«Стой, дебил, а то я буду стрелять!». ГАИшники в Белорусии стреляют в водителей (видео)

Одним из самых заметных и обсуждаемых на прошлой неделе событий среди автомобилистов Белорусии оказалось задержание пьяного водителя на трассе Минск – Могилев, который пытался скрыться от ГАИ на скорости 150 км/ч, управляя автомобилем Volkswagen Golf. «Беглеца удалось задержать только через 15 километров после того, как прострелили два колеса машины»Об этом сообщила «Советская Белоруссия», отметив профессионализм работников ГАИ. Но, оказывается, это был не единственный с начала месяца случай задержания нарушителя с использованием работником ГАИ табельного оружия. Правда, его афишировать почему-то не стали.

«Стой, дебил, а то я буду стрелять!»

10 августа 2008 года на имя начальника УВД г. Минска было отправлено заявление 47-летнего жителя г. Минска Ершова Михаила Петровича следующего содержания: «В субботу, 9 августа, я работал на скульптурном комбинате на ул. Смоленской, 52А. В обеденное время я поехал на мопеде Malaguti перекусить в бар в пер. Козлова. Было очень жарко, и я выпил бокал пива – не более (бармен может подтвердить). К месту работы возвращался не спеша, соблюдая все Правила дорожного движения. Возле АЗС «Славнефть» в зеркало заднего вида я увидел милицейскую машину. В громкоговоритель я услышал: «Стой, дебил, а то я буду стрелять!»

После этих слов у меня не было желания контактировать с работником милиции. Громкую связь слышали работники АЗС (свидетели имеются). Выехав на тротуар, я направился в сторону водопада. Без предупредительного выстрела работник милиции открыл огонь на поражение. Выстрелов было несколько. Рядом находились мирные граждане, дети. Пуля, пробившая переднее колесо, рикошетом улетела в неизвестном направлении, остальные находятся в мопеде. При падении я не пострадал, при задержании не сопротивлялся. Работник милиции не представился, надел на меня наручники. Вину свою я признаю полностью, но оскорблять меня «дебилом» я не позволю никому. У меня высшее скульптурное образование, я член Союза художников РБ, полтора года в Афганистане защищал рубежи нашей Родины от посягательств американцев. Имею боевые награды, свидетельство о льготах. Нахожусь до сих пор в шоковом состоянии».

«Вы ж только не защищайте меня!»

Когда мы встретились с Михаилом Петровичем, я первым делом спросил его: с какой все-таки целью было написано это заявление?

«Ну как вам объяснить. Своей вины я не отрицаю и, как уже написал, признаю ее полностью. Но зачем было по мне, точнее, по скутеру из пистолета палить? Достаточно было на крайний случай сделать предупредительный выстрел. Так нет же – сразу по скутеру. А я за него 1250 евро отдал, между прочим. Так мало того, что прострелили колеса и диски, так еще и ехали на спущенных шинах и с вытекшим тосолом. А потом, как ни в чем не бывало, спрашивают у меня: «А чего это у тебя красная лампочка датчика температуры горела?» Так что не исключено, что вдобавок еще и движок запороли. Просто я не понимаю, зачем нужно было стрелять. Я что, представлял опасность на дороге, как Ментюк какой-то, или убил кого, ограбил? Боялись, что я убегу? Куда бы я убежал? Достаточно было просто передать по рации, и меня на выходе на Смоленскую спокойно бы и задержали. Просто я обиделся на его оскорбление. Среди бела дня при людях орет по громкоговорителю и обзывает меня дебилом…»

На Михаила Петровича Ершова было составлено два протокола. Согласно первому, N0120347, он нарушил п.9.1 ПДД тем, что, управляя мопедом без госномера, двигался по пер. Козлова и не выполнил требование работника ГАИ остановиться. В соответствии со вторым протоколом N0120346 Михаил Петрович Ершов совершил нарушение п.10.1 ПДД, то есть управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Выяснилось также, что относительно недавно – 29 мая – Михаил Петрович, автомобилист с 25-летним стажем, был задержан за управление автомобилем в нетрезвом состоянии и лишен «прав» на 36 месяцев. «Поэтому я и купил скутер. Мне с моей больной ногой пешком ходить тяжело».

После того как при нас Михаил Петрович снял шины с колес своего скутера и извлек из переднего и заднего колеса две пистолетные пули, мы отправились на место происшествия – в зону отдыха вдоль водоканала в конце переулка Козлова. Приближаясь к месту задержания, Михаил Петрович сообщил, что стрелять по нему инспектор ГАИ начал в тот момент, когда он должен был скрыться за поворотом тропинки, поэтому пулевые отверстия на скутере оказались с левой стороны. Нас удивило то, что местность просматривалась очень даже условно, то есть в любой момент из-за поворота мог выйти пешеход или выехать ребенок на велосипеде. После выстрелов Михаил Петрович проехал еще 50 м, пытаясь перебраться через железнодорожные пути. Ему это почти удалось, но тут его по просьбе инспектора задержал некий прохожий. «Здоровенный такой парень… Буквально набросился на меня, сбил с ног и скрутил, – пояснил нам Михаил Петрович и, помолчав задумчиво, тут же добавил: – Когда будете писать об этом, вы ж только не защищайте меня!»

