Убийство управделами Академии наук Украины. Версии

Управляющий делами Академии наук Украины Валерий Арсенюк был убит тремя выстрелами посреди улицы, рядом с подъездом собственного дома. Убийство тут же назвали заказным, киллер действовал уверенно и профессионально — кроме нескольких свидетелей, сумевших кое-как описать стрелка, никаких зацепок следствию он не оставил. Киллера видели свидетели

— Я услышала какие-то хлопки, — вспоминает соседка убитого, жительница дома №4/6 по ул. Горького, назвавшаяся Ириной. — Потом смотрю — мужик рыжий бежит, через двор пулей промчался. А там, откуда он выскочил, женщина какая-то завопила. Я туда, а там труп. И несколько человек уже собралось, милицию вызывают. Я потом, когда в новостях смотрела об этом убийстве, вспомнила, что, кажется, видела этого рыжего раньше — он в арке стоял, курил. Говорят, он выслеживал этого человека, ходил за ним.

Не только Ирина видела убегающего киллера, но запомнили свидетели немного — рыжие волосы, возраст 30–35 лет, среднего роста.

Оружие убийца держал в пакете, поэтому никаких гильз сотрудники милиции не нашли. Это стало еще одним подтверждением того, что работал профессионал.

— Не было громкого звука выстрела, — рассказывает еще один свидетель, Александр. — Наверное, на пистолете был глушитель. Не представляю, кому могло понадобиться убивать Арсенюка. Мы были немного знакомы, он, похоже, ничего не опасался, почти всегда ходил домой пешком. Говорят, его убили из-за работы, я в это не очень верю. В конце концов, ему было за 60, ученые, конечно, редко уходят на пенсию в таком возрасте, но ведь в случае чего всегда можно спровадить неудобного человека на заслуженный отдых.

Вопрос в квадратных метрах

Правоохранители как основную версию покушения все-таки рассматривают профессиональную деятельность управделами Академии наук. Имущества у академии немало: корпуса институтов, общежития, заводы, земля, некоторые драгоценные участки находятся прямо в центре города. Всем этим управлял Арсенюк, не всегда так, как того хотели заинтересованные в приобретении земли люди.

Как сообщил газете источник в правоохранительных органах, некоторые помещения АН сдаются в аренду за гроши. Существует несложная схема, по которой эти квадратные метры из аренды запросто перейдут в частную собственность арендатора, но для этого требуется некоторое содействие академии, в первую очередь — управляющего.

«Арендную плату мы взимаем не по коммерческим ценам, а вычисляем по методике, утвержденной постановлением Кабмина, — заявлял и сам Валерий Арсенюк. — Это совсем небольшие деньги, за счет которых невозможно покрыть все долги академии. К примеру, в Институте социологии, расположенном в самом центре столицы — на ул. Шелковичной, арендаторы платят по 111 грн. за квадратный метр. Разумеется, к этому добавляется еще НДС, плата за электроэнергию, амортизацию и коммунальные услуги. Требовать больше мы не имеем права. В отличие, скажем, от фирмы, которая может на бумагах показывать одну сумму за субаренду (по закону плата за нее не должна превышать стоимость аренды), а реально получать во много раз большую».

Не вполне понятно, что мешало самой АН применить на деле ту же схему. Но поговаривают, что Арсенюк хотел организовать пересмотр условий аренды, а это вопрос не одного миллиона гривен.

Академию растаскивали по частям

Не раз вспыхивали и скандалы с разбазариванием собственности АН, при этом поговаривали, что, будь на месте Арсенюка кто-то другой, у академии не осталось бы уже почти ничего.

С 1995-го деньги из бюджета на счет АН поступать перестали, начали накапливаться долги, и к 2000 году их было уже около шести миллионов гривен. Государственное жилищно-коммунальное предприятие НАНУ было признано банкротом, и началась процедура санации. Причем весомая доля этой задолженности была перед АК «Киевэнерго», которая хотела в счет погашения долга забрать одно из общежитий. Академия на это не пошла, но часть помещений решила продать.

— За все эти годы академия не продала частным лицам ни одного объекта, — утверждал во время земельного скандала Валерий Арсенюк. — Мы это просто не имеем права делать: закон гласит, что приватизировать и продавать имущество академия может только по процедуре, утвержденной Кабмином, а она еще не прописана!

При этом Валерий Арсенюк не отрицал, что 144 жилых дома из собственности академии были переданы городу. Как ими распорядился Киевсовет, неизвестно. Еще часть нежилых помещений была реализована по суду санатором, якобы за долги. Но все это капля в море, земли и зданий у АН остается еще на миллиарды гривен. Политика Арсенюка в земельном вопросе могла мешать многим, а если учесть цены на землю, возникает серьезный мотив для убийства.

Милиция в данное время не комментирует ход расследования. Единственное, что заявляют правоохранители: убийство Валерия Арсенюка связано с его профессиональной деятельностью, не конкретизируя, с какой именно. В данное время следователи изучают изъятую в его кабинете документацию, надеясь, что именно бумаги помогут выйти на след заказчика.

Проект ценою в жизнь

Одна из основных версий убийства управделами связана с последним проектом, которым занимался Арсенюк, — строительством Дома Шевченко на ул. Терещенковской. Стройка запланирована в исполнение Указа Президента «О создании научно-исследовательского и культурно-информационного центра «Шевченковский дом»». В письме АН, направленном во все подразделения, было сказано следующее: «Президиум НАН Украины принял решение о строительстве научного центра на земельном участке по ул. Терещенковской, 2. Кроме того, президиум принял решение поддержать предложение корпорации «Индустриальный союз Донбасса» и ООО «Агробудпереробка-1» по реализации совместного инвестиционного проекта по созданию современного научного центра НАН Украины на базе существующего комплекса сооружений НАН Украины».

В таком, казалось бы, положительном начинании есть свои темные стороны. Судя по перечню всего, что будет находиться в новом комплексе, он должен быть не менее 18 этажей, плюс подземный паркинг и прочие современные навороты. И все это в самом центре Киева, где каждый дом — памятник истории и архитектуры.

Какой именно была позиция Валерия Арсенюка по этому вопросу, неизвестно. Но поговаривают, что строительство «научно-исследовательского информационного центра» станет самой скандальной стройкой последующих нескольких лет.

Розвадовская Елена, ВВ

You may also like...