимся к опыту куда более современному. Удачнее всего заработок получается, когда украинский Минобразования, например, выдает на-гора какую-нибудь государственную программу. Из нее-то, как говорится, и воруют…

Ежегодно на образование правительство нашей страны расходует 11% общего бюджета. С такими показателями затрат на образование наша страна сравнилась бы разве что с Великобританией. Было бы не плохо поднять наше образование на уровень британского, но в нашем случае пока приходится довольствоваться процветанием только коррупции. Ведь неслучайно именно в сферах образования и охраны здоровья зафиксировано наибольшее количество взяток. “В общем количестве зарегистрированных преступлений в сфере образования каждое третье – взятка, а в системе здравоохранения – соответственно каждое пятое преступление”, – заявил в ноябре прошлого года начальник Департамента государственной службы по борьбе с экономической преступностью Министерства внутренних дел Виктор Литвиненко.

Следовательно, сколько бы денег ни выделялось, до школьников они не дойдут. Более того, не дойдут и до преподавателей, а значит, эти деньги они возьмут с учеников. Ведь взяточничество внутри учебных заведений давно уже стало нормой.

Хорошо, конечно, что четыре года назад проблемы образования вдохновили правительство на такой благородный и отчаянный порыв, как компьютеризация школ. Но все-таки нам что-то подсказывает, что отсутствие компьютеров – не самая кошмарная реальность в жизни школьников и их преподавателей. Учитывая, что на сегодняшний день в некоторых школах нет возможности обеспечить детей хотя бы учебниками, то говорить о компьютеризации учебных заведений не то чтобы рано, а даже как-то неудобно.

Может, все-таки стоило бы начать с самого банального и элементарного: учителям – зарплату, ученикам – по крайней мере, учебники, и в конце концов – просто нормальные условия обучения, с чем особенно туго в сельских школах. Как для первого шага – совсем неплохо.

Поэтому задачи поставленные Министерством образования на 2001-2004 гг., могли, с одной стороны, вызвать восхищение, а с другой – некоторое подозрение: слишком туманно представляется будущее учащихся сельских школ в компьютерных классах, в которых еще не налажена ни система отопления, ни система обучения. Последнее реально лишь при условии переквалификации преподавателей и привлечении молодых талантливых кадров. Но при нынешней зарплате, то есть финансовой бесперспективности данной профессии, можно ли надеяться на пополнение преподавательского состава молодыми и прогрессивными людьми! Значит, опять-таки нужны деньги.

В ответ на это многочисленное “надо” Министерство образования предложило Национальную программу информатизации и компьютеризации сельских школ на 2001-2004 гг. Были сформулированы ее великие цели, обозначены не менее великие суммы для их достижения.

Однако полученные результаты проведения соответствующих программ не оправдывают ежегодно приумноженные капиталовложения. Счетная палата Украины в своем отчете о результатах проведения запланированной информатизации общеобразовательных учебных заведений и компьютеризации сельских школ определила работу Министерства образования как неэффективную, плохо скоординированную и нецеленаправленную. Попросту говоря, деньги были потрачены, но не так как следовало и не на то, что нужно.

В подтверждение Счетной палата представила следующие цифры: компьютеры получили 1335 сельских школ, что составляет 59%(!) от запланированного количества. Невольно напрашивается вопрос: почему оставшаяся тысяча школ оказалась без компьютерных классов и куда ушли деньги, выделенные на эти цели?

Объем средств, потраченных не по назначению, неэффективно вложенных бюджетных ресурсов, а также утерянных в результате упущений в управлении деньгами и многочисленных бюджетных правонарушений составил чуть ли не 70 млн. гривен(!), или 57,5% от общего объема полученных бюджетных средств.

Кроме того, проверкой были выявлены многочисленные нарушения в ходе выполнения Национальной программы информатизации. Во-первых, зафиксированы далеко не единичные случаи поставки компьютерной техники организациям, не имеющим к сельским школам никакого отношения. При чем характеристики этих компьютеров гораздо выше по техническим возможностям, чем те, что были заявлены в национальной программе, а следовательно, и дороже по стоимости. Получается, что лучшая компьютерная техника предназначалась не для сельских учеников, а для перепродажи.

Во-вторых, вместо того, чтобы создать телекоммуникационные средства для подключения к Интернету, Научно-методический центр Министерства образования решил вполне разумным и более рациональным обеспечить сельских учащихся интернет-карточками, а в некоторых школах подключение к сети вообще не предусматривалось. В результате только 697 сельских учебных заведений из 2560 запланированных (!) получили возможность приобщиться к Всемирной сети.

Какова схема воровства? К примеру, распорядитель государственных средств заключает договор с одной из частных фирм, которая специализируется на интернет-услугах о покупке интернет-карточек, за что получает банальный “откат”, а школы, которые эти карточки получили, что называется, “присаживаются” на определенную коммерческую структуру. А ведь гораздо выгоднее было заключить договор с государственным “Укртелекомом”, у которого и возможностей поболее (именно он предоставляет трафик для частных структур, который те потом и перепродают), и цены на услуги гораздо ниже. Неужели чиновники из Минобразования этого не знали? Нам кажется, что знали, да вот не смогли побороть искушение “подеребанить” государственную мошну.

Другими словами, Министерство образования сделало все, чтобы часть выделенных денег не дошла до пункта назначения и исчезла при невыясненных обстоятельствах под видом плохой организации и контроля.

Владимир Ханюк, директор Административно-хозяйственного департамента Минобразования, который занимался программой компьютеризации-2001-2004, заявлял, что мы вполне готовы к проведению новых программ. Простите, а кто же ответит за результаты предыдущих “стараний”? Второй вопрос: почему, приступая к работе, новый министр образования Станислав Николаенко не спросит с тех, по чьей вине так легко не стало более 68 млн. гривен? И действительно, зачем оборачиваться назад, подсчитывать результаты, если на сегодня готова к применению новая достойная программа на 2005 год. Программа есть, новые люди есть, вот только деньги… Но это вопрос времени. Единственное, чего у нас нет – это гарантий, что новые программы не будут действовать по старой системе.

Новое правительство в один голос заявило, что первое, с чем оно собирается покончить, – с коррупцией. Теперь уже министр Николаенко, как один из членов парламентского комитета по вопросам образования, не мог не знать о том, что творится теперь уже в его ведомстве. А сегодня ОБЯЗАН действовать! О том, что будет пересмотр системы оценки знаний учащихся, мы от министра услышали. На очереди, надеемся, более громкое заявление – о мерах по пресечению коррупции и казнокрадства в его ведомстве. И в этом случае материалы Счетной палаты, как и статья в нашем еженедельнике – стимул для активных действий.

Общая сумма выделенных бюджетных средств на 2001—2004 гг. – 90 млн. грн.

Неэффективно использовано – 68,6 млн. грн.

Из них:

Бюджетные правонарушения – 15,1 млн. грн.

Не по целевому назначению – 1,5 млн. грн.

Неэффективно использовано – 45,5 млн. грн.

Неэффективное управление деньгами – 6,2 млн. грн.

Незаконные расходы – 0,3 млн. грн.

Сергей Ковтуненко, Маргарита Писклова Mignews.com.ua

You may also like...