Лекарство от «головной боли»?

Два месяца назад в «АБw» была статья «Задачка не по силам» , посвященная юридическим аспектам владения скутером и тому, какой проблемой они являются на дороге для инспекторов ГАИ. Там был такой отрывок из беседы автора А.Коноплицкого с сотрудником ГАИ: «Все эти скутеры и велосипеды – большая головная боль. Все знают, что в соответствии с ПДД у каждого из них куча нарушений. Но давай посмотрим… Махнуть жезлом для остановки не проблема, а что дальше? Будем считать, что водитель скутера остановился. Если он этого не сделал, то догнать его невозможно: свернет через любой бордюр между деревьями во двор – ищи его! Пешком не догонишь, а если во время погони на машине водитель скутера попадет в ДТП, так потом затаскают по инстанциям – замучаешься отписываться… Допустим, я узнал, что объем двигателя превышает мопедовский. Это значит, что необходимо составлять административный протокол за езду без «прав» и потребуется документ, удостоверяющий личность.

Такого документа, как правило, у них нет. Значит, надо доставлять водителя в РОВД для уточнения личности. А как? Посадить скутериста в автомашину и отвезти в отдел – нет проблем. А куда скутер девать? Ведь при езде без «прав» водителя нужно отстранить от управления. Оставить на месте и уехать нельзя, а вдруг украдут – кто отвечать будет? Как транспортировать скутер на милицейском «опеле»? В легковую автомашину он не влезает, эвакуатор не предназначен для перевозки скутеров, вызывать его для перевозки скутера не будешь – у них и так хватает работы, да и потом свои же подшучивать будут. А теперь посчитаем: чтобы доставить нарушителя в РУВД, составить на него административный протокол, доставить скутер на штрафплощадку и после этого вернуться на участок, потребуется как минимум 2-3 часа. Нет смысла связываться. За это время можно выявить не одно, а порядка 10 нарушений у водителей автомашин. Это проще: у них все документы на месте, а протокол составляется за 5-10 минут безо всякой головной боли».

Ну что ж, все помнят дискуссии вокруг «живого щита» и иных вариантов задержания пьяного Р.Ментюка. Тогда в интервью агентству «Интерфакс-Запад» начальник ГАИ МВД Беларуси Александр Менделев, отвечая на вопрос: «Могли ли сотрудники ГАИ применить оружие и спецсредства в погоне за нарушителем?», пояснял:

– На скорости 160 применять оружие очень опасно. Тем более патруль ГАИ ехал на «жигулях», а эту машину на такой скорости «болтает». В машине-беглеце ехали люди, и если бы в момент выстрела автомобиль ГАИ качнуло – нет человека. А ведь всегда так и происходит: пьяница остается цел и невредим, а страдает невинный человек. Когда есть полная уверенность, что попадешь в колесо, когда скорость у автомобиля небольшая – тогда можно стрелять. В данном случае такой уверенности не было. Если бы мы были уверены, что в машине едут преступники и убийцы, тогда можно было действовать более жестко. А здесь просто было административное правонарушение. Тем более мы не знали, почему машина не останавливается».

Не прошло и полгода, и вот уже заместитель А.Менделева Игорь Ваницкий, оценивая произошедшее на трассе Минск – Могилев, когда пьяного водителя удалось задержать, только открыв стрельбу по его автомобилю, говорит:

– Сотрудники ГАИ приняли правильное решение, работали быстро и оперативно. Пьяный водитель непредсказуем на дороге. Он мог выехать на полосу встречного движения, врезаться в автобусную остановку. Не исключаю, сотрудники ГАИ предупредили серьезное ДТП. Действовали профессионально. Безусловно, в какой-то мере эффект дали мастер-классы, которые сейчас проводятся для инспекторов ДПС.

ГАИ долго стенала по поводу того, что у нее нет никаких прав по привлечению скутеристов к ответственности, и вот наконец-то лекарство от этой «головной боли» найдено?! Стрельба по колесам как универсальное средство для задержания скутериста в зоне отдыха в центре города?

Согласно ст.29 «Применение и использование оружия» Закона РБ «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17.07.2007 г. сотрудник органов внутренних дел имеет право на использование огнестрельного оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него, для «остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства, его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью граждан либо имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление. Сотрудник органов внутренних дел вправе привести оружие в готовность к стрельбе, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования». Там же указано, что запрещается применять или использовать оружие «при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица».

Насколько оправданным было применение оружия в отношении Михаила Петровича Ершова? Сейчас этот вопрос решается в УВД Мингорисполкома.

Игорь МОСКАЛЕНКО, «АБw»

You may also like...